Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Золотая осень»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Долотина Татьяна Валерьевна

Обобщение представления детей об осени как времени года, ее признаках, уточнение представлений детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме, закрепление представлений детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних  хлопотах человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

«Золотая осень»

Подготовила воспитатель:

Долотина Т.В.

р.п.Шатки, 2021г.

Цель: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях природы; активизировать словарный запас по данной теме.

Задачи:

-обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках;

-уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;

-закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека.

-развивать внимание, память;

-развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы;

-воспитывать чувство любви к родной природе;

-воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.

 -воспитывать доброту, чувство товарищества;

- поощрять активность и самостоятельность.

Словарная работа:  термометр, величавая, очаровательная,  просинь,  заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность,  лиловый, золотой, багряный.

 Предварительная работа: рассматривание альбома «Осень», беседы о временах года, разучивание пословиц, поговорок, примет об осени, чтение художественной литературы о осени.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика.

Приветствие «Колокольчик»

(Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик)

– Здравствуй, Машенька! Дин-дон-дон!

– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!

(И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг)

Основная часть

Воспитатель: Молодцы, поприветствовали друг друга, а теперь ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте и скажите, о каком времени года говорится в стихотворении.

Желтой краской кто-то

Выкрасил леса,

Стали отчего-то

Ниже небеса,

Ярче запылали

Кисточки рябин.

Все цветы увяли,

Лишь свежа полынь.

Я спросил у папы:

- Что случилось вдруг?

И ответил папа:

Воспитатель: Ребята, что ответил папа?

(Это осень, друг.) Н. Антонова


Воспитатель: Я предлагаю отправиться в гости к Осени. А вы знаете, какая бывает осень?
(Воспитатель включает проектор. Беседа по слайдам)

Воспитатель:  Как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете? (Ранняя, поздняя).

Воспитатель:  Посмотрите  на  экран.  Вы видите несколько картин с изображением осени.   Какая на них изображена осень. (Дети   называют).

Игра "Погода осенью".

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно – ясная

Воспитатель: А как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).    

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру «Осенние слова» (слайд «Осенняя полянка)

Воспитатель:

Осень какая?

Настроение какое?

Листья какие?

Небо какое?

Солнце Какое?

Тучи какие? И т.д.

 (Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая).

Воспитатель:  Ребята, какие красивые слова вы сказали про осень.  Хочется похвалить, что говорили четко, внятно.

Воспитатель: Какое время года изображено на экране?
Какие осенние месяцы вы знаете?

Воспитатель:  Что же происходит с приходом осени в жизни зверей?( Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк)

Воспитатель:  Кто еще хочет что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)

Воспитатель:  Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края).

Воспитатель:  А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)
Воспитатель:  А почему же они улетают?
(А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)

Воспитатель:  Какие птицы улетают первыми?  (Ласточки и стрижи, потому что они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше).

 Воспитатель:  Какие улетают чуть позже?  (Кукушки, грачи, журавли улетают позже, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, зерна и плоды).

 Воспитатель:  Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)

Воспитатель: Молодцы!

Игра «Я начну, а ты продолжи»

Воспитатель: Я хочу поиграть с вами. Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете. На смену лету пришла …(осень) Осенью опадают…(листья) Дует холодный…(ветер) Стелиться…(туман) В лесу растут…(грибы) Моросит мелкий…(дождик) Солнышко все реже и реже выглядывает из-за…(туч) Птицы собираются в стаи и …(улетают в теплые края) — Молодцы! Вы правильно закончили предложения!

(На экране поочередно включаются слайды с осенними месяцами)

Воспитатель: а как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?
Никто? Тогда слушайте! (рассказ воспитателя)

Воспитатель: Осенние месяцы назывались совсем по-другому. Их названия до сих пор говорят нам о многом. У сентября в народном календаре есть несколько имен — рябинник, хмурень, листопадник.

В сентябре, с наступлением мороза, поспевает рябина). Есть даже такая народная примета: «В лесу много рябины — осень будет дождливая, если ж мало — сухая».

А почему хмурень? Да потому что небо в это время года чаще хмурится, идут дожди.

А листопадник, потому что в сентябре начинается листопад.

Второй месяц осени октябрь в народном календаре называется листобой, мокрохвост, грязник.

Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья оголялись, стояли без листьев, октябрь словно сбивал листву с растений).

В народе говорили: «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы».

Смешное название «мокрохвост» напоминает о частых дождях. И «грязник» также.

Ноябрь называли   подзимник, грудень.  В народе говорили ноябрь за окном, месяц студеный, очень холодный, с долгими тёмными вечерами, да грудами замерзшей земли.

 Подзимник, потому что ноябрь последний месяц осени, последний перед зимой, ворота зимы.

А название «грудень» пошло от того, что смерзшаяся земля, еще не покрытая снегом, лежит грудами, кучами.  

Вот какие интересные названия у месяцев были в старину.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Подбери действие».

Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете.

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки

 За осенью идёт… (Зима)

— А после зимы… (Весна)

— После весны идёт… (Лето)

— А за летом наступает…(Осень)

— Потом всё повторяется в природе.

— Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

— Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)

— Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)

— Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)

— Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)

Воспитатель: Молодцы дети, а теперь давайте с вами отдохнём.

Физминутка «Мы листики осенние»
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.

Игра «Да или Нет»

Воспитатель: Я буду читать вопросы, про то что происходит или не происходит осенью, вы слушайте очень внимательно и если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», опустить руки в низ.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Морозы осенью бывают?

Урожай все собирают?
Можно детям загорать?
Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно ответили на все вопросы, а теперь давайте вспомним пословицы, поговорки и приметы об осени.
(От осени к лету назад поворота нету.
Весна и осень - всё на дню погод восемь.
Вешний дождь растит, а осенний гноит.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Сырое лето да теплая осень - к долгой зиме.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Если осенью паутина стелется по растениям - это к теплу)
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-действия».

Лист (Что делает?) — желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы (Что делают?) — улетают, перелетают, курлыкают, поют.

Дождь (Что делает?) – моросит, льет, идет, капает.

Ветер (Что делает?) – тучи разгоняет,

Воспитатель: А у нас с вами снова игра «Близкие слова»

Осенью дни пасмурные, ….. (серые, унылые…)

Осенью часто погода бывает холодной,….. (ветреной, дождливой…)

Осенью настроение грустное,….. (печальное, тоскливое…)

Осенью дожди частые, ….. (холодные, проливные…)

Небо покрывают серые тучи, ….. (темные, дождливые…)

В начале осени бывают ясные дни, ….. (безоблачные, светлые…)

Поздней осенью на улице холодно, ….. (пасмурно, ветрено…)

Игра "Четвертый лишний".

Воспитатель: Сентябрь, октябрь, ноябрь, март (весенний месяц).

Картофель, яблоко, свекла, морковь (фрукт)

Подосиновик, сыроежка, рябина, груздь (плод дерева)

Лиса, белка, горностай, заяц (не меняет шкурку)

Белка, мышь, полевка, заяц (не делает запасы).

Заключительная часть
Воспитатель: Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, вспомнили очень много примет, поговорок, пословиц. Перечислили много признаков осени. Составляли рассказы об осени, поиграли в игры. Что вам понравилось больше всего? Что давалось с трудом?

Воспитатель: А теперь обратите внимание на ваши столы. На них лежат раскраски, с изображением осенней природы, но они бесцветные, я предлагаю вам раскрасить их дома, а завтра вы их принесете в  садик и мы оформим с вами выставку рисунков.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Золотая осень"

Программное содержание  Выбрать дерево для длительного наблюдения по программе «Наше дерево».  Научить отыскивать в природе осенние признаки.  Познакомить детей с простейшей системой: стало холо...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Осень золотая"

Цель: активизация и актуализация словаря по теме «Осень».Задачи:Систематизировать и обобщить знания о времени года «Осень». Формировать представления о периодах осени и их хар...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Золотая осень"

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Золотая осень»

Цель:Закрепить представления детей об осени, ее признаках.Развивать связную речь, наблюдательность, мелкую и общую моторику.Понимать смысл загадок и находить отгадку. Расширять и активизиров...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Золотая осень!»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Золотая осень!»Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:1. Закрепить умения...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Дары осени»

Конспект занятия в подготовительной группе «Дары осени»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе " Дары осени"

Цель: Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», характерные свойства овощей и фруктов.Задачи:Образовательная: закрепить знания о труде людей осенью.Развив...