Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Кому сказать спасибо?"
проект по развитию речи (подготовительная группа)
В ходе реализации проекта ребята знакомяться со значимостью труда взрослых (работников детского сада), таким образом осуществляется работа по ранней профориентации воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_komu_skazat_spasibo.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД № 72
«РОДНИЧОК» г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Исследовательский проект
«Кому сказать «Спасибо»?»
Проектная группа:
воспитатели
Басина Л.А.
Сетежева Т.Н.
учитель-логопед
Кружалина Е.В.
Содержание.
1.Аналитико-прогностическое обоснование проекта.
1.1. Актуальность и новизна проекта.
1.2. Проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление.
1.3. Цель и задачи проекта.
1.4. Принципы реализации проекта
1.5. Ожидаемые результаты
2. Описание проекта
2.1. Вид проекта
2.2. Предмет исследования
2.3. Объект исследования
2.4. Гипотеза проекта
2.5. Этапы осуществления проекта
2.6. Взаимосвязь образовательных областей.
2.7. Жизнедеятельность проекта
2.8. Результат проекта
3. Ресурсное обеспечение проекта
3.1. Кадровые ресурсы
3.2. Научно-методическое обеспечение
3.3. Технические средства
3.4. Методическое сопровождение проекта
4. Фотоотчет: методическое сопровождение проекта, продукт проектной
деятельности.
1.Аналитико-прогностическое обоснование проекта.
- Актуальность и новизна проекта.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями в качестве ранней профориентации является современным запросом, который прописан в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду, уважительное отношение к труду взрослых. Реализация данного направления на дошкольном уровне – непростая задача. В столь раннем возрасте могут формироваться только предпосылки профессиональных компетенций. Но именно ранняя профориентационная деятельность формирует эти предпосылки таким образом, что в подростковом и юношеском возрасте человек не будет испытывать проблем в самоопределении.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Ближайшим и наглядным способом сформировать знания дошкольника о мире профессий является знакомство с профессиональной деятельностью работников детского сада. По сути, детский сад для ребенка – это модель социализации в обществе, где представители различных профессий трудятся во взаимодействии, на благо своих воспитанников. Данный проект позволяет в игровой и познавательной форме активизировать интерес детей к миру профессий, систематизировать представления ребёнка.
- Проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление
Сложность работы заключается в том, что у дошкольников, по мнению большинства педагогов детских садов и родителей, эта тема не вызывает волнующего интереса, как некоторые другие. А ребенок будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает и что его больше интересует. Поэтому работа воспитателей заключается в том, чтобы заинтересовать детей и родителей профессиональным миром.
По наблюдениям педагогов, многие дети имеют слабое представление о тех или иных профессиях:
- у детей отсутствуют четкие представления о разнообразии трудовой деятельности взрослых;
- недостаточно сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий;
- дети имеют нечеткие представления об особенностях той или иной профессии.
Работая с детьми с ОВЗ (тяжелые нарушения речи), нельзя не отметить что у детей с речевыми нарушениями слабая мотивация к познавательной, интеллектуальной, творческой деятельности. Дети недостаточно активны, чаще пассивны. В ходе реализации проекта дети в занимательной и игровой форме получают знания о профессиях, становятся творчески активными и учатся самовыражаться. Творческие дети в дальнейшем творчески подходят и к своей работе, выбирают профессии, которые всегда востребованы в обществе.
- Цель и задачи проекта.
Цель: расширить и обогатить знания детей о профессиях, о труде работников детского сада.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о профессиях людей, их значимости;
- дать понятие слову – профессия;
- узнавать сотрудников детского сада, называть по имени, отчеству;
- развивать навыки исследовательской деятельности в процессе поиска, систематизации и обобщения полученной информации;
- обогащать лексический запас и активизировать речь ребенка посредством слов, связанных с тематикой проекта.
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности;
- способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения в ходе игр и заданий.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада;
- побуждать детей общаться со взрослыми и сверстниками;
- поддержать интерес ребенка к трудовой деятельности взрослых;
- формировать основы самосознания и индивидуальности.
1.4. Принципы реализации проекта.
Проект отличается творческим подходом к формированию предпосылок профессиональных компетенций и умений исследовательской деятельности и строится на следующих принципах:
Принцип гуманизации предполагает утверждение ценности общекультурного человеческого достояния, внимания к вкладу в развитие культуры.
Принцип сотрудничества определяет построение отношений участников проекта на на взаимном уважении и доверии.
Принцип доступности предполагает учет возрастных особенностей детей и адаптированность материала с ориентацией на ведущий вид деятельности.
Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации является одним из ведущих при разработке индивидуально-дифференцированного подхода в образовании к воспитаннику в условиях группы компенсирующей направленности.
Принцип целостности предполагает построение деятельности участников проекта на основе единства процессов развития, создание сбалансированного образовательного пространства, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования и воспитания.
1.5. Ожидаемые результаты:
Получая знания о профессиях работников детского сада, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.
У ребенка закладывается фундамент нравственности, формируются основы самосознания и индивидуальности, понимание значения слова «профессия». Обогащается речь и активизируется творческое мышление. Появляется умение самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся. Реализация данного проекта предполагает развитие естественной потребности превратить накопленные впечатления в продукт собственного творчества.
2. Описание проекта
- Вид проекта.
По виду проектной деятельности: исследовательский, информационный
По составу участников: групповой
Участники проекта: воспитанники старшей группы № 12 компенсирующей направленности для детей с ТНР, воспитатели, учитель-логопед, родители
По срокам реализации: среднесрочный - 1 месяц
- Предмет исследования — профессиональная деятельность работников детского сада
2.3. Объект исследования.
Создание условий и возможностей для предпосылок ранней профориентации и активного использования приобретенного опыта в продуктивной деятельности.
2.4. Гипотеза проекта.
Через знакомство с трудом сотрудников детского сада у ребёнка формируется познавательный интерес к профессиям и эмоционально-ценностное отношение к труду взрослых.
2.5. Этапы осуществления проекта
Подготовительный этап.
Проектные мероприятия | Временной отрезок |
Деятельность педагогов - обсуждение плана проекта с воспитателями, с логопедом - подбор методической, художественной литературы по выбранной тематике проекта - разработка мероприятий проекта - подготовка наглядного и дидактического материала (подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности, подбор иллюстративного и наглядного материала для исследовательской деятельности) | 2-я неделя сентября 3-я неделя сентября |
Деятельность родителей - обсуждение проекта с родителями - поиск информации в сети Интернет | 2-3-я неделя сентября |
Самостоятельная деятельность ребенка - обсуждение с детьми темы проекта - выявление уровня имеющихся знаний о профессиях сотрудников детского сада. |
Основной этап
Проектные мероприятия | Временной отрезок |
Деятельность педагогов Знакомство с профессией помощник воспитателя. - беседа « Чем занимается помощник воспитателя?» - наблюдение за трудом помощника воспитателя - Д/и: « Что нужно для работы помощника воспитателя?», «Кому что нужно для работы?», «Оденем куклу на прогулку» - чтение и пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники», И.Деемьянов «Я теперь большая», А.Кузнецова «Кто умеет», Е.Груданов «Наша нянечка» Знакомство с профессией медсестра. - экскурсия в медицинский кабинет - рассказ медсестры о своей профессии, ее важности и необходимости в детском саду. Показ «предметов – помощников» - беседа: «Если ты заболел» - дидактические игры: «Что нужно для работы медсестры», «Можно и нельзя», «Что должно быть в аптечке» - беседа: «Опасные лекарства», «Будь осторожен на прогулке» - чтение художественной литературы: А.Барто « Мы с Тамарой», «Очки», О.Емельянова «Врач», «Тигр», К.Чуковский «Айболит», Лика Разумова «Доктор», И.Токманова «Мне грустно, я сижу больной» Знакомство с профессией повар. - беседа «Профессия – повар» - экскурсия на пищеблок. Знакомство с поварами. - рассказ повара о своей профессии. Рассматривание посуды на кухне - Дид.игры : «Сварим борщ и компот», «Угадай на вкус», «Принадлежности повара» - чтение художественной литературы: О.Емельянова «Повар», С.Беляева «Спасибо поварам», В. Мирясова «Стихотворение про повара», Лика Разумова «Повар» - настольно – печатная игра «Кем быть?» - беседа: «Осторожно, электроприборы», «Как обращаться с ножом» Знакомство с профессией дворник. - беседа «Труд дворника». Рассматривание иллюстраций «Труд дворника в разное время года» - наблюдение за работой дворника во время прогулок - знакомство с дворником. Рассказ дворника о своей профессии - знакомство с рабочим инвентарем дворника, его назначением - Дид.игры : «Рабочие инструменты дворника», «Что за чем» - беседа: «Осторожно, гололед!» - чтение художественной литературы: С.Севрикова «Про дворника», Лика Разумова «Дворник», пословицы и поговорки о труде Знакомство с профессией прачка. - беседа о профессии прачка - экскурсия на прачечную. Знакомство с ней - рассказ прачки о своей профессии - Дид.игры : «Смотай все нитки в клубок», «Вставь нитку в иголку» - чтение художественной литературы: П.Синявский «Кастелянша», К.Чуковский «Мойдодыр» Обогащение развивающей предметно-пространственной среды - изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Детский сад» - пополнение библиотеки группы детскими книгами по теме - размещение в уголок творчества поделок, сделанных своими руками | 1-2-я неделя октября |
Деятельность родителей - совместная с ребенком деятельность по изготовлению страниц альбома «Профессии в детском саду» - совместная деятельность ребенка и родителей по ознакомлению с трудом работников детского сада | |
Самостоятельная деятельность ребенка - рассматривание иллюстраций и фотографий по теме - ознакомление с «предметами-помощниками» - самостоятельная организация сюжетно-ролевой игры «Детский сад», «Больница», «Кукольный доктор» - труд: сервировка стола с помощником воспитателя, полив цветов, влажная уборка - аппликация «Красивый фартук для няни» - аппликация «Витаминки для Иринки» - конструирование «Больница для кукол» - аппликация «Консервируем овощи» - рисование «Овощи и фрукты» - аппликация «Лопата и грабли для дворника» - рисование « Красивый платочек» - аппликация « Украсим мамино платье» |
Заключительный этап
Проектные мероприятия | Временной отрезок |
Деятельность педагогов - оформление альбома «Профессии в детском саду». - подготовка к презентации проекта | 3-я неделя октября |
Деятельность родителей - подготовка сообщения о реализации проекта на родительском собрании | |
Самостоятельная деятельность ребенка - Обсуждение со сверстниками – зачем необходимо знать людей, работающих в детском саду. |
2.6. Взаимосвязь образовательных областей.
Задачи нашего проекта в соответствии с ФГОС решаются во взаимосвязи всех образовательных областей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- проведение сюжетно-ролевых игр с использованием темы профессий;
- проведение дидактических игр.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- беседы с ребенком;
- просмотр иллюстраций, фотографий, картин и изображением сотрудников детского сада;
- организация выставки работ;
- просмотр презентации — видео-экскурсия.
Образовательная область «Речевое развитие»
- чтение литературных произведений по теме проекта;
- расширение и активизация лексико-грамматических средств языка и связной речи в условиях проведения коррекционно-логопедических мероприятий.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- слушание аудиозаписей и просмотр видеозаписей знакомых детям произведений, направленных на знакомство с трудом взрослых;
- развитие навыков рисования, лепки, аппликации по тематике проекта.
Образовательная область «Физическое развитие»
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие скорости и ритма движения;
- совершенствование координации движения и речи.
2.7. Жизнедеятельность проекта.
Данный проект можно использовать в работе воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям в работе по формированию предпосылок ранней профориентации. Реализовать проект можно при индивидуальной и коллективной работе с детьми. Продукты творческой деятельности ребенка, накопленные в ходе осуществления проекта (рисунки, аппликации), а также альбом «Сотрудники детского сада глазами детей», как средство обобщения и систематизации знаний о труде взрослых, используются в качестве пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе.
2.8. Результат проекта
Результативно-рефлексивный компонент проекта включает анализ и оценку результатов педагогической деятельности по ранней профориентации детей дошкольного возраста. Результативность работы определяется с помощью педагогической диагностики.
Результаты педагогической диагностики свидетельствуют о положительной динамике развития профессионального самоопределения дошкольников. У детей значительно повысился уровень сформированности представлений о профессиональной сфере взрослых людей. В сюжетно-ролевых играх дети активно используют знания о людях разных профессий, реализуют свои профессиональные интересы и устремления. Данные диагностики дают нам основание полагать, что реализованная работа профориентационной деятельности по решению задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является эффективной.
3. Ресурсное обеспечение проекта
3.1. Кадровые ресурсы.
-воспитанники старшей логопедической группы;
-педагоги;
-родители.
3.2. Научно-методическое обеспечение.
- Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие.-М.: Центр педагогического образования, 2012.-144 с.
- Краснощекова Н.В. . «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Издание 2-е – Ростов, Н.Д.: Феникс, 2007.
- Методическое пособие «Обучение и игра», М.: Мозайка – Синтез, 2004.
- Морозова И.И., Пушкарева В.А. «Ознакомление с окружающим миром»: Изд-во «Мозайка – Синтез», 2011.
- Потакова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» М.: Творческий центр», 2010.
- Интернет-ресурсы:
https://nsportal.ru
http://ped-kopilka.ru
https://infourok.ru
3.3. Технические средства.
- музыкальный центр;
- проектор;
- компьютер;
- DVD-плейер;
- диски.
3.4. Методическое сопровождение проекта.
- уголок сюжетно-ролевых игр группы;
- конспекты НОД, бесед с ребенком, экскурсий;
- иллюстрации с изображением профессий;
- раздаточный и дидактический материал для НОД, игр по ознакомлению с
профессиями детского сада;
- подборка аудио- и видеоматериалов для исследовательской деятельности ребенка;
- подборка методической, художественной литературы по выбранной тематике проекта;
- материалы для реализации продуктивной деятельности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский, долгосрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста.САД-ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями...
Познавательно – исследовательский среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста "МИР ВОДЫ"
Период дошкольного детства - это период становления личности ребёнка. Формирование экологической культуры современного человека является, на мой взгляд, является основой для формир...
Познавательно – исследовательский. Среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста. КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ. ОХРАНА РЕДКИХ ЛЕСНЫХ ЖИВОТНЫХ
Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, друг...
Познавательно-исследовательский, творческий проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Чудо – огород у Матроскина растёт
Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений....
Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...
Познавательное развитие РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошко...