консультация для педагогов "Образовательные технологии биоинформационной направленности "
консультация по развитию речи
Образовательные технологии биоинформационной направленности - это технологии, учитывающие природную сущность развития ребенка и информационный энергообмен между первой и второй сигнальными системами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_-_tehnologii_bioinformatsionnoy_napravlennosti.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 3.
Образовательные технологии биоинформационной направленности - это технологии, учитывающие природную сущность развития ребенка и информационный энергообмен между первой и второй сигнальными системами. Все эти технологии отличает комплексный подход к развитию речи.
Приоритеты речевого развития с позиции биоинформационных технологий:
- двигательные навыки (мелкая моторика руки) – фундамент общего развития ребенка и его речевого развития в частности;
- голос впереди связной, осмысленной речи (навыки голосоведения впереди речевых умений);
- изобразительно-графические навыки впереди буквописания;
К технологиям биоинформационной направленности относятся:
- технология голосоведения;
- технология предписьма (конструктор букв);
- технология двигательной активности (солетерапия)
Приведу пример упражнений в каждой из перечисленных технологий:
Технология голосоведения.
Данная технология особенно актуальна в работе с детьми с нарушениями фонетической и просодической стороны речи. Нарушения голоса оказывают существенное влияние на формирование коммуникативной функции речи, т. к. снижают ее разборчивость и внятность, вызывают затруднения у окружающих в ее восприятии. А у самого ребенка патологические изменения нередко сопровождаются вторичными психологическими отклонениями.
В последние годы появились данные об увеличении числа детей с функциональными нарушениями голоса, что связано с гриппозными эпидемиями и пандемиями, острыми респираторными инфекциями и аллергическими заболеваниями. Для устранения стойких нарушений голоса можно использовать следующие упражнения:
- речевая дыхательная гимнастика – короткий вдох и длинный выдох. (демонстрация поддувалочек)
- фонопедические упражнения.
- Детям можно предложить пропеть гласные звуки тихо, громко, спокойным голосом, прокатить звук по горке (демонстрация кубика), при этом контролировать непрерывность звучания.
Слайд 4,5
- “Как гудит большой паровоз (на звук У-У-У), а как маленький паровозик?” и т.д. “Как рычит большой медведь низким голосом (на звук И-И-И), а как рычит маленький медвежонок высоким голоском?”
Слайд 6
- Собака (назовем ее Бобик) убежала, ее надо вернуть домой. Звать будем три раза:
один раз с далекого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около вас. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром темпе, кроме последнего (собака около вас). Последовательность упражнения: произнести слово “Бобик” на одном дыхании десять раз (собака далеко) — остановка — произнести слово “Бобик” десять раз (собака подошла ближе) — остановка — повторить кличку несколько раз, но более медленно (собака подошла к вам). В упражнении должна меняться высота звука.
Помните, Работа над голосом должна быть систематической и регулярной.
Слайд 7
Технология предписьма (конструктор букв)
Работа с конструктором букв является реализацией биоинформационной технологии предписьма, которую можно разделить на два этапа.
I этап Работа с «графическим» конструктором.
Рекомендуемый возраст детей – 3 года.
Конструктор называется «графическим», так как на этом этапе происходит знакомство с конструктором, его элементами. С помощью графического конструктора ребенок сначала совместно с взрослым, а затем уже самостоятельно составляет узоры и орнаменты, или образы животных.
Детям можно предложить следующие задания с графическим конструктором: «Сделай по образцу», «Закончи узор», «Найди и исправь ошибку», «Придумай узор на платье Маше и нарисуй», «Сделай по памяти». При этом, какой сложности будет задание, педагог может решать сам, учитывая возраст ребенка и его уровень развития.
II этап Работа с конструктором букв.
Возраст — старший дошкольный.
На этом этапе ведется непосредственная работа со знакомством дошкольников с буквами и их конструированием во время занятий по обучению грамоте. Задания с конструктором тоже могут быть самыми разными: от конструирования одной буквы по образцу или по памяти до «конструирования» слогов и слов с учетом цвета буквы, которая обозначает звук (гласный, твердый согласный, мягкий согласный). А экспериментирование детей с элементами букв совершенствует дифференциацию букв схожих по строению, для этого можно предложить задания типа «Преврати букву А в Н», «Сколько букв можно сделать из тех же элементов, что и у буквы Б?».
Печатание стоит проводить на строке, пропорциональной элементам конструктора. При этом в активную речь вводим понятия «строка», «верхняя» и «нижняя линия строки», «начало и конец строки» для того, чтобы ребенок, будучи школьником, легко ориентировался на плоскости листа тетради при письме.
Технология двигательной активности (солетерапия)
К элементу двигательной активности можно отнести логоритмические упражнения. Так как эту тему мы уже освещали в рамках МО в прошлом году, я на ней останавливаться не буду.
Слайд 8
Отдельно хочу рассказать вам о солетерапии в рамках развития речи.
О пользе соли знают все. Она содержит около 100 минералов, это почти вся таблица Менделеева (калий, бром, йод, железо, селен и т.д.). Научно доказано, что кристаллы соли своим воздействием способны ликвидировать болезнетворные микробы, а также делать организм ребенка менее восприимчивым к различным заболеваниям. При использовании соли в помещении происходит благоприятное изменение ионного состава воздуха, нахождение сухой кристаллизованной соли в помещении обогащает воздух испарениями, имеющими оздоровительный эффект. Пары соли помогают устранить проблемы со стороны лорорганов, успокаивают нервную систему. Воздух приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период всплесков вирусных заболеваний.
Соль также оказывает благотворное влияние при непосредственном контакте с кожей рук: кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика. А изречение «Наша речь находится на кончиках наших пальцев» я думаю известна всем.
Пальчиковые упражнения с солью:
♣ «Паучок» — погружение в соль только подушечек пальцев, сопровождается стихотворением: «Сидит на ветке паучок, расставил лапки – и молчок»;
♣ «Солим суп» — захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы: «Мы сегодня повара, суп солить давно пора»;
♣ «Хлопки» — похлопывать ладонями о соль: «Хлопайте ладошки соляные крошки, крепко прижимайте, быстро убегайте»;
♣ «Цыплята» — пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность: «Травку дружно мы клюем, червячка сейчас найдем»
и другие Игры для пальцев рук:
♣ «Ловим рыбку»: в емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, ракушки, пробки от пластиковых бутылок и т.д.;
♣ «Художники»: указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы (самостоятельно и по заданию педагога).;
♣ «Угадай-ка»: найти по заданию педагога спрятанный в соли предмет (в емкости находятся разные предметы) и другие.
Таким образом, можно сделать вывод, что биоинформационные технологии – это технологии, способствующие не только развитию речи, но и укреплению здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность « Веселый Лесовичок» с применением ИКТ, игровой технологии и элементами технологии эстетической направленности.
Материалы , приготовленные воспитателем для детей позволяют развивать любознательность, творческое воображение, умение различать листья разных деревьев,формирует умение детей отг...
Конспект НОД в подготовительной группе по теме "Мы знаем наш город" с использованием технологии интеллектуального развития и технологий эстетической направленности
Это заключительное занятие по петербурговедению. Дети знакомились с историей Санкт- Петербурга от самого рождения города и до современности в старшей и подготовительной группе.Используя св...
Консультация для воспитателей "Использование современных технологий оздоровительной направленности в педагогическом процессе"
Консультация для воспитателей раскрывает использование фитнес технологий в педагогичеком процессе....
Буклет «Образовательные технологии биоинформационной направленности в развитии речи дошкольника»
Образовательные технологии биоинформационной направленности - это технологии, учитывающие природную сущность развития ребенка и информационный энергообмен между первой и второй сигна...
Консультации по ЗЗТ. Технологии эстетической направленности
Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее....
Консультация "Инновационные развивающие технологии, методы и приемы, направленные на развитие речи детей"
презентация...
консультация "Инновационные развивающие технологии, методы и приемы, направленные на развитие речи детей. Метод «Интеллект-карт»"
Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-с...