консультация для педагогов "Образовательные технологии биоинформационной направленности "
консультация по развитию речи

Вотчицева Татьяна Ивановна

Образовательные технологии биоинформационной направленности - это технологии, учитывающие природную сущность развития ребенка и информационный энергообмен между первой и второй сигнальными системами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-_tehnologii_bioinformatsionnoy_napravlennosti.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 3.

Образовательные технологии биоинформационной направленности - это технологии, учитывающие природную сущность развития ребенка и информационный энергообмен между первой и второй сигнальными системами. Все эти технологии отличает комплексный подход к развитию речи.

Приоритеты речевого развития с позиции биоинформационных технологий:

  • двигательные навыки (мелкая моторика руки) – фундамент общего развития ребенка и его речевого развития в частности;
  • голос впереди связной, осмысленной речи (навыки голосоведения впереди речевых умений);
  • изобразительно-графические навыки впереди буквописания;

К технологиям биоинформационной направленности относятся:

  • технология голосоведения;
  • технология предписьма (конструктор букв);
  • технология двигательной активности (солетерапия)

Приведу пример упражнений в каждой из перечисленных технологий:

Технология голосоведения.

Данная технология особенно актуальна в работе с детьми с нарушениями фонетической и просодической стороны речи. Нарушения голоса оказывают существенное влияние на формирование коммуникативной функции речи, т. к. снижают ее разборчивость и внятность, вызывают затруднения у окружающих в ее восприятии. А у самого ребенка патологические изменения нередко сопровождаются вторичными психологическими отклонениями.

В последние годы появились данные об увеличении числа детей с функциональными нарушениями голоса, что связано с гриппозными эпидемиями и пандемиями, острыми респираторными инфекциями и аллергическими заболеваниями. Для устранения стойких нарушений голоса можно использовать следующие упражнения:

  • речевая дыхательная гимнастика – короткий вдох и длинный выдох. (демонстрация поддувалочек)
  • фонопедические упражнения.
  1. Детям можно предложить пропеть гласные звуки тихо, громко, спокойным голосом, прокатить звук по горке (демонстрация кубика), при этом контролировать непрерывность звучания.

Слайд 4,5

  1. “Как гудит большой паровоз (на звук У-У-У), а как маленький паровозик?” и т.д. “Как рычит большой медведь низким голосом (на звук И-И-И), а как рычит маленький медвежонок высоким голоском?”

Слайд 6

  1. Собака (назовем ее Бобик) убежала, ее надо вернуть домой. Звать будем три раза:

один раз с далекого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около вас. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром темпе, кроме последнего (собака около вас). Последовательность упражнения: произнести слово “Бобик” на одном дыхании десять раз (собака далеко) — остановка — произнести слово “Бобик” десять раз (собака подошла ближе) — остановка — повторить кличку несколько раз, но более медленно (собака подошла к вам). В упражнении должна меняться высота звука.

Помните, Работа над голосом должна быть систематической и регулярной.

Слайд 7

Технология предписьма (конструктор букв)

Работа с конструктором букв является реализацией биоинформационной технологии предписьма, которую можно разделить на два этапа.

I этап Работа с «графическим» конструктором.

Рекомендуемый возраст детей – 3 года.

Конструктор называется «графическим», так как на этом этапе происходит знакомство с конструктором, его элементами. С помощью графического конструктора ребенок сначала совместно с взрослым, а затем уже самостоятельно составляет узоры и орнаменты, или образы животных.

Детям можно предложить следующие задания с графическим конструктором: «Сделай по образцу»«Закончи узор»«Найди и исправь ошибку»«Придумай узор на платье Маше и нарисуй»«Сделай по памяти». При этом, какой сложности будет задание, педагог может решать сам, учитывая возраст ребенка и его уровень развития.

II этап Работа с конструктором букв.

Возраст — старший дошкольный.

На этом этапе ведется непосредственная работа со знакомством дошкольников с буквами и их конструированием во время занятий по обучению грамоте. Задания с конструктором тоже могут быть самыми разными: от конструирования одной буквы по образцу или по памяти до «конструирования» слогов и слов с учетом цвета буквы, которая обозначает звук (гласный, твердый согласный, мягкий согласный). А экспериментирование детей с элементами букв совершенствует дифференциацию букв схожих по строению, для этого можно предложить задания типа «Преврати букву А в Н»«Сколько букв можно сделать из тех же элементов, что и у буквы Б?».

Печатание стоит проводить на строке, пропорциональной элементам конструктора. При этом в активную речь вводим понятия «строка»«верхняя» и «нижняя линия строки»«начало и конец строки» для того, чтобы ребенок, будучи школьником, легко ориентировался на плоскости листа тетради при письме.

Технология двигательной активности (солетерапия)

К элементу двигательной активности можно отнести логоритмические упражнения. Так как эту тему мы уже освещали в рамках МО в прошлом году, я на ней останавливаться не буду.

Слайд 8

Отдельно хочу рассказать вам о солетерапии в рамках развития речи.

О пользе соли знают все. Она содержит около 100 минералов, это почти вся таблица Менделеева (калий, бром, йод, железо, селен и т.д.). Научно доказано, что кристаллы соли своим воздействием способны ликвидировать болезнетворные микробы, а также делать организм ребенка менее восприимчивым к различным заболеваниям. При использовании соли в помещении происходит благоприятное изменение ионного состава воздуха, нахождение сухой кристаллизованной соли в помещении обогащает воздух испарениями, имеющими оздоровительный эффект. Пары соли помогают устранить проблемы со стороны лорорганов, успокаивают нервную систему. Воздух приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период всплесков вирусных заболеваний.

Соль также оказывает благотворное влияние при непосредственном контакте с кожей рук: кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика. А изречение «Наша речь находится на кончиках наших пальцев» я думаю известна всем.

Пальчиковые упражнения с солью: 

 «Паучок» — погружение в соль только подушечек пальцев, сопровождается стихотворением: «Сидит на ветке паучок, расставил лапки – и молчок»;

 «Солим суп» — захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы: «Мы сегодня повара, суп солить давно пора»;

 «Хлопки» — похлопывать ладонями о соль: «Хлопайте ладошки соляные крошки, крепко прижимайте, быстро убегайте»;

 «Цыплята» — пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность: «Травку дружно мы клюем, червячка сейчас найдем»

и другие Игры для пальцев рук:

 «Ловим рыбку»: в емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, ракушки, пробки от пластиковых бутылок и т.д.;

 «Художники»: указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы (самостоятельно и по заданию педагога).;

 «Угадай-ка»: найти по заданию педагога спрятанный в соли предмет (в емкости находятся разные предметы) и другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что биоинформационные технологии – это технологии, способствующие не только развитию речи, но и укреплению здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность « Веселый Лесовичок» с применением ИКТ, игровой технологии и элементами технологии эстетической направленности.

Материалы , приготовленные воспитателем для детей позволяют развивать любознательность, творческое воображение, умение  различать листья разных деревьев,формирует умение  детей отг...

Конспект НОД в подготовительной группе по теме "Мы знаем наш город" с использованием технологии интеллектуального развития и технологий эстетической направленности

Это заключительное занятие по петербурговедению. Дети  знакомились с историей  Санкт- Петербурга от самого рождения города и до современности в старшей и подготовительной группе.Используя св...

Консультация для воспитателей "Использование современных технологий оздоровительной направленности в педагогическом процессе"

Консультация для воспитателей раскрывает использование фитнес технологий в педагогичеком процессе....

Буклет «Образовательные технологии биоинформационной направленности в развитии речи дошкольника»

Образовательные технологии биоинформационной направленности - это  технологии, учитывающие природную сущность развития ребенка и информационный энергообмен  между первой и второй сигна...

Консультации по ЗЗТ. Технологии эстетической направленности

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее....

консультация "Инновационные развивающие технологии, методы и приемы, направленные на развитие речи детей. Метод «Интеллект-карт»"

Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-с...