Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Золотая осень!»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лазарева Татьяна Юрьевна

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Золотая осень!»

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.

3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Золотая осень!»

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.

3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Ход занятия:

  1. Орг. Момент

Воспитатель:

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается.

Хмурая осень в окошко глядит.

  1. Воспитатель
  • Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Ответы детей (об осени)
  • Правильно, сегодня мы будем говорить об осени, но осень бывает разною.
  • Ребята, что происходит с наступлением осени?

(Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай.)

Игра «Подбери действие».

- Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

- Ребята, давайте мы поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос. (полные ответы детей)

(Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете)

Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки

- За осенью идёт… (Зима)

- А после зимы… (Весна)

- После весны идёт… (Лето)

- А за летом наступает (Осень)

Воспитатель:

- Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)

- Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)

- Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)

- Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)

- Сейчас мы с вами превратимся в листочки. Вдруг подул осенний ветер и листочки полетели.

- Закружились.

(кружимся на ковре, я выставляю картинки с изображением осени)

- Присаживаемся на стульчики.

- Перед вами картинки, в которых спрятались слова об осени. Придумайте красивые слова об осени. Какая она? Как вы ее представляете?

(печальная, золотая, хмурая, красивая, дождливая, ненастная, пасмурная)

- Молодцы.

Воспитатель:

- А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?

- Никто? Тогда слушайте….

1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель:

А сейчас посмотрим, как вы запомнили то, о чем я вам только что рассказала.


Игра «Хорошо – плохо»

- В народе говорят: «Мигнула липа желтым листом – осень позвала».

- А хорошо или плохо, что пришла осень? (каждый ребенок строит предложение, начиная со слов «Хорошо, что осень пришла, она…» или «Плохо, потому что осенью…»)

Воспитатель:

- Ребята, давайте подумаем, как можно узнать, какая погода нас ожидает сегодня? Какая погода бывает осенью?

Когда идет дождь – дождливая,

Когда дует ветер – ветряная,

Когда холодно – холодная,

Когда пасмурно – пасмурная,

Когда сыро – сырая,

Когда хмуро – хмурая,

Когда ясно – ясная.

- Молодцы!

-Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды вы знаете? (ранняя, золотая и поздняя).

Физкультминутка 

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше

Воспитатель:

- Послушайте рассказ и скажите, все ли в нем правильно:

Прошло лето и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик – мед, белка – орешки, медведь – капусту, лисичка – яблоки. С юга прилетели птицы.

Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

(Рассказ читается целиком, после чего дети называют в нем ошибки и несоответствия. Если же некоторые ошибки остались не замеченными, воспитатель читает каждое предложение отдельно.)


Воспитатель:

- А еще мне хочется рассказать вам немного о названиях осенних месяцев. Вы их уже называли. Давайте, еще раз вспомним: сентябрь, октябрь, ноябрь. А в народе с древних времен у этих месяцев есть и другие названия. Послушайте и попытайтесь объяснить их.

СЕНТЯБРЬ – хмурень (пасмурная погода)

ОКТЯБРЬ – мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой.

НОЯБРЬ – полузимник, ледовый кузнец

Игра «Погода осенью»

Воспитатель: 

- У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный. Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: 

Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно – ясная

III. Итог занятия (рефлексия)

- Что бы вы еще хотели узнать об осени?

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Осенние слова». Каждый из вас должен сказать, по очереди, по одному красивому слову об осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Золотая осень"

Программное содержание  Выбрать дерево для длительного наблюдения по программе «Наше дерево».  Научить отыскивать в природе осенние признаки.  Познакомить детей с простейшей системой: стало холо...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Осень золотая"

Цель: активизация и актуализация словаря по теме «Осень».Задачи:Систематизировать и обобщить знания о времени года «Осень». Формировать представления о периодах осени и их хар...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Золотая осень"

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Золотая осень»

Цель:Закрепить представления детей об осени, ее признаках.Развивать связную речь, наблюдательность, мелкую и общую моторику.Понимать смысл загадок и находить отгадку. Расширять и активизиров...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Золотая осень»

Обобщение представления детей об осени как времени года, ее признаках, уточнение представлений детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к з...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Дары осени»

Конспект занятия в подготовительной группе «Дары осени»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе " Дары осени"

Цель: Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», характерные свойства овощей и фруктов.Задачи:Образовательная: закрепить знания о труде людей осенью.Развив...