Дидактические игры на словообразование для младшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (младшая группа)
Развитие навыков словообразования, обучение детей составлению словосочетаний с включением относительных прилагательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры на словообразование для младшего дошкольного возраста | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на словообразование
Младший дошкольный возраст
Словообразование
Игровое упражнение «Ласковые имена»
Цель: учить образовывать слова с суффиксами уменьшительности и ласкательности.
Дети побуждаются называть друг друга ласково: Танечка, Олечка, Вовочка.
Аналогичное упражнение проводится по называнию детёнышей животных:
- У кошки – котёночек.
- У медведицы – медвежонок, у утки – утёнок, у мышки – мышонок.
Игра «У меня нос, а у тебя? »
Воспитатель называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс
уменьшительности.
- У меня нос, - говорит воспитатель.
- А у меня носик.
- У меня уши (а у меня ушки) и т. п.
Игра – драматизация «Кто пришёл? »
Приходит котёнок, здоровается с детьми.
- Кто к нам пришёл? (Котёнок).
- Как назовём его ласково? (Котёночек). И т. п.
Игры: «Назови правильно», «Подскажи словечко»
- Это большой гриб, а рядом грибочек, книга – книжечка, банка – баночка и т. п.
Игровое упражнение «Потерялись»
Цель: учить соотносить название животного и его детёныша.
На ковре стоит игрушечный домик а в нём детёныши животных.
Воспитатель:
- Давайте посмотрим, кто в теремочке живёт? «Кря-кря-кря» - кто это? Утка?
Правильно. (достаёт утку из теремка). Большая или маленькая? Маленькая? Это
ребята, утёнок. Маленький утёнок. А утка – его мама. Помогите утёнку найти его
маму – утку.
Ребёнок ходит по группе ищет.
- А это чей голос? «Пи-пи-пи? » - кто это? – проводится аналогичным образом.
Игровое упражнение «Чей голос? »
Цель: учить различать животных и детёнышей по звукоподражанию
В гости к детям приходит звери и хотят поиграть. Надо догадаться, чей это голос.
- Му-у-у –кто так мычит? (Корова). А тоненько кто мычит? (Телёнок)
-Ква-ква-ква – чей голос? Грубый голос? А кто тоненько квакает? (Лягушонок)
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Игра «Кто у кого? »
Цель: учить в употреблению названий животных и их детенышей в именительном
падеже единственного и множественного числа.
Детям показываются картинки животных и спрашивают как называются их детёныши
если
их много:
- У кошки – котята.
- У ежа – ежата, у коровы – телята.
Игра «Где наши ручки? »
Цель: учить в образованию форм родительного падежа множественного числа
существительных
Дети сидят на стульчиках, воспитатель обращается к ним:
- Где наши ручки? Нет наших ручек? (Прячет руки за спину. Дети повторяют). Вот
наши ручки! (Показывают руки, играют пальцами) .
- Где же наши ножки? Нет наших ножек? И т. п. «-3 раза.
Игра «Лото»
Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением игрушек, оставляя у себя пары к
ним. Показывая детям свои картинку, ребёнок у кого такая же игрушка на картинке
должен быстро об этом сказать. (У меня колесо, а у Веры колёса. Вера должна быстро
сказать: «У меня колёса» или «У меня много колёс»)
Игра «Мишка, поезжай! »
Цель: учить образованию форм глаголов.
Воспитатель вносит в группу грузовую машину на котором сидят мишка и мышка.
- Хотите, чтобы звери покатались на грузовичке? Надо их попросить об этом и
сказать: «Мишка, поезжай». Или попросить поскакать: «Мишка поскачи» и т. п.
Подвижная игра «Молчанка»
Цель: учить образованию глаголов приставочным способом.
Дети произносят слова:
Первенчики, червенчики
Зазвенели бубенчики,
По свежей росе
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок, молчок!
Дети должны замолчать и не двигаться. Кто заговорит или пошевелится – получает
фант. В конце игры дети выкупают фанты, выполняя действия по команде: залезь под
стол и вылези обратно, подпрыгни на месте два раза, отодвинь и задвинь стульчик,
подбрось мяч и т. д.
Игра «Молчок»
Цель: упражнять в образовании глаголов от имени существительного.
Дети произносят текст: Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаем мы играть:
Чок-чок, рот на крючок
И молчок!
Дети должны замолчать. Кто нарушил правила – даётся фант, который потом
разыгрывается. Детям даются задания: барабанить на барабане, дудеть на дудочке,
звенеть в звонок и т. д.
Игра «Всё наоборот»
Цель: учить образовывать глаголы с противоположным значением при помощи
приставок
Воспитатель предлагает детям поиграть в упрямых и послушных. Рассказывается про
двух сестёр: умницу и упрямицу. Послушница делала всё как просила её мама, а
Упрямица всё наоборот. Если Послушница закроет дверь, то Упрямица – откроет.
Аналогично обыгрываются пары слов: принесёт – унесёт, пришьёт – оторвёт,
вычистит – испачкает, повесит – снимет, замолчит – заговорит и т. д.
Игра «Кто больше скажет о профессии»
Цель: учить соотносить действия людей с их профессиями, образовывать
соответствующие глаголы.
Воспитатель уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие».
-Каждый взрослый имеет свою профессию и выполняет какие-то действия.
-Что же делает повар? (варит, печёт, жарит, чистит овощи и т. д.)
- Что делает портной? (ответы детей) .
Воспитатель называет ещё профессии учителя, строителя, сапожника, пастуха, а дети
называют действия людей этих профессий.
Игра «Кто как голос подаёт? »
Цель: учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
В гости к детям приехали игрушки. Воспитатель показывает, а дети называют
игрушку.
- Вот…. (Кошка, вот… .(собачка). А это чей голос, кто поёт «Кукареку? »
(Петушок). Как кукарекает петушок? (Ку-ка-ре-ку) .
- Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка). Как кудахчет курочка? (Куд-куда,
куд-куда)
Аналогичным образом разыгрываются: собачка, кошка, собачки, кошки, курочки.
Игра «Оркестр»
Цель: учить образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов
Воспитатель читает стихотворение про зайку, сопровождая речь действиями с
игрушками.
Зайка привёз детям много музыкальных инструментов, и просит отгадать как они
называются. Барабан – барабанит, дудка – дудит, звоночки – звенят и т. д.
«Вечер загадок»
Цель: учить соотносить персонаж и образованный от звукоподражания глагол
Детям предлагается отгадать загадки:
То мурлычет, то играет,
То куда-то удирает,
Убегает далеко.
А когда придёт обратно,
То мурлыкает и с блюдца
Пьёт сырое молоко. (Кот)
Видали вы его не разОн скачет в двух шагах
От нас, чирикает:
«Чирик – чирик! »
Кто к этой песне не привык (Воробей)
Загадываются и др. загадки: жук – жужжит, волк – воет, утёнок- крякает, гусь –
гогочет, собака – лает.
Игра «Гуси»
Цель: учить образовывать существительные в родительном падеже множественного
числа
Рассматриваются картинки:
- Это… .(гусь, гусак). Он крыластый, горластый, у него красные ласты. Ноги как
ласты.
- А это мама…. (гусыня). У гуся и гусыни- дети… (гусятки). Правильно говорить
гусята. Один –гусёнок, а когда их много, это – гусята. Много у гусыни гусят.
Гусята гуляют гуськом. Гуськом за мамой – гусыней и папой – гусаком.
«Олины помощники»
Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход.
- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте,
кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
- Что это? (Это ноги)
- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают
(руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)
«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа
существительных.
Материалы: пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки
(разного цвета и разного размера—длинная и короткая), лошадки, утята, Буратино,
мешок.
Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам
игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе.
Комментируем:
— Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка.
Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще
пирамидка есть? И т. д.
— Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино
с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких
игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.
На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети
закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?»)
Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д.
Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»
«ГДЕ НАШИ РУЧКИ?»
Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа
существительных.
Дети сидят на стульчиках. Обратимся к ним, приглашая интонацией к шутке,
игре:
Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину. Дети делают то же самое.)
Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.)
— Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши
ножки! (Топают ножками.)
— Где же наши ручки? Чего нет? (Ручек.) Вот наши ручки! - Где же наши
ножки? Чего нет? (Ножек.) Вот наши
ножки!
Игра повторяется 2—3 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра «Кубик с сюрпризом». (младший дошкольный возраст)
Развить сенсорные способности, мелкую моторику и координацию движений рук ,творческие и познавательные способности, мышление, фантазию;формировать предпосылки к поисковой деятельности; заинтерес...
Дидактическая игра «Теремок» для детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра "Теремок" для детей младшего дошкольного возраста...
Родительское собрание «Музыкально-дидактическая игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста»
Родительское собрание «Музыкально-дидактическая игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста»...
"Роль дидактической игры в обучении детей младшего дошкольного возраста"
Игра в дошкольном возрасте – основная ведущая деятельность детей, которая пронизывает всю жизнь ребёнка....
«Дидактические игры для развития детей младшего дошкольного возраста»
Семинар-практикум для родителей воспитанников I младших групп по теме: «Дидактические игры для развития детей младшего дошкольного возраста»...
Дидактические игры для развития речи младшего дошкольного возраста
Дидактические игры для развития речи младшего дошкольного возраста...
Консультация в группе младшего возраста «Дидактическая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста»
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное пе...