Конспект занятия по развитию речи Развитие всех компонентов устной речи на тему : «Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
2. Активизировать словарь детей по теме
3. Развивать связную речь: закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением
4. Закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласования сущ. с прил.; подбирать глаг. к сущ, образовывать сущ. множ. ч.
5. Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников, способствовать формированию интереса детей к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
Развитие всех компонентов устной речи на тему : «Весна»
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
2. Активизировать словарь детей по теме
3. Развивать связную речь: закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением
4. Закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласования сущ. с прил.; подбирать глаг. к сущ, образовывать сущ. множ. ч.
5. Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников, способствовать формированию интереса детей к природе.
Предварительная работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Оборудование: иллюстрации с изображением природных явлений в разные периоды весны; мяч;
Ход занятия:
1. Орг. Момент: -А вот о чём мы будем говорить, вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочту:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла …(дети хором договаривают: весна.)
-Догадались о каком времени года мы будем говорить?
2. Беседа по иллюстрациям. (на доске расположены иллюстрации, изображающие весенние явления в разные периоды, животных и растений весной)
- Ребята, давайте вспомним и посмотрим на картинки, какие изменения происходят в природе весной.
- Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное). А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее).
- Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины, снег начинает таять, текут ручьи, с крыш свисают сосульки).
- Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? (Сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш).
- Правильно. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение.
- Догадайтесь, что такое сокодвижение?
Выслушиваю детские предположения и обобщаю:
- От корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.
- А что происходит с почками дальше? (Они лопаются, и распускаются маленькие клейкие листочки).
- А что же еще веселит наш глаз? В молодую дымку зелени одеваются не только деревья и кустарники. (Земля покрывается травкой).
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
- Конечно, весной. А как вы понимаете слова “День прибывает”? (Дни становятся длиннее, а ночи короче.)
- Влияет ли это как-то на состояние природы, погоды? (Когда много солнца, погода становится теплее).
- Теплее становится еще и оттого, что солнышко все выше и выше поднимается на небосклоне, согревая все вокруг своим теплом.
- Почему весной становится так много птиц? Чем они так озабочены? (Прилетели из теплых краев, вьют гнезда).
- Зимой птицы питались сохранившимися семенами растений, но этого им было мало. Вспомните, чем мы им помогали? (Подкармливали: в кормушки подсыпали различный корм.)
- А весной чем они питаются, ведь прилетели насекомоядные птицы? (Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы).
- Верно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле, под опавшей листвой – они были неподвижны. Отогревшись, они выползают из своих убежищ.
- А что происходит с теми животными, которые еще с поздней осени впали в спячку? (Ежи, медведи, барсуки весной просыпаются от зимней спячки).
- Да, ребята. Весной вся природа словно пробудилась от зимнего сна. Какими красивыми словами можно сказать о весне? (Весна-красна, солнечная, ласковая, теплая, зеленая, красивая и т.д.)
Физкультминутка:
3.Воспитатель предлагает детям встать в круг. Воспитатель – в центре с мячом в руках.
- Ребята, давайте поиграем в игру “Один и много”. Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов.
Ручей – ручьи
Дождь – дожди
Солнце – солнце
Скворец – скворцы
Гнездо – гнёзда
Сосулька – сосульки
Проталина – проталины
Лист – листья
Капель – капель
Насекомое – насекомые
Дерево – деревья и т.д.
4.Дид.игра «Хлопни в ладоши» (Развитие речевого слуха)
-Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова ,а вы хлопните в ладоши ,если услышите слова ,относящиеся к весне.
Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухает, снежинки, половодье, прилетают, ледоход, метель, солнышко, капель.
5.Итоги занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей"
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей...

Семинар – практикум на тему: «Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи в соответствии с ФГОС».
Презентация на тему: "Разитие всех компонентов устной речи"...
Доклад по теме: «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"
Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их героев. К конспекту идет презентация...

Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте на тему: «Весна-Красна» для детей подготовительной группы
Цель: активизировать развитие у дошкольников базовых предпосылок обучения грамоте и овладение речью, как средством общения и культуры.Задачи:Образовательные: -активизировать и расширить словарный запа...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе Тема: «Весна, какая она?»
Цели:Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру;Учить узнавать время года «Весна»Учить пользоваться графическими изображениями «Весна», «Весенние цветы»...