"Роль дидактической игры в обучении детей младшего дошкольного возраста"
консультация на тему

Свет Ольга Николаевна

      Игра в дошкольном возрасте – основная ведущая деятельность детей, которая пронизывает всю жизнь ребёнка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: "Роль дидактической игры в обучении детей младшего дошкольного возраста"

Содержание

1. Теоретические основы использования игры в процессе обучения

2. Место и роль дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе

3. Общая характеристика дидактических игр

4.Классификация дидактических игр

5.Заключение

6.Литература

1

         Развитие  личности в младшем дошкольном возрасте характеризуется динамичностью, усвоением большого объема новых знаний, умений, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая. Развитие ребенка осуществляется в процессе разнообразной деятельности со взрослыми и в детском коллективе. Особая роль в связи с этим отводится играм детей. Педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр. «Игра имеет важное значение  в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,  в игре».  Выдающийся педагог Крупская Н. К., подчеркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость,   инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. В настоящее время  появилось целое направление в педагогической науке  игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

                 

2

      Игра в дошкольном возрасте – основная ведущая деятельность детей, которая пронизывает всю жизнь ребёнка. С её помощью создаются условия для развития и становления полноценной всесторонне развитой личности. При помощи игры ребёнок познаёт мир, набирается физического и духовного здоровья. Именно игра делает обучение для ребёнка интересным и желанным занятием. Она, в сущности, его главная деятельность. Уже в возрасте трёх четырёх лет наблюдаются устойчивые избирательные взаимоотношения. Ценность  раннего обучающего воздействия игры давно подмечена народом. Народная мудрость создала дидактическую  игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, пишет, что необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей Дидактические игры – это широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача.

           Дидактические игры развивают речь детей: пополняют словарный запас, развивается связная речь и умение правильно мыслить. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. Немаловажную роль здесь играют словесные игры. В них дети формируют представления о предметах. Малыши решают представленные

3

перед ними задачи, описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию. Игры направлены в основном на развитие речи, но сам процесс умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его обучают.

            Дидактическая игра выполняет большую роль в физическом воспитании, так как она тесно связанна с физическим и душевным здоровьем ребёнка, поэтому на занятиях физкультурой она позволяет достигнуть эмоционального удовлетворения в различных видах двигательной активности. Очень разнообразны по содержанию настольно печатные игры: домино, лото, парные картинки. В моей группе дети охотнее всего играют в такие игры как: «развивающее лото», «мои первые предложения», «кто что делает», «один - много», «весёлая геометрия» - мне нравятся эти игры тем, что по мере познания ребёнком игры, правила усложняются. В нравственном воспитании с помощью игры формируются представления о взаимоотношениях людей.

             Дидактические игры применяются и в трудовом воспитании, они позволяют вызвать у детей интерес и уважение к труду людей.  Так как игры содержат в себе разнообразное содержание (слово, музыка, движение, изображения), то они позволяют прививать художественно – эстетическое воспитание, что позволяет малышам понять эстетический характер образов включённых в игру. Воспитывая любовь к природе и бережное отношение к ней, проводятся такие игры как: «с какого дерева лист?», « Собери букет из листьев , « Такой листок лети ко мне», « Когда это бывает» и т.д. – эти игры проводятся в основном во время прогулки, когда ребёнок имеет возможность соприкоснуться с природой.          

         

               

4

         Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К первым следует отнести дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила, результат и дидактический материал. Ко вторым – сюжет и роль. Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях.

         Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач. Решение обеих задач – показатель эффективности игры.

         Содержание дидактических игр определяется программой под редакцией Н.Е. Вераксы "От рождения до школы", оно связано с содержанием непосредственно образовательной деятельностью и наблюдениями. Например, в игре "Назови три предмета" приходится вспоминать и называть животных, средства передвижения, овощи и фрукты, мебель, посуду. Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Так, в игре "Магазин игрушек" есть продавец и покупатели. Из дидактических игр с сюжетом выделяются/ игры-инсценировки – показ с помощью игрушек небольших сценок, в которых перед детьми ставится дидактическая задача (угадать, из какой сказки показан эпизод, и продолжить сказку, заметить изменения, которые произошли на сцене).Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Но и в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с задачами речевого развития. Иногда и в бессюжетные игры вводится образ, например загадки, загадывает Петрушка или другой сказочный персонаж.

           Когда игровую задачу ставит перед детьми не воспитатель, а например: кукла, повышается умственная и словарная активность малышей. Например, в гости к детям может прийти Андрюша – кукла с лицом привлекательного, живого мальчика. Его появление всегда вызывает радость,

5

ожидание чего-то нового, интересного. Андрюша проводит игры, может быть, и ранее известные детям, например "Что изменилось?", но эти игры приобретают новый смысл, вызывают удивление, заставляют работать воображение. В игровой занимательной форме происходит активизация и обогащение словаря дошкольника.

 Входящие в дидактические игры песенки, потешки, приговорки, развивают не только память, но и музыкальный слух, игры с мелкими деталями развивают мелкую моторику рук, что как известно напрямую связанно с развитием интеллекта. Как любые другие игры дидактические развивают творческие, мыслительные способности, учат терпению, настойчивости, развивает чувство юмора.

     Как отмечал А.Н.Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Примеры обучающих игр: научить детей различать и правильно называть цвета («Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры («Ледоход»); уточнить представления о столовой посуде («Кукла Катя обедает») или одежде («Кукла Катя идет на прогулку»); формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, рас положению в пространстве («Что изменилось», парные картинки); развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку», «Летающие колпачки»). Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.

     Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а

6

возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако,  если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик определенного цвета игрушки и предметы того же цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы в окружающей обстановке.

    Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. В опыте сенсорного воспитания детей используются следующие виды дидактических игр:

  1. Игры - поручения, основанные на интересе детей к действиям с
    игрушками   и   предметами   (подбирать,   складывать   и   раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д.).
  2. Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к
    неожиданному   появлению   и  исчезновению  предметов,   их  поиску и нахождению.
  3.  Игры   с  загадыванием  и  отгадыванием,   привлекающие  детей
    неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось».
  4. Сюжетно - ролевые игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций.
  5.  Игры  -  соревнования:   «Кто  быстрее»,   «Кто  первый»,   «Кто
    больше».

7

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

8

В последние годы проблема классификации  детских игр вновь стала привлекать внимание ученых. Современная классификация детских игр, разработана С.Л. Новосёловой. В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). Новосёлова С.Л. выделяет три класса игр:

1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры.

2.  Игры возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями.  В том числе игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные.

3.  Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей.

            Для того чтобы ребёнок мог полноценно развиваться, подбирать дидактические игры нужно очень внимательно, игр не должно быть слишком много, так как это рассеивает внимание детей, и не успевая овладеть правилами одной игры малыши берутся за другую, что не приносит пользы для развития личности ребёнка. При всём своём многообразии игра должна по сложности точно соответствовать возрасту. Дидактические игры будут эффективным методом воспитания и обучения лишь в том случае, если их проводить с детьми ежедневно, постепенно  усложняя правила и действия. Для детей младшей группы предметы для игр подбираются так чтобы они резко отличались друг от друга , были ярко выражены цвет, величина, материал из которого они сделаны. Каждая дидактическая игра давала упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

          В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью,

9

шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи. Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей, причем часто в одной игре они могут использовать знания и представления, полученные на занятиях по разным разделам программы.

      Дидактические материалы и настольно – печатные игры должны быть красочными, крупными, прочными, иметь познавательное и доступное для понимания ребёнка содержание.

         Надо заметить, что в возрасте трех – четырех лет возрастает, стремление утвердится: « Я сам », но при этом внимание малыша пока еще не устойчиво, он быстро отвлекается. Для решения задачи в дидактической игре от него требуются устойчивость, внимание, усиление мыслительной деятельности, в связи с этим  ребенок сталкивается с определенными трудностями, которые можно преодолеть посредством заинтересованности  (например: игрушка, которая привлекает внимание своей яркостью, интересным содержанием). Занимательность игры возрастает тогда когда приобретает элементы загадочности: например я  вношу в группу большую матрёшку, рассматриваю её вместе с детьми, открываю и достаю оттуда другую такую же только поменьше. У детей возникает желание разобрать всех матрёшек и посмотреть что там внутри. Известные игры становятся ещё  интереснее, когда в их содержание вносится что - то новое более сложное, требующее более активной умственной работы.    

     В  младшей группе воспитатель должен помнить о том, что его речь должна быть эмоциональной, чёткой, и в то же время спокойной. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам и мимике. Малыш чётко реагирует на выражение глаз воспитателя. Всё это необходимо учитывать, когда воспитатель играет с детьми. Ни в коем случае не нужно делать страшных гримас изображая волка или медведя, иначе ребёнок не только не захочет играть в ту или иную игру, а просто испугается, что

10

недопустимо в воспитательном процессе.

     Богуславская З.М., Бондаренко А.К. указывают, что  организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

      В подготовку к проведению входят:

  • отбор игры в соответствии  с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть.
  • определение количества играющих детей;
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной   игры;      
  • подготовка к игре самого воспитателя;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение  дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием  игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
  • объяснение хода и правил игры;
  • показ игровых действий;
  • определение роли воспитателя  в игре;
  • подведение итогов игры – это  ответственный момент в руководстве  ею,

11

так как по результатам,  которых дети добиваются в  игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

     Анализ  проведенной игры направлен на выявление  приемов её подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Анализируя, я выявляю индивидуальные особенности в поведении, характере детей, благодаря этому правильно организовываю  индивидуальную работу с ними.

          Для того чтобы игра прошла более успешно, я заранее познакомлю  детей с предметами, изображением на картинках которые будут использоваться в игре. Если в игре присутствует потешка, четверостишие, рассказываю их с выражением, наизусть. Постепенно не напрягаясь, дети тоже выучат это произведение, после этого в игру можно будет добавить более сложные элементы.

                      Прежде чем начать играть в новую игру необходимо рассказать правила игры. Хотя игры в младшем дошкольном возрасте только начинают формироваться. Правила игры  указывают, что и как должен делать каждый ребёнок. Они помогают развивать у детей способности торможения, они воспитывают сдержанность и умение управлять своим поведением. Малышам очень трудно соблюдать очерёдность, каждому хочется первому запустить руку в «чудесный мешочек», но желание играть в коллективе постепенно подводит их к умению тормозить то необузданное чувство, ребёнку приходиться подчиняться правилам игры. В этом возрасте детей ещё пока не интересует результат игры, их увлекает само игровое действие. И в этом игровые действия просты: сбор матрёшки, башенки; отгадывание по голосу «кто позвал мишку»; в хороводных играх дети изображают действия того, о чём поётся в песне. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети решают дидактические задачи. Вместе  с тем необходимо избегать излишней  развлекательности игры, она должна быть интересной, умной. В

12

руководстве игрой и в ее развитии важны темп и смена игры.

      Особенностью  дидактической игры и ее завершающим концом является результат. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний или в их применении, в установлении взаимоотношений детей  в  игре.  Для детей  результат игры выступает как определенное достижение.   Большое значение в дидактической игре имеет автодидактическое, т.е. самообучающее начало:  ребёнок подбирает детали и складывает предметы целиком (пирамидку, матрёшку); устройство таких предметов направляет мысль детей на достижение необходимого результата. Играя с сюжетными дидактическими игрушками (например: с петрушкой) малыши наделяют их человеческими качествами, заботясь о них:    укладывают спать, кормят, лечат. Таким образом, игрушка может выполнять широкую дидактическую функцию. В дидактических играх используются разнообразные игрушки. Любимой игрушкой детей является кукла. Малыши обращаются с ней, как мамы обращаются со своими детьми – это является «ключом» для воспитателя в играх. Применяя такие дидактические игры как «угощение куклы», «оденем куклу на прогулку», «укладывание куклы спать» и т.д. у детей формируются положительные характеристики, бережное отношение к кукле, нежность, внимание, желание видеть куклу чистой, причёсанной. Если ребёнку привиты эти положительные качества, то малыш никогда не бросит куклу на пол, не будет таскать её за волосы.

           

13

   Игра вырабатывает у ребенка умения выделять в окружающем существенное, характерное, помогает ему глубже и полнее осознать явления действительности. Игра способствует развитию творческого воображения, которое необходимо для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка.

Игра формирует у детей волевые качества: умение подчинять свои действия определенным правилам, согласовывать свое поведение с задачами целого коллектива. Наконец, в игре ребенок овладевает нравственными нормами и правилами поведения, играющими решающую роль в формировании его личности.

Игра – важное средство умственного воспитания. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности.

Каждая мама хочет для своего малыша только хорошего. Она хочет, чтобы её малыш вырос самым – самым, то есть и умным, и сильным, и красивым, и добрым, и успешным. Главное понять, что для ребёнка важно, чтобы его любили, играли с ним и уделяли ему максимум внимания, только в этом случае малыш будет развиваться гармонично как физически, так и психически. А воспитатель поможет вырастить и воспитать его с помощью «волшебного ключика» - дидактической игры.

14

Литература

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1991.
  2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: 1986.
  3.  Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Издательство АСТ, 2008.
  4.  Гербова В.В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности/Ученые записки: МГЗПИ.-1991.
  5. Кузнецова. А. лучшие развивающие игры от 3 до 7 лет. М.: РИПОЛ КЛАССИК  ДОМ  XXI век, 2006.
  6.  От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: мозаика – синтез, 2011.
  7.   Развитие речи/Психология детей дошкольного возраста./ Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.- М., 1976.
  8.  Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр "Академия", 2006.

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста ПДД

При  методической разработки  дидактических игр мы использовали:1.      Программа « От рождения  до школы» под ред.Н.Е. Веракса, М.А.Васильевой. Т.С. Комаровой2...

Статья: Роль подвижной игры для развития детей младшего дошкольного возраста.

Подвижные игры положительно отражаются на умственной деятельности, на аппетите, настроении, и на здоровье....

Дидактические игры для обучения детей старшего дошкольного возраста чтению.

Материал будет полезен воспитателям выпускных групп,а также родителям,которые могут применять данные игры и в домашних условиях....

Опыт работы по теме:: "Роль дидактической игры в развитии детей младшего дошкольного возраста"

Опыт работы по теме:: "Роль дидактической игры в развитии детей младшего дошкольного возраста"...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИМ НАВЫКАМ»

Цель: формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, воспитание основ гигиенической культуры.  Задачи: – обучить выполнять доступные возрасту гигиенические процеду...

Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности.

Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности....

Консультация в группе младшего возраста «Дидактическая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста»

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное пе...