Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме: "Антонимы "
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы по теме «Антонимы»
Цели:
- Учить находить противоположные понятия, их сравнивать, выделять главное и анализировать.
- Развивать речь, восприятие, наглядно-образное мышление, память.
- Формировать произвольное внимание и поведение.
- Расширять словарный запас.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: картинки к заданию «Четвертый лишний», картинка с изображением страны Антонимов, пазлы, листы на каждого ребенка, на которых изображены противоположные предметы, простые карандаши, картина с изображением двух деревьев.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент.
Логопед: - Здравствуйте ребята. Послушайте слова и скажите, какое слово лишнее.
Дети объясняют свой выбор.
1 лист – торт, конфеты, мармелад, лимон;
2 лис т - пирожное, конфеты, чеснок;
3 лист – сосулька, огонь, снег, мороженное;
4 лист – вата, перо, гиря, тополиный пух.
2.Сообщение темы занятия.
Логопед: Сравните размер слона и комара.
- Слон большой, а комар маленький.
Дети сравнивают высоту людей (высокий - низкий), вкус (кислый - сладкий), настроение (весёлое - грустное), состояние суток (светло - темно), скорость(быстро медленно).
- Ребята, такие слова называют антонимами?
Антонимы – это пары слов, с прямо противоположными лексическими значениями, в основе которых всегда лежит общий признак (рост, вес, качество, количество, чувство, время суток, пространство).
3. Рассказ о стране Антонимов.
Логопед: – Я вам расскажу, что произошло в стране Антонимов. У злого волшебника была картина, которая была ему очень дорога. Он её никогда никому не показывал. Гномам - жителям страны, давно хотелось посмотреть на эту картину, и вот однажды они выкрали её. Каждому хотелось посмотреть первому, они стали тянуть её и порвали на несколько частей. Злой волшебник рассердился и наказал гномов. Он заколдовал страну Антонимов и из неё пропали все противоположности. В стране поселился мрак, после ночи не наступал день, всё время дул только холодный ветер, от этого жители начинали болеть и не выздоравливали, от этого они были всё время грустными и пели только грустные песни. Они стали ходить грязными и лохматыми. В садах деревья стали расти низким с кривыми стволами. Плоды на деревьях стали кислыми и горькими.
- Ребята, нужно срочно спасать страну Антонимов. Для этого вы должны выполнить все задания и за это получить по одной картинке. Из них нужно будет собрать картину и вернуть её волшебнику. Злой волшебник думает, что вы не справитесь.
4. Закончите предложения.
Слон большой, а мышка…
Зимой погода холодная, а летом…
Лев смелый, а заяц…
Молоко жидкое, а сметана…
Работать трудно, а отдыхать…
5. Упражнение «Назови антонимы».
Грустный клоун громко плачет,
А весёлый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить –
Хочет рёву рассмешить.
Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше.
А короткий – для Алёнки,
Маленькой её сестрёнки.
В телевизоре включённом
Сто ребят и сто девчонок.
Но не будет никого,
Если выключите его.
Разворчался старый дед:
Доживёшь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»
Грязному автомобилю
Путь машины преградили:
«Чистым здесь зелёный свет!
Остальным дороги нет!»
Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться!
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка!
Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт
И перец горький.
6.Упражнение «Отгадайте загадки».
Логопед: - Дети отгадайте загадки.
Я - антоним к слову «зной»
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовут меня……(прохлада).
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Называюсь ……..(тишина).
Я - антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета.
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …..(зима).
7. Игра « Живые звуки». Логопед раздаёт детям буквы.
Логопед: - Выйдут ребята с буквами, которые есть в слове « зима», «лето».
8. Физкультминутка «Чунга - чанга».
9. Игра «Найди предметы с противоположными свойствами».
Детям раздаются листы, на которых изображены стволы и листья. Дети должны раскрасить коричневым цветом только самый толстый ствол и зелёным цветом только узкие листья.
10. Составление рассказа – описания двух деревьев «Заколдованный лес».
- Когда волшебник заколдовал страну, в ней перестало светить солнце и стало темно, перестали идти дожди, и наступила засуха. Посмотрите, что произошло с деревьями. (Дети сравнивают размер (высокое -низкое),толщину (ствол толстый - низкий), качество (ствол ровный - кривой), листья (крупные - мелкие), корни (большие - маленькие). В лесу стали расти только низкие деревья, с кривыми и тонкими стволами, с мелкими листьями, с маленькими корнями.
А теперь послушайте, какой получится рассказ о том, какие деревья сейчас и какими станут теперь.
Скоро в стране Антонимов снова будет светить солнце и идти дожди. Деревья будут расти высокими с толстыми и ровными стволами, с крупными листьями и длинными корнями.
Дети пересказывают текст.
11. Игра «Волшебная картина».
Логопед: - Ребята, вы справились с заданиями и за это получаете по одной картинке. Из этих картинок вы должны собрать картину. Дети собирают из картинок картину и показывают волшебнику. На картинке страна Антонимов.
Волшебник: - Посмотрите на картину. Эта картина волшебная, она хранила город от неприятностей. Вы её склеили и теперь в городе после зимы наступит лето, после дождей - солнечные дни, злые люди станут добрыми, грустные -весёлыми.
13.Итог.
Логопед: – Молодцы! Какое задание вам понравилось больше всего?
Литература:
1.Серия «Папка дошкольника» Находим противоположности Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И. Г., Щербиннина С.В., 2002.
2.Коноваленко С.В. Развитие мышления и памяти у детей с трех лет. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
3. Н.А. Лукина Программа развития и обучения дошкольника. Я учу антонимы. Веселые гномы. СПб Издательский дом « Нева». 2001 г.
4. Автор открытого урока: Учитель-логопед Гурковская Татьяна Павловна МБОУ СОШ №1 г. Новочеркасска.
5. Автор презентации: Щедрова Е.В., воспитатель МДОУ №16 «Росинка» г. Северодвинск.
6. Автор презентации: Учитель начальных классов МБОУ «Бородинская СОШ» п.Михалёво Выборгского района Ленинградской области . Сайт http://pedsovet.su/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий по развитию речи подготовительной к школе группе. Пересказ В.Бианки «Купание медвежат»
Конспект занятий по развитию речи подготовительной к школе группе.Пересказ В.Бианки «Купание медвежат»Цель: Закрепить представление детей о диком животном (медведе) о его месте обитания, о...
Конспект занятия познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: Конструирование из бумаги "Космическая ракета".
Развитие самостоятельной творческой деятельности детей....
Конспект занятия познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: «Магнит и его свойства»
Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита....
Конспект занятия по развитию речи подготовительная к школе группа февраль
Сергей Есенин русский поэт, заучивание стихотворения "Берёза" с дошкольниками, презентация...
Занятие по развитию речи подготовительной к школе группы. Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».
Тема: рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».Цель: формирование умения составлять рассказ по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»Задачи:Формировать умения пр...
Интегрированное занятие по развитию речи подготовительной к школе группе. Тема: «Зима. Время.»
Интегрированное занятие по развитию речи подготовительной к школе группе. Тема: «Зима. Время.»...
Конспект ООД по развитию речи (подготовительная к школе группа) Тема: "Птицы - наши друзья"
Данный конспект занятия посвящен формированию лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи по лексической теме "Зимующие птицы"....