«Пальчиковые игры – как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8» ФИЛИАЛ детский сад
Проектно-исследовательская деятельность в ДО
Тема: «Пальчиковые игры – как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Автор: воспитатель
Григорьва Наталья Михайловна
Ачинск
2020
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Речевое развитие детей в контексте исследуемой проблемы
1.1. Особенности развития речи детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………5
1.2. Средства развития речи детей……………..…………………………….14
1.3. Пальчиковые игры - как средство развития речи детей……………….20
1.4. Организация пальчиковых игр с детьми дошкольного возраста………………………………………………………………………….26
Вывод по I главе………………………………………………………………...31
Глава II. Пальчиковые игры – как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровня развития речи……………………………………………32
2.2. Рекомендации для педагогов и родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста при помощи пальчиковых игр……………………………………………………………………………….35
Вывод по II главе………………………………………………………………44
Заключение ……………………………………………………………………..45
Библиографический список……………………………………………………47
Введение.
В процессе педагогической деятельности многие сталкиваются с недостаточной сформированностью речи у детей младшего дошкольного возраста, которое выступает важным компонентом мировоззренческих основ дошкольников.
Исследования ученных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Таким образом, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, умением логически рассуждать, у ребенка достаточно развивается память, внимание, связная речь.
Объектом нашего исследования является процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: пальчиковые игры - как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: систематизация материала по теме исследования и разработка рекомендаций для педагогов по развитию речи с использованием пальчиковых игр.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования
- Определить место и роль развития речи в воспитании детей младшего дошкольного возраста
- Выявить возможности пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
- Разработать рекомендации для педагогов по развитию речи с использованием пальчиковых игр
Гипотеза исследования: пальчиковые игры с детьми младшего дошкольного возраста повысят уровень их речевого развития.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение.
ГЛАВА I. Речевое развитие детей в контексте исследуемой проблемы
1.1. Особенности развития речи детей дошкольного возраста.
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов, помогает в познании окружающего мира. Благодаря ей человек приобретает, усваивает знания и передает их. Речь – средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении.
Под связной речью понимается отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчлиняющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Связность, по мнению С.Л. Рубинштейна, - это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания.
Связная речь, по мнению Н.П. Ерастова, характеризуется наличием четырех основных групп связей:
- логических - отнесенность речи к объективному миру и мышлению;
- функционально-стилевых – отнесенность речи к партнерам общения;
- психологических – отнесенность речи к сферам общения;
- грамматических – отнесенность речи к структуре языка
Эти связи определяют соответствие высказывания объективному миру, отношение к адресату и соблюдение законов языка. Сознательно овладеть культурой связной речи – значит научиться выделять в речи различные виды связей и соединять их вместе в соответствии с нормами речевого общения.
Речь считается связной, если для нее характерны:
- содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);
- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);
- логичность (последовательное изложение мыслей);
-ясность (понятность для окружающих);
- правильность, чистота, богатство (разнообразие).
По мнению исследователей, существуют две разновидности связной речи – диалог и монолог, которым присущи свои особенности.
Различия диалога и монолога
Диалог | Монолог |
Состоит из реплик или цепи речевых реакций | Это логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей |
Осуществляется либо в сменяющихся друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора двух или нескольких участников | Выражается мысль одного человека, которая неизвестна слушателям |
Собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания | Высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто |
Речь может быть неполной, сокращенной, фрагментарной; характерна разговорная лексика и фразеология, простые и сложные бессоюзные предложения, типичное использование шаблонов, клише, речевых стереотипов; кратковременное обдумывание | Характерна литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность, синтаксическая оформленность. Необходима внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание |
Связность обеспечивается двумя собеседниками | Связность обеспечивается одним говорящим |
Стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуациями, репликой собеседника) | Стимулируется внутренними мотивами; содержание и языковые средства речи выбирает сам говорящий |
Несмотря на различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую. Монолог может приобретать диалогические свойства, а диалог может иметь монологические вставки, когда наряду с короткими репликами употребляется развернутое высказывание.
Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, по меткому высказыванию Ф.А. Сохина, как бы вбирает в себя достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это положение нашло свое отражение в исследованиях, в которых подчеркивается связь того или иного раздела с развитием связной речи.
Как же развивается связная речь детей? Ответ на этот вопрос содержится в исследованиях С.Л. Рубинштейна и А.М. Леушиной.
Исследователи считают, что развитие речи ребенка начинается с его общения со взрослыми в форме разговора. Общение это основывается на том, что видят оба беседующие. Общность непосредственной ситуации накладывает отпечаток на характер их речи, освобождает от необходимости называть то, что видят оба собеседника. Речь ребенка и взрослого характеризуется неполными предложениями. Прежде всего она выражает отношение, поэтому в ней много восклицаний (междометий). Наименование предметов в ней чаще всего заменяется личными и указательными местоимениями.
Речь, не отражающую полностью содержания мысли в речевых формах, исследователи назвали ситуативной речью. Содержание ситуативной речи становится понятным для собеседника лишь в том случае, если он учтет ситуацию, условия, в которых рассказывает ребенок, его жесты, движения, мимику и интонацию.
Маленький ребенок овладевает прежде всего разговорной речью, касающейся непосредственно виденного, поэтому его речь ситуативна. Но уже на протяжении дошкольного возраста наряду с этой формой связной речи возникает и развивается другая форма, названная контекстной. Ее содержание раскрывается в самом контексте речи, благодаря чему становится понятной для слушателя. Это более совершенная форма связной речи развивается у ребенка в силу изменяющихся общественных отношений. По мере развития дошкольника его отношения со взрослыми перестраиваются, его жизнь приобретает все большую самостоятельность. Теперь предметом беседы ребенка и взрослого становится уже не только то, что они оба в данный момент видят и переживают. Например, дома ребенок рассказывает о том, чем он занимался в детском саду, но чего не видели его родные. Прежние средства ситуативной речи не помогают ясности и точности его речи. Мать не понимает того, что пытается рассказать ребенок, она задает ему вопросы, а он должен называть то, чего она не видела. Иначе говоря, изменившиеся общественные отношения требуют от ребенка большей полноты и точности изложения, чтобы его поняли другие, порождают у него стремление найти новые слова, чтобы удовлетворить свою потребность в общении. Таким образом, по мнению С.Л. Рубинштейна и А.М. Леушиной, создаются предпосылки для обучения ребенка связной речи.
Обогащая свой словарь, ребенок начинает шире пользоваться наименованиями предметов, овладевает все более сложным построением речи, что позволяет ему все более связно излагать свои мысли.
Ситуативная речь не исчезает с появлением контекстной, а продолжает существовать не только у детей, но и у взрослых. В сознании ребенка эти формы речи постепенно дифференцируются. Они используются в зависимости от предметного содержания рассказа, характера самого общения, обстановки. Обе формы связной речи имеют свою окраску: ситуативная речь отличается большой силой экспрессивности, эмоциональной выразительности; контекстная речь более интеллектуализированна.
Несмотря на то что в большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь – характер монолога, по мнению Э.Б. Эльконина, неверно отождествлять ситуативную речь с речью диалогической, а контекстную речь с речью монологической, так как последняя может иметь ситуативный характер.
Исследователями установлено, что характер связной речи детей зависит от ряда условий и прежде всего от того, общается ребенок со взрослыми и сверстниками. Доказано (А.Г. Рузская, А.Э. Рейнстейн и др.), что в общении со всерстниками дети в 1,5 раза чаще употребляют сложные предложения, чем в общении со взрослыми; почти в 3 раза чаще прибегают к прилагательным, передающим их этическое и эмоциональное отношение к людям, предметам и явлениям, в 2,3 раза чаще используют ударения, места и образа действия. Лексика детей в общении со сверстниками характеризуется большей вариативностью. Это происходит потому, что сверстник является партнером, в общении с которым дети как бы апробируют все присвоенное им общение в общении со взрослыми.
Способность изменять свою речь зависит также от того, к какому ребенку она обращена. Например, четырехлетний ребенок при разговоре с двухлетним пользуется более короткими и менее сложными предложениями, чем при разговоре с ребенком, который старше его.
Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождают отдельными побуждениями – мотивами. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется ими поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства.
Мотив речи «ради чего я говорю» (Л.С. Выготский) возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к заданиям, которые предлагает педагог, а также при наличии слушателей, так как говорить в пространство, «в никуда» дошкольники не хотят.
Успешное развитие связной речи невозможно, если ребенок отвечает лишь из необходимости выполнить задание педагога (воспитатель спрашивает – надо отвечать). При обучении, когда каждое высказывание мотивируется только подчинением авторитету педагога, когда связная речь представляет собой лишь «полные ответы» на бесконечные вопросы, желание высказаться (мотив речи) угасает или ослабевает настолько, что уже не может служить стимулом для высказывания детей.
Чтобы дети говорили живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, необходимо «ввести детей в роль увлекательного рассказчика».
В частности в работе В.В. Гербовой было зафиксировано повышение у детей уровня связности речи, ее развернутости, когда они понимали важность задания, чувствовали потребность в связном высказывании. Так, на занятии «Магазин игрушек» ребятам объясняли, что, для того чтобы приобрести игрушку, они должны рассказать о ней. Платой за вещь будет подробный интересный рассказ.
В исследовании М.С. Лаврик предлагалась ситуация письменной речи, когда ребенок диктовал свой рассказ, а взрослый записывал, чтобы затем прочитать малышам, включить в альбом или послать больному сверстнику.
Характер связной речи зависит также от характера темы и ее содержания. Рассказ детей на тему ярко пережитом событии отличается наибольшей ситуативностью и экспрессивностью. В рассказах на тему, где требуется обобщение не только личного опыта, но и знаний вообще, ситуативность почти отсутствует, рассказ становится богаче и разнообразнее по своей синтаксической структуре. Как только дети отрываются от личного опыта, исчезает излишняя детализация, утяжеляющая рассказ. Нередко появляется прямая речь.
Помимо прочего на характер конкретного высказывания влияют настроение, эмоциональное состояние и самочувствие ребенка.
Все перечисленные условия необходимо учитывать педагогам, чтобы обучение связной речи носило осознанный характер.
Диалог для ребенка является первой школой овладения родной речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развивающейся личности.
Диалогическая речь на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения.
В раннем детстве речь ребенка непосредственно связана с его практической деятельностью или ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или с их помощью, потому и его общение носит ситуативный диалогический характер. В связи с этим его речь, как указывает Д.Б. Эльконин, представляет собой или ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или требование об удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности.
Переход к дошкольному возрасту заключается в существенном изменении условий развития ребенка, и прежде всего в изменении его отношения к взрослым: возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Появляется новая форма речи – сообщения. У дошкольников возникает необходимость договориться об общем замысле деятельности, распределении функций, контроле за выполнением правил и т.д. На этой основе продолжает развиваться диалогическая речь и возникают новые ее формы – указания, оценки, согласование действий.
Особенностям общения дошкольников со взрослыми посвящено исследование А.Г. Рузской. Она отмечает, что детям небезразлично, в какой форме взрослый предлагает им общение, они охотнее принимают задачу общения в том случае, когда взрослый их ласкает. Чем старше дошкольники, тем выше уровень их инициативности в общении, тем чаще появление взрослого не остается незамеченным и используется ими для завязывания с ним контактов. Чем младше ребенок, тем больше его инициатива в общении со взрослым связана с активностью последнего.
А.Г. Рузская исследовала, как изменяется отношение к беседе со взрослым у детей с 2 до 7 лет. Для детей двух-трех лет разговор со взрослым более привлекателен, чем слушание сказки. Дети не просто слушают вопросы взрослого и отвечают на них, но и сами по своей инициативе поддерживают в меру своих возможностей разговор. Дети трех-четырех лет начинают беседу не без интереса, но после 2-3 вопросов начинают отворачиваться, ерзать на стуле и, наконец, заявляют: «Я не умею так, я не хочу в это играть». У детей четырех-пяти лет приглашение к беседе не вызывает смущения или желания избавиться от нее. Она протекает даже оживленно. Дети пяти-шести лет чувствуют себя совершенно свободно, испытывают удовольствие от общения со взрослым. У детей шести-семи лет во время беседы появляются инициативные обращения ко взрослому. Ребенок этого возраста жаждет не только слушать, но и рассказывать, при этом он выбирает для обсуждения со взрослым сложные и сокровенные темы.
Особенности диалога младших дошкольников раскрыла Т. Слама-Казаку, отметившая, что после двух лет диалог занимает значительное место в детской речи. Она выделила следующие особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста:
- у детей кроме простой фразы обращения (зова) отмечаются просьбы, жалобы, приказы, запреты, «сентиментальные объяснения»;
- многочисленные обращения принимают повелительную форму («Смотри!», «Слушай!», «Иди!»). Для них характерна эллиптическая форма высказываний, когда отдельные слова заменяют целую фразу;
- диалог принимает форму либо простого или более сложного разговора (состоящего из реплик) между двумя детьми, либо беседы между несколькими детьми;
- у детей очень редко диалог состоит из параллельных высказываний, принадлежащих двум говорящим, не интересующимся друг другом. Первый из говорящих обращается фактически к кому-то, а слушатели отвечают ему, иногда не добавляя ничего нового;
- диалог между ребенком и взрослым носит более сложный характер, нежели между детьми одного возраста, и реплики следуют с подчеркнутой последовательностью благодаря тому, что взрослый придает более точное направление беседы, не удовлетворяясь непоследовательным или неясным ответом, принимаемым ребенком-слушателем;
- структура диалогов довольна проста, используется двучленные диалогические единства. Реплики краткие, содержат только ту информацию, которую запрашивал собеседник;
- в диалоге ребенка данного возраста важное место занимают отрицательные реплики;
- неустойчивость группировки, а также трудности поддержания беседы тремя-четырьмя партнерами. Группировки беспрерывно видоизменяются (один партнер включается в диалог, другой – выходит);
- непоследовательность в содержании беседы, даже при наличии одной и той же группы. Как один из говорящих, внезапно увлеченный новым интересом, начинает говорить о чем-нибудь другом, группа либо не обращает внимания, либо, напротив, вся группа или, по крайней мере, ее часть переключается на новую тему.
1.2. Средства развития речи детей.
Эффективность речевого развития дошкольников во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог.
Важным средством развития речи является языковая среда. Речь, которую дети постоянно слышат, все, что им читают и рассказывают, а также привлечение их внимания к языковому материалу обеспечивают формирование так называемого «чувства языка», которое, в свою очередь, способствует усвоению культуры речи.
Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Поэтому очень важно, чтобы речь взрослых (в детском саду и семье) была содержательной, грамотной, разнообразной, выразительной, точной.
Но, к сожалению, на практике приходится сталкиваться с недостатками речи педагогов, среди которых:
- многословие. Одни педагоги долго объясняют детям задание, не умея просто и ясно изложить свою мысль, и в результате дети делают не то, что нужно, так как за обилием слов не улавливают мысли. Другие педагоги повторяют все, что говорят дети, неумеренно хвалят каждого, без нужды по нескольку раз повторяют свой вопрос или дают пространные пояснения к вопросу – в этом потоке слов теряет главное, существенное;
- чрезмерная лаконичность речи, когда дети слышат только краткие распоряжения, замечания и больше ничего. У такого воспитателя детям нечему будет научиться в отношении родного языка;
- Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (тарелочка, постелька, чашечки, ручки и т.д.); при неумеренном их использовании теряется эмоциональный оттенок слова;
- небрежное, неряшливое произношение звуков, слов (слова произносятся как бы сквозь зубы, недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
- монотонность речи, которая утомляет детей и снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать;
- бедность языка (ограниченный запас слов, однообразные обороты речи, невыразительность, сухость). Такая речь – плохой пример для детей, она оставляет их равнодушными к ее содержанию;
- злоупотребление лишними словами («так сказать», «значит», «вот», «ну»), употребление слов с характерными особенностями местных говоров, с неправильным ударением в словах.
Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
В общении с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать их возрастные особенности и говорить с ними так, чтобы им было все понятно, чтобы речь педагога доходила до сознания ребят, вызвала у них яркие образы и действовала на чувства.
Большое значение в развитии речи имеет содержательная жизнь детей в детском саду. Интересная, богатая впечатлениями жизнь обогащает и активизирует речь детей, у них проявляется желание поделиться тем, что их глубоко затронуло. Разнообразные игры, развлечения, занятия с материалами, прогулки и наблюдения, уход за животными и растениями, рассматривание картин, посильное участие в организации своей жизни, яркие детские праздники и т.п. – все это становится содержанием их речи. А если воспитатель проявляет к тому же чуткое и доброжелательное отношение (всегда готов выслушать то, о чем ему сообщают дети, готов поговорить по этому поводу), тогда возможности возникновения потребности выразить в речи свои переживания резко возрастают.
Если у детей нет ярких впечатлений, если жизнь ребят бедна и однообразна, то их речь слабо развивается, им не о чем рассказывать, не о чем спрашивать, запас слов увеличивается медленно. В то же время педагогу следует быть осторожным в стремлении каждый день обогащать жизнь детей все новыми и новыми впечатлениями, так как этим он будет лишь обременять их память, и они не смогут ничего прочно усвоить.
Важнейшим средством развития речи является художественная литература. Она используется для формирования звуковой культуры речи, усвоения морфологических закономерностей и синтаксических конструкций. Художественный текст является образцом построения связного высказывания, который закрепляется при пересказе, творческом рассказывании.
Е.А. Флерина отмечает, что литературное произведение дает ребенку готовые языковые формы, словесные характеристики образов, определения, которыми он впоследствии оперирует.
По мнению Н.С. Карпинской, художественная книга представляет прекрасные образцы литературного языка.
Контекстуальная осмысленность слов и выражений, включенных в литературные произведения, способствует обогащению словаря, а также средств словесной выразительности, образной речи.
Литературные сюжеты используются в качестве основы при разработке речевых ситуаций в обучении языку, при формировании аналитико-синтетической деятельности, а также для развития воображения, расширения круга представлений об окружающем мире.
В целях речевого развития детей применяются художественные средства.
Существенное влияние на формирование речи оказывает рисование. Исследователи проводят аналогии между развитием рисования и речи, считают рисование особым видом речи. В частности, Л.С. Выготский рассматривает детский рисунок как своеобразную графическую речь, которую можно считать предвестником будущего письма, и подчеркивает, что эта – символы первого порядка, непосредственно означающие предметы или действия.
К. Бюллер считает, что деятельное рисование начинается только тогда, когда словесное выражение уже сделало большие успехи, а А.Рыбников высказывает мнение, что до известного возраста ребенок сам смотрит на свой рисунок как на особый вид речи; с его помощью он пытается рассказать о предмете все, что о нем знает.
Установлено, что дети дошкольного возраста почти никогда не рисуют молча: некоторые шепчут что-то, другие громко разговаривают. Включение в процесс рисования речи, по мнению исследователей, может существенно перестроить ход изображения: ребенок начинает анализировать свой рисунок, понимать, что у него сделано хорошо, а над чем еще необходимо поработать. Слово позволяет осмыслить процесс изображения, делает движения ребенка более нацеленными, продуманными, помогает использовать разнообразные материалы, разную технику рисования.
В свою очередь в процессе рисования дети учатся употреблять слова, обозначающие предметы, их признаки (цвет, форму, величину и пр.), свойства, временные и пространственные отношения. Словарь дошкольников пополняется изобразительными терминами («линия», «штрих», «колорит» и др.), уточняется значение отдельных слов, таких, как «большой», «крупный», «крупнее», «маленький», «меньше», «короткий», «короче», «меньше», «ниже» и т.д. Дети практически усваивают синонимические оттенки значений слов (например, «круг большой», «круг маленький»; «рисунок крупный», «рисунок мелкий» и т.п.). Словесное осмысление рисунка способствует возникновению и развитию в процессе изображения замысла. Замыслы, возникшие во время рисования и оформленные в слове, чаще остаются в памяти ребенка и отражаются разными средствами.
Таким образом, рисунок и речь – два взаимосвязанных и взаимообогащающих средства, при помощи которых ребенок выражает свое отношение к окружающему.
Велика в развитии речи и роль музыки. Музыка сродни речи, но если вербальная речь по преимуществу логична, то музыка эмоциональна. Музыка – это язык чувств, переживаний, настроений. «Музыка начинается там, где кончается слово», - писал Г. Гейне. Но музыка может соединяться со словесной речью. У музыки и речи немало общих понятий, расходящихся лишь в частностях: «язык музыки», «музыкальный стиль», «интонации», «ритм», «мелодика». В мире музыки речь создает предметную основу, рисует контуры жизненных ситуаций. Текст сближает музыку с потоком жизни (например, в песне, романсе, опере и т.д.). В то же время есть жанры, в которых текст и музыка меняются местами, т.е. ведущую роль играет текст (например, частушки, сатирические куплеты).
Важным компонентом, способствующим органическому овладению ребенком речью является пение, задача которого - научить детей понимать звуки, сделать для детей доступным вхождение в богатый мир звуков. Пение вызывает у детей хорошее настроение. Зачастую дети начинают петь раньше, чем говорить. У ребят постепенно развивается и обостряется музыкальный слух и параллельно происходит становление выразительной речи.
Ни с чем не сравнимую радость вызывают у детей театрализованные представления, которые воздействуют на маленьких зрителей целым комплексом средств: художественными образами, ярким оформлением, точным словом, музыкой. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных спектаклях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказать о своих впечатлениях, что, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог, передавать свои чувства и переживания в монологической форме.
Одним из средств развития речи являются наглядные пособия по развитию речи, вызывающие у детей естественный интерес, работу мысли и речевую активность.
В дошкольных учреждениях в качестве наглядных пособий используются натуральные предметы (одежда, посуда, орудия труда, растения и т.д.), а также изобразительные пособия, передающие предметы (явления) мира опосредованно, в условном виде (картины, фотографии, диафильмы и т.д.). Особый вид наглядных пособий представляет дидактический материал (настольно-печатные игры, самодельные пособия и пр.).
Однако наличие пособий само по себе не решает задач речевого развития детей. Они не окажут заметного влияния на развитие речи дошкольников и будут лишь средством развлечения, если их использование не будет сопровождаться словом воспитателя, которое будет направлять восприятие детей, объяснять и называть показываемое.
Для того чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста необходимо развивать его руки: пальцы и кисти. Одно из важных средств развития речи являются пальчиковые игры. С помощью пальчиков можно показывать маленькие истории хорошо знакомых ребенку авторов: А.Барто, С.Я.Маршака, русские народные сказки и потешки, небылицы и детские песенки.
Таким образом, для развития речи используются разнообразные средства, выбор которых зависит от уровня сформированности у детей речевых навыков и умений; от жизненного опыта детей; от характера языкового материала и его содержания.
1.3. Пальчиковые игры – как средство развития речи детей.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.
Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Развитие речи находится в тесной взаимосвязи с развитием мелкой моторики рук. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Таким образом, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев», «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…».
Занятия с пальчиковыми играми представляют собой изображение действий при помощи пальцев, которые озвучиваются стихами, потешками или рифмованными историями. Значение пальчиковых игр велико. Игры с пальчиками способствуют овладению навыками мелкой моторики, помогают развивать речь, повышают работоспособность коры головного мозга, развивают психические процессы: мышление, внимание, память, воображение, снимают тревожность.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Давайте разберёмся. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Анализ психолого – педагогической литературы показал, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Такие авторы, как В.В. Цвынтарный, О.А. Новицкая, Ю.А. Соколова описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей. А.А. Хвостовцев, С.Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста.
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть и даже выше нормы.
М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Заниматься пальчиковыми играми можно как в группе, так и дома. Особых условий они не требуют. Методика пальчиковых игр следующая. Перед началом игры сделайте несколько упражнений или массаж, чтобы размять пальчики. Прежде всего, мама должна самостоятельно выучить текст потешки и продемонстрировать её ребёнку. Особое внимание нужно уделять мимике лица, делать акценты в каждой строчке на значимое слово, повышать и понижать голос, слово произносить внятно, не торопясь. Занимаясь с ребёнком каждый день, через некоторое время он станет подпевать знакомые слова из стиха.
Подбирайте игры соответствующие возможностям вашего малыша. Если он не справляется с какими-либо действиями – упростите игру. Стихотворения можно сочинять самостоятельно, тогда они будут действительно уникальными. Но, если в этой области талант родителей не очень развит, то всем знакомы «Сорока-ворона» или «Ладушки», используйте их. До трёхлетнего возраста главными героями стихотворений могут быть сами пальчики ребёнка. Так, «палец толстый и большой в сад за грушами пошел», «этот пальчик просит спать, этот пальчик лег в кровать…». В старшем возрасте пальчики могут быть цыплятами, котятами и прочими любимыми животными. Желательно, чтобы в игре были задействованы все пальцы, их движения осуществляются как вместе, так и по отдельности. Кисти рук сжимаются и разжимаются поочерёдно. Сложные элементы, когда руки делают не симметричные движения, используйте ближе к пяти годам. Занятия должны быть ежедневными, но короткими, чтобы интерес к таким играм не пропал. Нарисуйте симпатичные рожицы на подушечках пальцев, или наденьте на них колпаки, сделанные из старых перчаток. Сделайте театр, используя пальчиковых зверей и кукол. Такие представления способствуют развитию речи, мышлению и воображению ребёнка, а это и есть цель пальчиковых игр.
Пальчиковые куклы могут быть бумажными, тряпичными или деревянные. Их можно сделать самостоятельно, или купить в магазине. Оденьте куклу себе на палец и продемонстрируйте любую потешку. Затем оденьте её ребёнку и направляя его палец, повторите стишок. Помогайте малышу, пока он сам не научится управлять своим пальцем с игрушкой. Для домашних игр подойдёт любая ширма, это может быть спинка стула или край стола. Такие игры очень удобны в дороге, в очереди или на прогулке. Они легко помещаются в кармане или в сумке и, безусловно, смогут развеселить вашего малыша в любое время дня.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
1.4. Организация пальчиковых игр с детьми дошкольного возраста.
Для того чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста необходимо развивать его руки: пальцы и кисти. С помощью пальчиков можно показывать маленькие истории хорошо знакомых ребенку авторов: А.Барто, С.Я.Маршака, русские народные сказки и потешки, небылицы и детские песенки. Затем можно знакомить малышей с произведениями менее известными, но столь же интересными и нужными для эмоционального и духовного развития ребенка.
Пальчиковые игры и упражнения, сказки, потешки и маленькие истории не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, развивают речь, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей дошкольников, пробуждающий воображение и фантазию. Если регулярно заниматься с ребенком, его пальчики постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения – точными и слаженными.
Для того чтобы показывать сказки, необходимо подготовить пальчики:
1. Перед игрой с ребенком можно обсудить содержание сказки, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволяет не только подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создает необходимый эмоциональный настрой.
2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
3. Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
4. Упражнения необходимо выполнять вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.
6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точными переключением с одного движения на другое.
7. Добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
9. Каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
10. При повторных играх дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.
11. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу. Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
12. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
При проведении пальчиковых сказок необходимо соблюдать следующие основные принципы:
Принцип деятельности. Следует неоднократно показывать ребенку, как выполняется упражнение для того, чтобы он научился понимать и запоминать. Чем лучше ребенок этому научиться, тем точнее и правильнее он будет выполнять поставленные перед ним задачи.
Принцип дробления. Объем внимания детей ограничен. Поэтому ставьте только одну задачу. Если задача будет для него непосильной, то она может отбить всякое желание заниматься.
Принцип нагрузки. Сущность этого принципа заключается в получении максимального тренировочного эффекта, с помощью предельной для данного уровня развития ребенка нагрузки.
Перед тем как показать сказку надо выучить с детьми пальчиковые формы. Например, рассказывая сказку «Колобок» можно распределить роли следующим образом: большой палец – дедушка, указательный – бабушка, колобок – сделать кулачок, заяц – пальчики в кулачок, указательный и средний пальцы вверх, они прижаты, безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу, волк – дети сначала показывают кулачок, а затем показывают как будто коготки выпускает кошка, медведь – кулачок ставим на ребро, лиса – указательный и мизинец, не сгибая, а остальные пальцы - средний и безымянный прижаты к большому.
Пальчиковые сказки имеют следующие характеристики:
- Универсальность – можно играть в любом месте в любое время.
- Кратковременность – обычно не более 2-5 минут.
- Активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх.
- Невербальное общение в играх - «молчанках», использование языка жестов.
- Наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.
Таблица «Работа с детьми разного дошкольного возраста в обучении пальчиковым играм».
Возраст | Содержание | Технология |
До 2-х лет | Дети знакомятся с ладошкой, выполняют простейшие движения (похлопывание, постукивание, прятанье рук за спину), с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой | Потешку или стихотворение читают до игры 3-4 раза, рассматривают иллюстрацию, сопровождая ее вопросами: «Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает рот?» и т.п. |
С 2-х лет до 3-х лет | Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвозди). Знакомим с пальчиками: составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); простые фигуры из пальчиков одной руки (зайчик, коза); согласованные действия двумя руками (домик, ворота) | С ребенком рассматривается фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности. Взрослый дает образец положения пальцев. При необходимости помогает ребенку, побуждает к звукоподражанию |
С 3-х до 4-х лет | Дети выполняют фигурку животного сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе. Затем разучивается вторая фигура по этому же принципу. Далее дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется. Дети учатся сгибать и разгибать пальцы поочередно правой и левой рукой | С детьми разучивается стихотворение, потешка или считалка. Детям предлагают вспомнить, как они показывали животное пальчиками, руками. Затем делается акцент на основное действие героя. При выполнении движения дети должны сохранять пальцы в нужном положении |
С 4-х до 5-ти лет | Дети выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой. Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно. Дети составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы | При выполнении фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти рук |
С 5 до 7 лет | Дети рассказывают руками стихи, потешки, сказки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочередно. Затем другой рукой, обеими руками параллельно. Составляют из пальцев фигуры животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т.д.) | Обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет |
Вывод по I главе.
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности, планирования работы, проверки и оценки ее результатов, помогает в познании окружающего мира.
Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, по меткому высказыванию Ф.А. Сохина, как бы вбирает в себя достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.
Для развития речи используются разнообразные средства, такие как: языковая среда, содержательная жизнь детей в детском саду, художественная литература, рисование, музыка, пение, пальчиковые игры.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Глава II. Пальчиковые игры – как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
2.1. Изучение уровня развития речи
После анализа психолого-педагогической литературы проведена практическая часть исследования. Исследование проводилось на базе МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8» ФИЛИАЛ детский сад
Цель нашего исследования: выявить уровень развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Всего было охвачено шестеро детей: Анна А, Александра Г, София М, Кирилл Я, Кирилл С, Данил А.
Мы проводили свое исследование по методике Р.С. Немовой.
Методика «Назови слова»
Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания – 160 сек.
- Животные
- Растения
- Цвета предметов
- Формы предметов
- Другие признаки предметов, кроме формы и цвета
- Действия человека
- Способы выполнения человеком действий
- Качества выполняемых человеком действий
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Оценка результатов
10 баллов – ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам
8-9 баллов – ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам
6-7 баллов – ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами
4-5 баллов – ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп
2-3 балла – ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами
- балл – ребенок за все время назвал не более 19 слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
- балл – очень низкий
Методика «Расскажи по картине»
Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Ребенку показывают серию картинок и дают 2 мин. для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.
После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.
Схема протоколирования результатов исследования
по методике «Расскажи по картинке»
№ п/п | Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования | Частота употребления |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Существительные Глаголы Прилагательные в обычной форме Прилагательные в сравнительной степени Прилагательные в превосходной степени Наречия Местоимения Союзы Предлоги Сложные предложения и конструкции |
Оценка результатов
10 баллов – в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи.
8-9 баллов – в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи.
6-7 баллов – в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.
4-5 баллов – в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи.
2-3 балла – в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи.
- балл – в речи ребенка имеется не более одного фрагмента
речи из тех, что включены в таблицу.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
0-1 балл – очень низкий
Методика «Назови слова»
Фамилия имя ребенка | Жи-вот-ные | Расте-ния | Цвета пред-метов | Фор-мы пред-метов | Дру-гие приз-наки пред-метов кроме фор-мы и цвета | Дейст-вия чело-веком | Спосо-бы дейст-вия | Кач-ва дейст-вий |
Аня А | 9 сл. | 4 сл. | 7 сл. | 4 сл. | 3 сл. | 3 сл. | 1 сл. | 2 сл. |
Саша Г | 7 сл. | 3 сл. | 4 сл. | 2 сл. | 1 сл. | 2 сл. | - | 1 сл. |
Соня М | 10 сл. | 3 сл. | 6 сл. | 4 сл. | 2 сл. | 4 сл. | - | 1 сл. |
Кирилл Я | 3 сл. | 1 сл. | 3 сл. | 2 сл. | - | - | - | - |
Кирилл С | 9 сл. | 4 сл. | 6 сл. | 4 сл. | 2 сл. | 3 сл. | 1 сл. | 1 сл. |
Данил А | 8 сл. | 5 сл. | 5 сл. | 4 сл. | 3 сл. | 2 сл. | - | 1 сл. |
Итак, у Ани А 33 слова – высокий уровень развития речи, у Саши Г 20 слов – низкий уровень развития речи, Соня М 28 слов – средний уровень развития речи, Кирилл Я 7 слов – очень низкий уровень развития речи, Кирилл С 30 слов – средний уровень развития речи, Данил А 28 слов – средний уровень развития речи.
Методика «Расскажи по картине»
Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования | Аня | Саша | Соня | КириллЯ | Кирилл С | Данил |
Существительные | + | + | + | + | + | + |
Глаголы | + | + | + | + | + | + |
Прилагательные | + | + | + | - | + | - |
Прилагательные в сравнительной форме | - | - | + | - | - | - |
Прилагательные в превосходной форме | + | - | - | - | - | - |
Наречия | + | - | - | - | + | - |
Местоимения | + | + | + | - | + | + |
Союзы | + | - | + | - | + | + |
Предлоги | + | - | + | - | + | + |
Сложные предложения и конструкции | + | - | + | - | - | - |
Итак, у Ани А 9 баллов – высокий уровень развития, Саши Г4 балла – средний уровень развития, Соня М8 баллов – высокий уровень развития, Кирилл Я 2 балла – низкий уровень развития, Кирилл С7 баллов – средний уровень развития, Данил А 5 баллов – средний уровень развития.
2.1. Рекомендации для педагогов и родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста при помощи пальчиковых игр.
Заниматься пальчиковыми играми можно как в группе, так и дома. Особых условий они не требуют. Методика пальчиковых игр следующая. Перед началом игры сделайте несколько упражнений или массаж, чтобы размять пальчики. Прежде всего, выучить текст потешки и продемонстрировать её ребёнку. Особое внимание нужно уделять мимике лица, делать акценты в каждой строчке на значимое слово, повышать и понижать голос, слово произносить внятно, не торопясь. Занимаясь с ребёнком каждый день, через некоторое время он станет подпевать знакомые слова из стиха.
Подбирайте игры соответствующие возможностям ребенка. Если он не справляется с какими-либо действиями – упростите игру. Стихотворения можно сочинять самостоятельно, тогда они будут действительно уникальными. До трёхлетнего возраста главными героями стихотворений могут быть сами пальчики ребёнка. Так, «палец толстый и большой в сад за грушами пошел», «этот пальчик просит спать, этот пальчик лег в кровать…». В старшем возрасте пальчики могут быть цыплятами, котятами и прочими любимыми животными. Желательно, чтобы в игре были задействованы все пальцы, их движения осуществляются как вместе, так и по отдельности. Кисти рук сжимаются и разжимаются поочерёдно. Сложные элементы, когда руки делают не симметричные движения, используйте ближе к пяти годам. Занятия должны быть ежедневными, но короткими, чтобы интерес к таким играм не пропал. Нарисуйте симпатичные рожицы на подушечках пальцев, или наденьте на них колпаки, сделанные из старых перчаток. Сделайте театр, используя пальчиковых зверей и кукол. Такие представления способствуют развитию речи, мышлению и воображению ребёнка, а это и есть цель пальчиковых игр.
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий необходимо учитывать индивидуальные способности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям.
Пальчиковые игры и упражнения:
Идем в зоопарк
Цель игры: развитие крупной (кистевой) и мелкой (пальцевой) моторики
Ход игры: предложите ребенку оправиться в зоопарк. Посадите его напротив себя. "Мы пришли в зоопарк. Сколько здесь зверюшек! Посмотри!" И вы видите различных животных.
Крокодилы
II и III пальцы соединены, вытянуты; IV и V также соединены, но согнуты так, что выступают из-за II и III - это глаз крокодила; большой отдельно. Двигайте пальцами так, будто крокодил открывает и закрывает пасть.
Козы
3 и 4 пальцы, а также большой прижаты к ладони; 2 и 5 вытянуты - это рога.
Павлины
Большой и 2 пальцы соединяются подушечками - это голова птицы; 3, 4 и 5 расправлены веером - это его хохолок. Павлин может двигать головой за счет движения кисти.
Утки
2, 3, 4 и 5 пальцы соединены, вытянуты; большой отдельно. Двигайте пальцами так, будто утка открывает и закрывает клюв.
Другой вариант игры
Тот же зоопарк можно изобразить иначе. Нарисуйте на подушечках пальцев себе и своему ребенку веселые мордочки зверей: собаку, кошку, обезьянку и т.д.
Зайчик
Покажи пальчиками ушки зайчика, пошевели ими.
Описание движений: шевелим указательным и средним пальцами. Безымянный палец и мизинец прижаты к ладони большим пальцем.
Лиса
Покажи пальчиками лису. Как она открывает и закрывает пасть.
Описание движений: указательный палец и мизинец подняты вверх. Средний и безымянный пальцы ровно вытянуты вперед, прижаты к большому пальцу. Большой палец то поднимается, то опускается.
Белочка
Средний и безымянный пальцы (также указательный и мизинец) округлены и прижаты к большому пальцу.
Мишка
Указательный палец и мизинец полусогнуты. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони большим пальцем.
Волчок
Ладонь выпрямлена, большой палец поднят вверх, мизинец опускается вниз (пасть окрыта) и вновь прижимается к остальным пальчикам (пасть закрыта).
Ежик
Пальцы одной руки - между пальцами другой руки то выпрямляются, то прижимаются к тыльной стороне ладони другой руки.
Грибы
Гриб для мошки - словно дом: (пальцы левой руки собраны в щепоть - "гриб", а правая рука ладонью вниз движется над ней - "летает".)
То сидит она на нем, (Опустить правую ладонь на «гриб».)
То играет за грибом, (Спрятать правую между «грибом» и грудью)
Овощи
У капусты есть кочан, (соединить одноименные пальцы, разведя ладони.)
Луковка – у лука. (нарисовать указательными пальцами в воздухе луковицу.)
Словно капля – баклажан (обе руки движутся снизу вверх – показываем баклажан.)
И горох для внука. (указательный палец согнуть «колечком» к большому, средний, указательный и мизинец выпрямлены.)
Дед сказал: «У перца – вовсе форма сердца» (нарисовать указательными пальцами в воздухе сердечко)
Фрукты
Дети в сад по утру вышли. Персик, слива, груша, вишня, апельсин и мандарин их встречали как один. (загибаем по очереди большие пальцы, руки пожимают друг друга.)
Ягоды
Заходите, дети, в сад: («идем» указательным и средним пальцами)
Тут крыжовник, (соединяем в колечко большой и указательный пальцы левой руки)
Виноград (соединяем в колечко большой и указательный пальцы правой руки)
А в лесу растут черника, земляника и брусника (собираем «ягоды» правой рукой в «корзинку» левой руки)
Варит бабушка варенье – («размешиваем варенье в кастрюле»)
Будет внукам угощенье (протягиваем ладони вперед)
Деревья
Лист у клена и каштана – (раскрыть ладонь левой руки, затем – правой руки.)
Как ладони великана (поднять вверх руки с раскрытыми пальцами)
У березки, у березки – (показать руками «стволы»)
Белый ствол и листья – слезки (нарисовать в воздухе указательными пальцами капельку)
А у тоненькой рябинки листья – сложные картинки (ладони перед собой, пальцы чуть растопырить)
Дикие животные
- Что в лесу опять стряслось?-
Удивился старый лось (растопыренные руки – «рога» над головой, приподнять брови)
- Это дерево упало – (обе руки параллельно друг другу опускаем вниз)
Дров бобру на зиму мало! («рубим дрова»)
Головой качает рысь: (указательные и средние пальцы на голове – «уши» и покачать ими)
- Ну-ка, звери, берегись! (погрозить пальцем – покачать вперед-назад)
Кто как зимует
Спит медведь в своей берлоге (ладони – под левую щеку, голову наклонить влево)
Спит барсук и черный крот (ладони – под правую щеку, голову наклонить вправо)
Только волка кормят ноги, (растопыренные пальцы – «лапы волка»-«идут по земле»)
А не то живот сведет! (положить руки на живот)
Домашние животные
Кучерявая овечка (показать кудряшки на голове)
Переходит через речку («идем» указательным и средним пальцами)
Щуря желтые глаза, (прищурить глаза),
Ей навстречу шла коза (показываем «рога»-пальцы над ушами)
Не пущу тебя, овечка, (наклонить голову с «рогами» вперед)
Не пройдешь ты через речку! (погрозить – указательный палец влево-вправо)
Лошадь мимо проходила (пальцы собраны в щепоть, поочередно поднимаем-опускаем руки).
И овечку пропустила (руки отвели в сторону – жест «пропускаю»).
Тили бом.
Тили-тили-тили, бом! (хлопки, шлепок по коленям)
Загорелся кошкин дом (помахать кистями, «ушки на макушке» руки ладошками вперед, руки «домиком» над головой)
Кошка выскочила (топнуть ногой)
Глаза выпучила («бинокль», ладошки около глаз)
Бежит курочка с ведром (пальчики «бегут», большой и указательный пальцы сложить в клювик, ладошки горсткой)
Заливать кошкин дом (пальчики как бы бразгают, руки «домиком над головой»).
Вывод по II главе.
Проведя наше исследование, мы пришли к выводу, что уровень развития речи у детей младшего дошкольного возраста развит недостаточно. Так как пальчиковые игры являются одним из средств развития речи, то мы разработали комплекс пальчиковых игр и упражнений, которые помогут педагогам и родителям в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Заключение.
В процессе педагогической деятельности многие сталкиваются с недостаточной сформированностью речи у детей младшего дошкольного возраста, которое выступает важным компонентом мировоззренческих основ дошкольников.
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности, планирования работы, проверки и оценки ее результатов, помогает в познании окружающего мира.
Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, по меткому высказыванию Ф.А. Сохина, как бы вбирает в себя достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.
Для развития речи используются разнообразные средства, такие как: языковая среда, содержательная жизнь детей в детском саду, художественная литература, рисование, музыка, пение, пальчиковые игры.
Пальчиковые игры и упражнения, сказки, потешки и маленькие истории совершенствуют ловкость и точность движений, улучшают внимание, память, развивают речь, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, способность согласовывать движения и речь.
После анализа психолого-педагогической литературы мы провели практическую часть исследования и пришли к выводу, что уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста развит недостаточно. Поэтому, исходя из того, что пальчиковые игры являются одним из средств развития речи, мы разработали комплекс пальчиковых игр и упражнений для педагогов и родителей, которые можно применять и на занятиях, и на прогулке, как в детском саду, так и дома.
Библиографический список
- Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт. 2009-272с.
- Теплякова О.Н. Игры для развития речи малышей. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА – 2009.-304с.
- Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики. - М.; ООО ТД Изд-во Мир книги, 2008.
- Елецкая О.В., Е.Ю. Вареница День за днем говорим и растем. М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Закревская О.В. Развивайся, малыш!. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007
- Козырева Л.М. Развитие речи. Дети до 5-ти лет. Ярославль. Академия развития, 2007.
- Янушко Е. Помогите малышу заговорить!. – М.: Теревинф, 2007.
- Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма Пресс», 2001.
- Матюхина Ю., Неверко К., Хромова С. Развивающие игры для маленького почемучки М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2007.-152 с.
- Бардышева Т.Ю. Серия «Развитие речи и культуры общения» Гимнастика для пальчиков. Логопедические игры для тех, кому 3, 4, 5… Издательский дом «КАРАПУЗ», 2009.-10с.
- Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/Н.А. Стародубова.-2-е изд., испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.-256 с.
- Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред., пед. учеб. заведений.-3-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
- http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt09.htm
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.
- Современный психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 633 с.
- Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 46 с.
- Веселые пальчики. Развиваем мелкую моторику / Т.А. Ткаченко; ил. Е. Нитылкиной. – М.: Эксмо, 2010. – 48 с.
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики - развиваем речь! Издательский Дом «Литера», 2013.-64с.
- Т.Н. Щербакова ООО Издательский дом «Карапуз» Кулачки – ладошки, 2012.
- Брунов Б.П., Петроченко В.И. Игра как средство обучения, воспитания и коррекции: методическое пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.-Красноярск,2012.-144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
работа по теме "Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"...
Консультация для родителей на тему "Пальчиковые игры - одно средств развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Данная консультация содержит информацию о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...
Тема по самообразованию: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
АктуальностьИзвестный педагог – новатор В.А. Сухомлинский сказал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло...
План по самообразованию «Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста (методические рекомендации)
Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. В раннем возрасте ребенок впитывает любую информацию, как губка и его мозг очень активен. Но нагру...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Пальчиковые игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам. Дети с большим воодушевлением копируют все дви...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры к...