Конспект занятия по развитию речи. Тема:«Синонимы и антонимы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу. Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами. Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №33» ЭНГЕЛЬССКОГО   МУНИЦИПАЛЬНОГО   РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект занятия по развитию речи.

Тема:«Синонимы и антонимы»

                                                                                      Разработала воспитатель

                                                                             I квалификационной категории

                                                                                                       Бобровская С. И.

                                                                                                     

г. Энгельс – 2020 г.

Программа:  «Мир открытий»  Л. Г. Петерсон.

Возрастная группа: Подготовительная группа

Тема  НОД:     «Синонимы и антонимы»

               

Цель: Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу. Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами. Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.

Задачи:

 1.Обучающая: формировать умения дошкольников находить противоположные понятия, их сравнивать, выделять главное и анализировать;  уточнять и обогащать словарный запас детей за счет адекватного использования антонимов и синонимов в  самостоятельной речи;
упражнять детей в умении сравнивать предметы и находить противоположные качества
.

2. Развивающая: развивать речь, восприятие, наглядно-образное мышление, память.

3.Воспитательная: воспитывать у детей познавательный интерес и культуру речевого общения, выразительность и эмоциональность речи

Виды деятельности:  игровая, коммуникативная, наглядная, практическая.

Формы организации воспитанников: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, ситуативный разговор, сюжетные игры, слушание,

Оборудование:

 Дидактические игры, картинки к заданию «Найди антонимы», «Синонимы», дидактическое пособие «Найди противоположности»  и др.

        

Ход  НОС

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

Здравствуйте, мои друзья. Меня зовут Светлана Ивановна. Сейчас у нас с вами пройдёт занятие по развитию речи.

Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык. Лучше говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью. Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране слов. Там нас ожидают веселые задания, игры и головоломки.

(Инсценировка: стук в дверь. - Кто там? Входят три мальчика.)

Воспитатель: - Где вы были?

Воспитатель: - Садитесь. А почему вы так странно отвечали? Все говорите об одном и том же, но по-разному.

.

Первый: - Не сердитесь на нас!

Второй: - Не обижайтесь.

Третий: - Не злитесь.

Первый: - Недалеко.

Второй: - Близко.

Третий: - Рядом.

Основная часть

- Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и то же.

Пример:

Большой – огромный – громадный.

Маленький – крошечный – малюсенький.

- Такие слова-друзья называют еще «слова, близкие  по значению» или «слова-синонимы», потому что они обозначают близкие понятия.

- Мальчики, опоздавшие, повторите нам слова-друзья, которые вы использовали.

- Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.

Ребята, мы все с вами очень разные. Кто-то высокий. А кто-то низкий, кто-то грустный, а кто-то веселый и т.д. Скажите, пожалуйста, как называются эти слова?

— А как еще можно назвать эти слова? Хотелось бы вам это узнать? Как это можно узнать? Я предлагаю сделать это прямо сейчас.

  1. Игра «Назови слово – наоборот».
    Оказывается слова чистый-грязный, горячий-холодный, называются словами-наоборот. Или слова-неприятели.
    Слова-неприятели спорят весь день:
    Один скажет: «Солнце!»
    Другой скажет: «Тень!»
    Один скажет: «Близко!»
    Другой: «Далеко!»
    Один скажет: «Низко!»
    Другой: «Высоко!»
    Я предлагаю вам поиграть в игру и закончить предложение словом – наоборот,
    Дети с опорой на картинку составляют предложения со словами-антонимами.

    Физкультминутка.
    — Ребята, хотите поиграть и на несколько минут превратиться в мальчиков и девочек наоборот? Тогда вы должны выполнять все движения наоборот.
    Сели – (встали)
    Опустили руки – (подняли)
    Подняли руки – (опустили руки)
    Открыли глаза – (закрыли глаза)
    Закрыли рот – (открыли рот)
    Открыли рот – (закрыли рот)
    Показали ладони – (спрятали).
    Игра «Скажи, пожалуйста».

- Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.

- Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.   (Дятел; пара слов «враг – друг»)

Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова-недруги: горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий.

- Поиграем в игру «Подскажи словечко».

Куст низкий, а дерево …

Вагон большой, а тележка …

Ночь была холодная, а день …

Молоко жидкое, а сметана …

Малина сладкая, а лимон …

 

Не сердитесь – не обижаетесь –  не злитесь.

Недалеко – близко – рядом.

         

(предполагаемые ответы детей).

Заключительная часть (рефлексия)

 Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре,
будем  четко говорить
и не будем мы спешить!

Придумайте рассказ про весёлую девочку и грустного мальчика. Обязательно расскажите, как девочка развеселила мальчика. Когда это было: тёплым летом или холодной зимой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Составление рассказов с использованием антонимов»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Составление рассказов с использованием антонимов»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе тема: «Составление рассказа с использованием антонимов»

Интеграция образовательной деятельности: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация».Виды детской деятельности: комму...