Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме: "Антонимы "
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)

Проскурина Инесса Анатольевна

Конспект занятия по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy_na_sayt.docx44.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы  по теме «Антонимы»

 

Цели:

  • Учить находить противоположные понятия, их сравнивать, выделять главное и анализировать.
  • Развивать речь, восприятие, наглядно-образное мышление, память.
  • Формировать произвольное внимание и поведение.
  • Расширять словарный запас.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: картинки к заданию «Четвертый лишний», картинка с изображением страны Антонимов,  пазлы,  листы на каждого ребенка, на которых изображены противоположные предметы, простые карандаши, картина с изображением двух деревьев.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный  момент.                                                                                          

Логопед:  - Здравствуйте ребята. Послушайте слова и скажите,  какое слово лишнее.

Дети объясняют свой выбор.

1 лист – торт, конфеты, мармелад, лимон;                                 

2 лис т - пирожное, конфеты, чеснок;                                                                 

3 лист – сосулька, огонь, снег, мороженное;                                                                   

4 лист – вата, перо, гиря, тополиный пух.

2.Сообщение темы занятия.

Логопед:  Сравните размер слона и комара.

- Слон большой, а комар маленький.

Дети сравнивают высоту людей (высокий - низкий), вкус (кислый - сладкий), настроение (весёлое - грустное), состояние суток (светло - темно), скорость(быстро медленно).                                                                                                 

 - Ребята, такие слова называют антонимами?

 Антонимы – это пары слов, с  прямо противоположными лексическими значениями, в основе которых всегда лежит общий признак (рост, вес, качество, количество, чувство, время суток, пространство).

3. Рассказ о стране Антонимов.

Логопед: – Я вам расскажу, что произошло в стране Антонимов. У злого волшебника была картина, которая была ему очень дорога. Он её никогда никому не показывал. Гномам - жителям страны, давно хотелось посмотреть на эту картину, и вот однажды они выкрали её. Каждому хотелось посмотреть первому, они стали тянуть её и порвали на несколько частей. Злой волшебник рассердился  и наказал гномов. Он заколдовал страну Антонимов и из неё пропали все противоположности. В стране поселился мрак, после ночи не наступал день, всё время дул только холодный ветер, от этого жители начинали болеть и не выздоравливали, от этого они были всё время грустными и пели только грустные песни. Они стали ходить грязными и лохматыми. В садах деревья стали расти низким с кривыми стволами. Плоды на деревьях стали кислыми и горькими.                                                

- Ребята, нужно срочно спасать страну Антонимов. Для этого вы должны выполнить все задания и за это получить по одной картинке.  Из них нужно будет собрать картину и вернуть её волшебнику. Злой волшебник думает, что вы не справитесь.

4. Закончите  предложения.

Слон большой, а  мышка…

Зимой погода холодная,  а  летом…

Лев смелый,  а заяц…

Молоко жидкое,  а сметана…

Работать трудно,  а отдыхать…

5. Упражнение «Назови антонимы».

Грустный клоун громко плачет,  

А весёлый клоун скачет,                  

Хочет подвиг совершить –

Хочет рёву рассмешить.

Длинный сарафан  для Маши,

Чтоб была всех в мире краше.

А короткий – для Алёнки,                                                             

Маленькой её сестрёнки.

В телевизоре включённом                                                                        

Сто ребят и сто девчонок.                                                                          

Но не будет никого,                                   

Если выключите его.

Разворчался старый дед:                 

Доживёшь вот до ста лет!»          

Внук ответил: «Никогда!                           

Буду молодым всегда!»

Грязному автомобилю                                           

Путь машины  преградили:                                    

«Чистым здесь зелёный свет!                  

Остальным дороги нет!»

Вышел в поле храбрый рыцарь,                                                                  

Может он с любым сразиться!                                                                              

А трусливого зайчонка                                                                                  

Напугает и девчонка!

Любопытный карапуз                                                                                 

Изучал продуктов вкус,                                                                                      

Но из всех запомнил только                

Сладкий торт         

И перец горький.

6.Упражнение «Отгадайте загадки».

Логопед: - Дети  отгадайте  загадки.

Я - антоним к слову «зной» 

Я в реке, в тени густой,                                                  

И в бутылке лимонада,                                               

А зовут меня……(прохлада).

Я – антоним шума, стука,                                                                                   

Без меня вам ночью мука,                                                                                   

Я для отдыха, для сна,                                                                       

Называюсь ……..(тишина).

Я - антоним к слову «лето»,                                                                  

В шубу снежную одета.                                                                                           

Хоть люблю мороз сама,                                                                     

 Потому что я …..(зима).

7. Игра « Живые звуки». Логопед раздаёт детям буквы.

Логопед: - Выйдут ребята с буквами, которые есть в слове « зима», «лето».

8. Физкультминутка  «Чунга - чанга».

9. Игра «Найди предметы с противоположными свойствами».

Детям раздаются листы, на которых изображены стволы и листья. Дети должны раскрасить коричневым цветом только самый толстый ствол и зелёным цветом только узкие листья.

10. Составление рассказа – описания двух деревьев «Заколдованный лес».

- Когда волшебник заколдовал страну, в ней перестало светить солнце и стало темно, перестали идти дожди, и наступила засуха.  Посмотрите, что произошло с деревьями. (Дети сравнивают  размер (высокое -низкое),толщину (ствол толстый - низкий), качество (ствол ровный - кривой), листья (крупные - мелкие), корни (большие - маленькие). В лесу стали расти только низкие деревья, с кривыми и тонкими стволами, с мелкими листьями, с маленькими корнями.                                                          

А теперь послушайте, какой получится рассказ о том, какие деревья сейчас и какими станут теперь.

Скоро в стране Антонимов снова будет светить солнце и идти дожди. Деревья будут расти высокими с толстыми и ровными стволами, с крупными листьями и длинными корнями.

Дети пересказывают текст.

11. Игра «Волшебная картина».

Логопед:  - Ребята, вы справились с заданиями и за это получаете по одной картинке. Из этих картинок вы должны собрать картину. Дети собирают из картинок картину и показывают волшебнику. На картинке страна Антонимов.

Волшебник:  - Посмотрите на картину. Эта картина волшебная, она хранила город от неприятностей. Вы её склеили и теперь в городе после зимы наступит лето, после дождей - солнечные дни, злые люди станут добрыми, грустные -весёлыми.

13.Итог.                                                                                                                    

Логопед:  – Молодцы! Какое задание вам понравилось больше всего?

                                                                                                                                                                                                  

Литература:

1.Серия «Папка дошкольника» Находим противоположности Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И. Г., Щербиннина С.В., 2002.

2.Коноваленко С.В. Развитие мышления и памяти у детей с трех лет. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

3. Н.А. Лукина  Программа развития и обучения дошкольника.  Я учу антонимы.  Веселые гномы. СПб  Издательский дом « Нева». 2001 г.

4. Автор открытого урока: Учитель-логопед  Гурковская Татьяна Павловна МБОУ СОШ №1 г. Новочеркасска.

5. Автор презентации: Щедрова Е.В., воспитатель МДОУ №16 «Росинка» г. Северодвинск.

6.  Автор презентации: Учитель начальных классов МБОУ «Бородинская СОШ» п.Михалёво Выборгского района Ленинградской области . Сайт http://pedsovet.su/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по развитию речи подготовительной к школе группе. Пересказ В.Бианки «Купание медвежат»

Конспект занятий по развитию речи  подготовительной к школе группе.Пересказ В.Бианки «Купание медвежат»Цель: Закрепить представление детей о диком животном (медведе) о его месте  обитания, о...

Конспект занятия познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: «Магнит и его свойства»

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита....

Конспект занятия по развитию речи подготовительная к школе группа февраль

Сергей Есенин русский поэт, заучивание стихотворения "Берёза" с дошкольниками, презентация...

Занятие по развитию речи подготовительной к школе группы. Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».

Тема: рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».Цель: формирование умения составлять рассказ по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»Задачи:Формировать умения пр...

Интегрированное занятие по развитию речи подготовительной к школе группе. Тема: «Зима. Время.»

Интегрированное занятие по развитию речи подготовительной к школе группе. Тема: «Зима. Время.»...

Конспект ООД по развитию речи (подготовительная к школе группа) Тема: "Птицы - наши друзья"

Данный конспект занятия посвящен формированию лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи по лексической теме "Зимующие птицы"....