Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Попова Елена Вячеславовна

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

  Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. 

Играйте с детьми в  пальчиковые игры ! Это очень полезно для развития речи,   мелкой моторики,  и для социализации детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

             “Пальчиковые игры”.  “ЗИМА”.

“Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

  Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. 

Играйте с детьми в  пальчиковые игры ! Это очень полезно для развития речи,   мелкой моторики,  и для социализации детей.

Снежок

Раз, два, три, четыре,                                   Загибаем пальчики по одному

Мы с тобой снежок лепили,                      «Лепим» двумя руками

Круглый, крепкий,                                      Чертим руками круг 

Очень гладкий,                                            Одной рукой гладим другую 

И совсем, совсем не сладкий.                    Грозим пальчиком 

 

                                               

Маленький Егорка

Маленький Егорка                                     Средним и указательным пальцами

Топает по горке,                                         правой руки шагаем по левой руке

Взял саночки,                                             Кулачек правой руки кладем на плечо 

Вжи-и-и-ик, поехал к мамочке!              скатываемся вниз как с горки

                                           

 Мы во двор пришли гулять.
                                               

Раз, два, три, четыре, пять                            Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять.                         «Идём» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,                                   «Лепим» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили,                         Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались,                          Кулачком  правой руки  скользим от плеча левой руки вниз к запястью 

А ещё в снегу валялись.                                  Кладём ладошки на стол то  одной стороной, то другой 

И снежками мы кидались                               Имитируем движения по тексту                               

Все в снегу домой пришли.                            Отряхиваем левой рукой правую от плеча к запястью

Съели суп и спать легли.                                Движения воображаемой ложкой,  руки под щёки

                                               

Снеговик

 Мы слепили снежный ком                   Лепим двумя руками комок,

Шляпу сделали на нем                        Соединяем руки в кольцо и кладем на  голову,

Нос приделали и вмиг                         Приставляем кулачки к носу,

Получился снеговик                             Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика.

Зимой

 Снег пушистый лег на ветки.                 Изображаем руками ветви деревьев, пальцы растопыриваем

И гулять бегут все детки.                        Указательный и средний пальцы обеих рук  «бегут» по столу, как ножки

Лепят бабу под окном,                             Лепим двумя руками воображаемый снежный ком

Дружно катят снежный ком.                  Круговые движения руками

Лыжи,                                                        Скользим по столу ладонями вперед-назад

 Санки                                                        Кисти рук   соединить вместе, большими пальцами     вниз, движение                                                                                                                                       от груди вперед

И коньки                                                    Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу 

  Мчатся наперегонки.

                                                                        

Пришла зима

Пришла зима.                                   Развести руки в стороны, показывая вокруг себя

Стало холодно.                                 Обхватить руками себя за плечи и поежиться

Ударили морозы.                             Стукнуть правым кулаком по левой ладони 

Реки покрылись льдом.                   Руки ладонями вниз соединить и развести в                                                                                                                                                                            разные стороны

Пошел снег.                                      Руки поднять вверх,

Он падал белыми,                              а затем плавными, 

Пушистыми хлопьями                   зигзагообразными движениями.

На землю                                         не спеша, опускать их вниз

На дома,                                           Соединить руки у себя над головой , чтобы получилась «крыша»

На деревья,                                      Поднять руки вверх, пальцы растопырить, изобразив ветви дерева

На людей.                                        Положить руки себе на голову

                                               

 Елка

 Зелененькая  елочка                                  П альцы рук переплетены и выпрямлены.

Колючие иголочки.                                    Руки перед собой, пошевелить пальчиками

Ветки распушила                                       Руки опустить и потрясти ими

Снежком припорошила                            Погладить себя обеими руками      

                                               

                                           
 Строитель

Копаю, копаю лопаткой снежок,                                Имитируем движения

Построю из снега домок-теремок.                            Соединяем пальцы рук над головой, делаем крышу

И окна, и двери я вырублю в нем,                            Ребром ладоней "вырубаем"

Почищу дорожки, посыплю песком.                         Имитируем движения

А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!                   Одной рукой изображаем зайчика, другой маним к себе

Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!»                Пожимаем свои руки

                                               

Падал снег на порог

Падал снег на порог,                           Р уки над головой, перебирая пальцами, медленно опускаем вниз

Кот лепил себе пирог.                        Ладони приставляем к голове, изображая уши

А пока лепил и пек,                            Лепим пирог

Ручейком пирог утек.                         Ладони соединяем вместе, делаем волнистые движения

                                               

Снежный ком

Взяли дети белый ком,                                           Изображаем ком

Будем строить снежный дом                                Движения, изображающие лепку снежков

Мы польем его водой,                                           Имитируем движения "поливаем водой"

Домик будет ледяной                                            Соединяем пальцы рук над головой, делаем крышу

Ком за комом мы кладем,                                    Ставим кулачок на кулачок

 Вот и вылепили дом                                            Рисуем в воздухе ладонями домик 

                                                 

 
   Медведь в берлоге

Медведь в берлоге крепко спит,                Руки сложены лодочкой под щечкой

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,                              Загибаем поочередно пальцы

Колючий ежик и барсук

Только заиньке не спится                       Указательным и средним  пальцами делаем заячьи ушки                                   

Убегает от лисицы.                                  Указательным и средним пальцами "убегаем"

Мелькает он среди кустов,                      Изображаем зигзагообразные линии

Напетлял — и был таков                         Разводим руки в стороны

                                                 

 
 Белый пух

Сыплет белый , снежный пух,                     Плавно   опускаем кисти рук  сверху вниз                        

Устилает все вокруг.                                    Разводим руки в разные стороны         

Пух на шапках                                              Показываем на названные вещи,

Пух на шубках,                                             ( или поочередно загибаем пальцы)

Пух на бровках,

Пух на губках.

Как щекотно — ух!                                        Щекочем себя и встряхиваемся

Кто  щекочет  —  пух!                                  Ладошки перед собой, дуем на них

                                               

 
 Ветер

Ветер тучу-мельницу                           Руки поднимаем вверх. изображаем ветер

Крутит во весь дух,                               Крутим ручками, словно мельница

И на землю стелется                            Руки плавно опускаем сверху вниз

Белый-белый пух.                                Встряхиваем ладошки. дуем на них

                                               

 
 Дедушка Мороз

Закрывайте двери,                                     Руки ставим ладонями к себе, переворачиваем  от себя

Закрывайте двери                                      Закрываем ладошками глаза

Закрывайте уши,                                       Закрываем ушки

Закрывайте нос.                                        Закрываем нос

Ходит, бродит по дорогам                        Ходим указательным и средним пальцами

Старый дедушка Мороз!                          Изображаем бороду, усы

 Щиплет уши, щиплет нос,                      Щипаем названные части тела

 Щиплет щёчки дед Мороз

                                 
                                                

 Зайка

 Зайка серенький сидит                               Делаем зайку (указательный и средний пальцы вверх)

И ушами шевелит.                                      Шевелим указательным и средними пальчиками                                 

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

Зайке холодно сидеть,                                Обнимаем себя руками

Надо лапочки согреть.                              Растираем ручки

Вот так, вот так                                            или хлопаем одной рукой другую

 Надо лапочки согреть.

 Зайке холодно стоять,                               Переворачиваем "зайчика вниз ушками"-                                                                                                                                                                                       теперь это ножки 

 Надо зайке поскакать.                                 "Прыгаем" с одной ножки на другую

 Вот так, вот так

 Надо зайке поскакать.

 Мишка зайку испугал!                                    Обе руки вверх-лапы медведя, рычим

 Зайка прыг и убежал!                                     Прячем правую руку за спину



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

работа по теме "Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей на тему "Пальчиковые игры - одно средств развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Данная консультация содержит информацию о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Тема по самообразованию: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

АктуальностьИзвестный педагог – новатор В.А. Сухомлинский сказал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло...

План по самообразованию «Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста (методические рекомендации)

Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. В раннем возрасте ребенок впитывает любую информацию, как губка и его мозг очень активен. Но нагру...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Пальчиковые игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам. Дети с большим воодушевлением копируют все дви...