Игра-викторина по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Грамматики».
методическая разработка по развитию речи
Цель: обогащение и систематизирование у детей полученных знаний о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях.
Задачи:
- развитие фонематического слуха, творческой активности, воображения, быстроты реакции;
- закрепление умения детей в составлении и чтении слов по слогам;
- развитие звукобуквенного анализа и синтеза, логического мышления;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, коллективизма, духа соревнований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrab.docx | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-викторина по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Грамматики».
Тема. Игра – викторина «Путешествие в страну Грамматики»
Цель: обогащение и систематизирование у детей полученных знаний о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях.
Задачи:
- развитие фонематического слуха, творческой активности, воображения, быстроты реакции;
- закрепление умения детей в составлении и чтении слов по слогам;
- развитие звукобуквенного анализа и синтеза, логического мышления;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, коллективизма, духа соревнований.
Оборудование: мультимедийная презентация, игра на интерактивной доске, 2 мольберта с схемами слов для звукобуквенного анализа, контейнеры в которых спрятаны буквы, маркеры (красный, зеленый, синий), карта путешествия.
Литература: Е. В. Колесникова «Методическое пособие для детей 5 — 7 лет «Звуки и буквы», Л. Ю. Бондарева «Обучение грамоте дошкольников и младших школьников»; Д.Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект.- СПб: «Детство-Пресс», 2010.-188 с.; Е.А. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель:
- Дорогие ребята! Вот вы уже и выросли. Скоро настанет пора идти в школу. Очень долго вы трудились в стенах нашего детского сада: учились правильно произносить звуки, грамотно строить предложения, составлять интересные рассказы, и я знаю, что вы готовы пойти в школу и учиться на «4» и «5». Вы научились находить правильные ответы на трудные вопросы. Сегодня у нас интересная и необычная игра-викторина, на которой вам пригодятся ваши знания и умения.
(врываются кот Базилио и лиса Алиса)
Сказочные герои:
Лиса Алиса: - Тааааак!
Кот Базилио: - А что это такое творится и без нас?
Воспитатель: - Ребята кто это?
- Из какой сказки пришли герои? (ответы)
- Кто помнит, какие герои еще встречаются в сказке? ( Карабас-Барабас, Мальвина, Буратино, Черепаха-Тартила, Папа Карло, Артемон, Говорящий Сверчок и т.д.)
- Кто написал сказку «Приключения Буратино или Золотой ключик»? Алексей Толстой.
- А вы знаете историю создания этой сказки?
- Я вам сейчас расскажу!
-«Когда я был маленький – очень, очень давно, – я читал одну книжку: она называлась «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы» (деревянная кукла по-итальянски – буратино).
Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было.
Теперь, через много-много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка» - так говорил о написании сказки А, Толстой..
- А у нас Кот Базилио и Лиса Алиса интересная игра-викторина.
Сказочные герои:
Лиса Алиса: - Игра-викторина?
Кот Базилио: - Это интересно!
Воспитатель: Конечно, интересно! Наши ребята будут показывать свои знания, умения, свою сообразительность!
Сказочные герои:
Лиса: - Ого! Ничего себе!
Кот Базилио: - А можно с вами?
Воспитатель: Ребята, возьмем с собой кота Базилио и Лису Алису в наше увлекательное путешествие? (Да)
Воспитатель:
- Игра наша называется «Путешествие в страну Грамматики». Но чтобы попасть в эту страну нужно преодолеть долгий интересный путь, а покажут нам дорогу герои сказки «Приключение Буратино или Золотой ключик». Но у наших помощников есть одна просьба, чтобы ребята разделились на две команды. И тогда мы быстрее пройдем все испытания, доберемся до страны Грамматики и узнаем, какая команда самая быстрая, дружная, самая находчивая, сообразительная.
Воспитатель: Всем! Всем! Всем! Начинаем нашу игру. Сегодня в ней участвует. Команда «Знайки», капитан команды Макар! Команда «Грамотеи», капитан команды Саша.
Воспитатель: Работу наших команд будут оценивать компетентное жюри - наши гости. За каждое правильно выполненное задание команды будут получать золотые монетки.
Воспитатель: Итоги будем подводить в конце игры. Итак, начинаем нашу игру.
Первая остановка и первый конкурс «Приветствие» (обозначаем место на карте).
-Прежде чем отправится в путь поприветствуйте друг друга!
Первыми приветствует соперников команда «Знайки» капитан команды Макар.
Наш девиз: «Знайки» круче всех!
Их ждет большой успех!
С ответным словом выступает команда «Грамотеи» капитан команды Саша..
Наш девиз: Грамотеи просто класс!
Победят сегодня вас!
-Молодцы, ребята! Двигаемся дальше.
Вторая остановка и Второй конкурс «Разминка»- здесь нас встречает Мальвина.
- Я вам буду читать загадки, и задавать вопросы. Которая подготовила для Вас Мальвина и за каждый правильный ответ вы получаете одну монетку. Если вы затрудняетесь ответить то ход переходит к другой команде.
1) Буквы- значки, как бойцы на парад
В чётком равнении построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё (алфавит) .
2) Сколько букв в русском алфавите? (Тридцать три)
3) Айболиту все сперва
Говорили букву … (А)
4) В старом дереве дупло
Ну совсем как буква … (О)
5) Давно известно детям всем:
Корова знает букву … (М)
6) Каждый барашек скажет тебе,
Очень уж любят они букву. (Б)
7) Кусок от бублика я съел,
И получилась буква … (не Л, а С)
8) Скажешь ты наверняка,
На турник похожа. (не К, а П)
9) Слово вкусное УХА
Начинает буква … (не Х, а У)
10) Дальше всех, совсем в конце,
В алфавите буква … (не Ц, а Я)
-Молодцы, ребята. Отправляемся дальше и следующая остановка.
и Третий конкурс «Звуковой», подготовил нам его Карабас-Барабас!
- Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на интерактивную доску. Ваша задача заключается в том, чтобы правильно заполнить корзины. В первую корзину команда «Знайки» собирает те слова в которых слышится звук Т , а вторая команда «Грамотеи» собирает в корзину слова в которых слышится звук «С».
-Для выполнения этого задания понадобится по одному участнику из команды. Выходите, пожалуйста!
(слайд на интерактивной доске)
-Ой, ребята, устали вы, наверное, выполнять задания наших героев, Буратино Вам предлагает немножко отдохнуть!
Четвертая остановка «Отдохни-ка»
-А, какие движения нам покажет Буратино! Узнаем!
Буратино потянулся
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети имитируют стихотворение, выполняя движения.
Руки вверх, вдох – потянулись; наклон – раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки).
- Набрались сил. Будем продолжать наше увлекательное путешествие? Тогда в путь!
Пятая остановка и пятый конкурс «Спрятанные буквы», кто нам его подготовил! Правильно – Карло.
-Каждой команде раздаются листы с изображением зашифрованных букв. Нужно догадаться какие буквы спрятались!
Шестая остановка и шестой конкурс «Потерянный звук» Черепаха-Тортилла хочет проверить какие вы внимательные.
-Я буду называть слова со звуком «И» каждой команде по очереди, а вам нужно определить, где этот звук спрятался в начале, в середине или в конце слова. Монетку получит та команда, которая правильно выполнит задание!
Знайки: Ива, очки, болото, листок;
Грамотеи: дождь, грачи, фиалка, игра.
-Какие Вы молодцы ребята, хорошо справляетесь с заданиями! Продолжим наш путь? (Да)
Воспитатель: Прежде чем двигаться дальше и начать новый конкурс давайте вспомним:
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Чем отличается гласный звук от согласного?
- А согласные бывают какие? (твердые и мягкие)
- Квадратиками какого цвета при фонетическом разборе слова обозначаются гласные звуки? Согласные твердые? Согласные мягкие?
-С помощью чего звуки обозначаются на бумаге? (с помощью букв). Молодцы!
-Вот мы добрались и до Седьмой остановки и Седьмой конкурса «Разбор слова» Артемон хочет проверить наших капитанов. (конкурс капитанов)
- Для прохождения этого конкурса приглашаются капитаны команд! Перед вами на мольбертах слова и под ними схемы. Вам нужно произвести фонетический разбор слова , то есть разобрать слова на звуки и приложить квадратики соответствующего цвета. Провести фонетический разбор слов:
Знайки: дом, мука, ключ, луна.
Грамотеи: жук, стол, небо, двор.
Воспитатель: А пока наши капитаны заняты, мы с вами поиграем! Построим буквы русского алфавита с помощью рук. Выходите все ко мне.
-Приготовили свои пальчики и ладошки!
1. Дружно выпрямив ладони,
Правой левую накроем
Получился уголок
Это буква «Г», дружок.
2. Пальцы мы дугой согнули,
Руку ловко изогнули.
Что такое? Посмотри –
Это снова цифра «три»?
Нет, дружок на этот раз
Будет буква «З» у нас!
3. Пальцы ловко изгибаем
И к ладони прижимаем.
Чтобы «В» изобразить,
Нужно очень гибким быть.
3. Привезли огромный камень
И поставили фундамент
Дом теперь красив на вид –
Это буква «Д» стоит.
- Молодцы, ребята. Какие буквы мы с вами изобразили? (Г,В, Д,З). Какие звуки обозначают эти буквы? (согласные).
- А теперь давайте посмотрим. Правильно ли наши Капитаны справились с заданием!
- Команда «Знайки»! Правильно выполнил задание Макар?
- Команда «Грамотеи»! Вы нашли ошибки у Саши при выполнении задания?
Воспитатель: Настроение у всех хорошее? (да) Продолжаем наше путешествие?
-Но сначала вспомним, что мы называем слогом, словом? Предложением?
Восьмая остановка и восьмой конкурс подготовил нам Говорящий Сверчок и называется он «Мозайка».
-Каждой команде даются контейнеры, в которых спрятаны буквы.Вам нужно найти эти буквы и составить слово.
1 команда «Знайки»: к-н-и-г-а
2 команда «Грамотеи»: п-ч-е-л-а
- Молодцы ребята, слово вы составили. А получится ли у вас составить предложение с этими словами. Подумайте пожалуйста.
Воспитатель:
- Какие Вы молодцы! Вот мы и добрались до нашей страны «Грамматики».
- И царица Грамматики, подготовила тоже для Вас задание. Посмотрите, пожалуйста, на интерактивную доску. Вы видите слова. Вам необходимо догадаться, какое слово написано, и определить какой буквы не хватает.
- Недостающую буквы вы напишите с помощью карандаша. Посмотрите как.. Готовы?
-Первое слово для команды «Знайки»
-Второе слово для команды «Грамотеи».
- Молодцы! Ребята! Вы сегодня очень хорошо играли, отвечали на все вопросы. Вы были дружные, сообразительные, находчивые!
- Вам понравилась игра?
- Задания были трудные?
-Какие задания больше всего понравились?
Воспитатель: А сейчас наступает самый приятный и волнительный момент. Жюри подводит итоги! А пока идет подсчет полученных баллов. Мы поиграем.
Сказочные герои: Можно! У нас есть такая интересная игра! В неё всегда только мы выигрывали! Она называется «Ку-ку». Давайте поиграем!
- Вот какую интересную игру показали нам Кот Базилио и Лиса Алиса. Понравилась Вам ребятки! Молодцы! Настроение хорошее.
-А теперь, предоставляем слово жюри.
Жюри объявляет итоги, обосновывает их, побеждает дружба!
Воспитатель:
- Читать вы научились, теперь нужно научиться писать! И за победу в викторине, за то, что вы такие дружные и находчивые вам вручаются небольшие подарки! (ручки)
Сказочные герои: Ребята вы очень умные и сообразительные дети.
Воспитатель: Спасибо вам за помощь Кот Базилио и Лиса Алиса! (пожимает руку каждому герою)
Сказочные герои: Обращайтесь!
Воспитатель: Ну что ж, ребята, спасибо вам за ваши улыбки и за игру. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"
Конспектоткрытого занятия по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Знаний»Программное содержание:Закрепить умение определять местоположения звука в слове;Упраж...
Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"
- закрепить у детей понятия: звук и буква. Знать их отличия. - развивать связную речь. - воспитывать умение слушать товарища....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Прогулка в страну Грамматика"
Прогулка в страну ГрамматикиЦели:Обучающие: закрепить знания детей по обучению грамоте, совершенствовать умение в звуковом анализе слов, графическом изображении конструкций предложений, подборе ...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну Звукляндию"
Данный материал предназначен для закрепления знаний детей по основам первоначальной грамоты...
Конспект НООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Грамоты» Составила воспитатель Быкова Ольга Николаевна
Конспект занятия предназначен для проведения с детьми подготовительной группы...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика»
НОД по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика»...
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Грамоты»
закрепление знаний, умений и навыки детей по разделу «обучение грамоте».Образовательные задачи:Закрепить понятие буква, звук, слог.Закреплять умение делить слова на слоги.Закреплять навык ...