Консультация "Знакомство старших дошкольников с художниками - иллюстраторами
консультация по развитию речи (старшая группа)
Консультация
Тема: Знакомство старших дошкольников с художниками - иллюстраторами
"Художник должен быть и историк, и поэт, и философ, и наблюдатель. И оно подлинно так: все великие художники вместе были учёные люди" А.Бестужев.
"Хорошая книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро" Ф.Абрамов
"Познавательное развитие детей через художественную литературу" Хлынова С.Ю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boltneva_a.a._hudozhniki_illyustratory.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 комбинированного вида Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Консультация
Тема:
Знакомство старших дошкольников с художниками иллюстраторами.
Подготовила и провела:
восп. 1 лог. гр. А.А.Болтнева
Дата проведения: 04.02.2021 г.
Художник должен быть и историк, и поэт, и философ, и наблюдатель. И оно подлинно так: все великие художники вместе были учёные люди.
А.Бестужев.
Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы.
Работая с детьми имеющих тяжёлые речевые расстройства как правила замечены трудности в построении фраз, не умении грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас, недостаточная сформированность связного высказывания.
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связанно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.
Но чтобы этому научить необходимо, развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Не случайно речевое развитие выделено в ФГОСДО в отдельную образовательную область, которая подразумевает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Для преодоления имеющихся проблем считаем целесообразным использование в логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка.
Потенциал книг бесконечен и разнообразен - популярные рассказы о многообразии мира людей или о диковинках живой природы, учебные книги или художественные, энциклопедии и занимательные книги по любой отрасли человеческого знания.
Хорошая книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро
Ф.Абрамов
Книга для детей без иллюстраций — это ненужный товар.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия.
Поэтому художники-иллюстраторы — достаточно известны.
Многие картинки достаточно узнаваемые и мы их помним с детства. А вот что мы знаем о художниках?
«Познавательное развитие детей через художественную литературу» Хлынова С.Ю.
Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.
Раздел «Приобщение детей к книжной культуре» программы «Радуга» Т.Н.Дороновой в соответствии с ФГОС, реализуемый мною в ДОУ, знакомит с лучшими произведениями для детей и решает комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного и эстетического воспитания.
Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всём его богатстве, - процесс долгий и трудный, но если первоначальный этап введения маленького человека в книжную культуру будет своевременным и успешным, значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту своего народа, других народов и времени посредством книги.
Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Книги могут познакомить ребёнка с тем, насколько разнообразен мир, насколько сложно и интересно его устройство.
Познавательный потенциал книг бесконечен и разнообразен –популярные рассказы о многообразии мира людей или о диковинках живой природы, учебные книги или художественные, энциклопедии и занимательные книги по любой отрасли человеческого знания. Конечно, для современного ребёнка доступны более зрелищные, а потому привлекательные способы передачи информации – телевидение, необъятные просторы Интернета, богатейшие фонды музеев. Они могут стать не только ярким дополнением, но и достойным и актуальным средством развития и удовлетворения познавательного интереса наряду с главным способом познания – чтение книг.
Поэтому я поставила перед собой цель: развивать у детей интерес к книге как источнику знаний.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
· Сформировать интерес к художественной литературе;
· Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
· Развитие литературной речи;
· Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
· Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
· Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
· Развивать творческие способности у детей.
· Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующий воспитанию у детей интереса к художественной литературе. Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:
Создание предметно-развивающей среды
В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас ( "Путешествие", "Рифмовочка", "Кто и где спрятался"), совершенствующие звуковую культуру речи ("Звуковое домино", "Найди звук", "Кто так кричит?", "Слушаем звуки улицы"), развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников ("Представь себе", "Скажи какой:", "Шиворот - навыворот", "Говорим о многозначных словах", "Волшебник", "Великий Нехочуха", "Цирк", "Животные и их детеныши", "Поэты" и др.).
Создала копилку выразительных средств языка "Ларец мудрости" (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки). Оформила наглядно-дидактические пособия "Рассказы по картинкам", "Портреты детских писателей", "Многозначные слова", "Антонимы. Глаголы", "Антонимы. Прилагательные" и др., подобрала сюжетные картинки, картины с фабульным развитием действия. Оформила альбом с иллюстрациями к сказкам.
Работа с детьми
Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по познавательному развитию с использованием художественной литературы.
С детьми ежедневно читаем книги не только по программе «Радуга», но и книжные новинки, книги современных авторов, познавательную литературу. При подборе книг учитываю интересы детей, комплексно-тематическое планирование.
Мною разработано и проведено занятие "Путь создания книги", на котором, дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей.
В группе у нас работает «Книжкина больница»,в которой дети «лечат» книги не только нашей группы, но и оказываем помощь малышам.
Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Созданные детьми книжки - малышки составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дошкольники придумывали и проиллюстрировали сами.
Работая с детьми, литературой нужно жить всегда, каждый день вместе с воспитанниками постигаю художественное слово, посредством различных методов и приёмов:
- познавательные беседы по тексту, позволяющие детям получить новые знания;
- беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;
- рассматривание иллюстраций;
- пересказ произведений, пересказ по ролям;
- игры-драматизации – упражнять детей в выражении чувств и эмоций с помощью разных выразительных средств;
- объяснение значений некоторых слов;
- использование в речи детей крылатых фраз и выражений, фразеологизмов, пословиц и поговорок;
- беседы на этические темы, оценивающие поступки героев произведения и их последствия;
- выставки детских рисунков отображающих впечатления дошкольников;
- чтение сказок с последующим оформление книжек-самоделок;
- литературные вечера, посвященные творчеству детских писателей и поэтов, художников – иллюстраторов, одному конкретному произведению;
- просмотр презентаций, видеофильмов по прочитанному произведению.
Работа с родителями
Прежде чем организовать работу с родителями я провела анкетирование, которое показало, что 43% родителей не так часто читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с удовольствием. Читают родители в основном сказки (93%),стихи (36%), классическую детскую литературу (7%), энциклопедии (7%), а после прочитанного не обсуждают с детьми содержание. Поэтому я сделала вывод, что родителей необходимо:
со значением художественной литературы в развитии дошкольника;
Научить правильно подбирать художественную литературу;
Порекомендовать как использовать художественную литературу в разных жизненных ситуациях.
Я подготовила и провела с родителями консультации :
1. Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребёнка – дошкольника.
2. Приобщение дошкольника к художественной литературе.
3. Что и как читать детям.
4. Учим стихи – развиваем память.
Папки – передвижки:
1. Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей.
2. Книжки в вашем доме.
3. Мы – читающая семья.
4. Стихи к Дню книги.
5. Пословицы и загадки о книгах.
Для родителей проводим выставки книг на определённые темы («Моя любимая сказка», «Книги о животных», «Что прочитать о природе» и т.д.) Ежемесячно помещаем в родительский уголок список литературы, рекомендованный программой к прочтению на данный месяц, текст стихотворения для заучивания наизусть.
Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.
Работа с социумом
Для более эффективной работы с детьми по данному направлению, организована работа с социумом. С детьми постоянно посещаем городскую детскую библиотеку им. Чехова, где приняли участие в следующих мероприятиях: литературный час «Лесные сказки» по произведениям В. Бианки, «Ребятам о зверятах», «И высок он и могуч» и другие.
Так же постоянно посещаем областной художественный музей, где специалистами организованы комплексные занятия с элементами костюмированного представления: «Музей Музеевич встречает гостей», «Глиняная сказка», «День земли», «Образ матери в художественных произведениях», «Живая радуга».
Взаимосвязь с педагогами
Для педагогов детского сада я подготовила и провела консультации «Развивающие функции художественной литературы», «Методические рекомендации по проведению книжной выставки». Показала открытые мероприятия «Прогулка с элементами исследовательской деятельности», «Литературная викторина «По следам сказок».
Результатом моей работы стало:
Повышение у детей интереса к книге, художественной литературе,
Развитие познавательных интересов детей,
Стремление детей использовать книгу как информационный справочник, образец поведения и речи. Умение детей задавать вопросы по прочитанному тексту и пересказывать.
Бережное отношение детей к книге.
Повышение читательской культуры в семьях воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план работы по ознакомлению дошкольников с художниками – иллюстраторами, живописью, скульптурой.
Годовой план работы по ознакомлению дошкольников с изоискусством. Пригодится для воспитателей всех групп ДОУ....
Консультация для воспитателей «Знакомство дошкольников с художниками-иллюстраторами»
«Знакомство дошкольников с художниками-иллюстраторами»Из всего многообразия видов графики нам для работы по воспитанию детей доступнее всего книжная графика – иллюстрация к детским книгам. Иллюстрация...
Ознакомление дошкольников с художниками - иллюстраторами
С книжкой ребенок знакомится с младшего дошкольного возраста и задача взрослого заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к ней, к содержащимся в ней рисункам, желание внимательно их рассматрив...
конструкт НОД "Знакомство дошкольников с художниками иллюстраторами"
Конспект в помощьпедагогам для ознакомления детей с иллюстраторами....
Игры для ознакомления дошкольников с художниками-иллюстраторами детских книг.
Игры Игры для ознакомления дошкольников с художниками-иллюстраторами детских книг позволяют познакомить детей с художниками -иллюстраторами (Ю. А. Васнецов, Е. И. Чарушин, Е. М....
Консультация "знакомство дошкольников с художниками иллюстраторами и писателями"
Консультация "знакомство дошкольников с художниками иллюстраторами и писателями"...
Образовательная ситуация с дошкольниками «Профессия художник- иллюстратор»
Краткая аннотация к работе: В данной работе представлена образовательная ситуация по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет, где дети могут не только показать свои знания по данной теме, но...