«Дидактические игры для развития детей младшего дошкольного возраста»
презентация к уроку (младшая группа)
Семинар-практикум для родителей воспитанников I младших групп по теме: «Дидактические игры для развития детей младшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_ivanova_klub.docx | 136.26 КБ |
vystuplenie_ivanova_klub_1.pptx | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Лебёдушка» городского округа Стрежевой Томской области
Семинар-практикум
для родителей воспитанников I младших групп
по теме:
«Дидактические игры для развития детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель I младшей группы № 2 «Малышок»
Иванова Екатерина Павловна
2016 г.
Тема: «Дидактические игры для развития детей младшего дошкольного возраста»
Цель: обогащение родительских представлений об умственном развитии детей раннего возраста посредством самодельных дидактических игр.
Задачи:
- познакомить родителей с особенностями сенсорного и познавательного развития детей раннего возраста;
- познакомить родителей с различными видами дидактических игр, которые необходимы для обогащения развивающей среды и занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста;
- познакомить родителей с основными этапами изготовления настольных дидактических игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста;
- обогатить педагогический опыт и повысить уровень педагогической грамотности у родителей воспитанников I младших групп;
- показать на практическом примере простоту и доступность изготовления дидактических игр для детей и показать основные приемы их использования для организации детской игровой деятельности.
Участники: родители воспитанников I младших групп, воспитатель, педагог-психолог.
Место проведения: музыкальный зал.
Подготовительная работа:
- создание презентации для семинара-практикума;
- подборка и оформление рекомендаций и раздаточного материала (буклет, памятка) по теме семинара-практикума;
- оформление консультации для педагогов и родителей по теме семинара-практикума;
- изготовление необходимых пособий для практической части семинара-практикума;
- подготовка необходимых материалов для практической части семинара-практикума (приложение 1).
Значимость: материал будет полезен родителям воспитанников I младших групп для обогащения знаний в вопросах организации поисково-исследовательской деятельности с детьми в совместной деятельности, для организации досугов детей в летний период и в домашних условиях, а также для обогащения и развития сенсорного восприятия у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
СЛАЙД № 1 – СЛАЙД СКРЫТЬ
Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада вас сегодня всех видеть! Мы собрались с вами для того, чтобы поговорить о дидактических играх и их значении в жизни ребенка.
СЛАЙД № 2
Но начнем мы с вами вот с такого задания: дайте определения (расшифруйте слова) по первым буквам, но так, чтобы получилась полная фраза, по смыслу относящаяся к теме нашей встречи.
Раздача бланков с заданием, время выполнения – 1 мин.
Закончили? Кто хочет нам озвучить результаты своей творческой литературной деятельности? (Ответы желающих)
СЛАЙД № 3
А у меня получилась вот такая картина – взгляните на слайд.
Обсуждение – совпали ли определения родителей с темой и с определениями воспитателя.
СЛАЙД № 4
А теперь, предлагаю вам решить проблемную ситуацию: «узнать на ощупь, что находится в «Чудесном мешочке» (предлагается ощупать предмет и высказать свое предположение об объекте)
Сейчас вы попали в затруднительное положение, такое бывает часто, когда встречаешься с неизвестным предметом. Так и ребенок с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами.
Для того, чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребенка основным умственным действиям. Если усвоение происходит стихийно, то оно нередко оказывается поверхностным.
Сегодня я предлагаю пройти путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомимся с содержанием и приемами организации дидактических игр с детьми раннего возраста, и в итоге узнаем, что находится в «мешочке».
СЛАЙД № 5
Но …. немного теории.
Одним из важнейших направлений в работе с детьми младшего возраста является образовательная область «Социализация». Основная задача, которой заключается в развитии игровой деятельности детей.
Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.
Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти.
Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т.п. С помощью таких игрушек и игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
Дидактическая игра приобретает всё большее значение. Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста. В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей.
СЛАЙД № 6
Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.
Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.
Функции дидактической игры – это:
Игровой метод обучения дидактическая игра используется при решении задач образовательных областей «Познание», «Труд», «Безопасность», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка» в развитии сенсорной культуры воспитанников.
Как форма обучения детей содержит два начала: образовательная деятельность (познавательное) и игровое (занимательное).
Мы, воспитатели, одновременно являемся и учителями, и участниками игры. Мы учим и играем, а дети, играя, учатся.
Самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе («Краски»), чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.
Еще одна функция дидактической игры – это средство всестороннего воспитания личности.
СЛАЙД № 7
Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр:
- познавательные,
- интеллектуальные,
- строительные,
- игра-труд,
- игра-общение,
- музыкальные игры,
- художественные,
- игры-драматизации,
- подвижные,
- спортивные...
Принято различать два основных типа игр:
- игры с фиксированными, открытыми правилами,
- и игры со скрытыми правилами.
Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.
Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.
Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.
В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:
- игры по сенсорному воспитанию,
- словесные игры,
- игры по ознакомлению с природой,
- по формированию математических представлений и др.
- Иногда игры соотносятся с материалом:
- игры с дидактическими игрушками,
- настольно-печатные игры,
- словесные игры,
- псевдосюжетные игры.
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельностивоспитанников:
- Игры-путешествия.
- Игры-поручения.
- Игры-предположения.
- Игры-загадки.
- Игры-беседы (игры-диалоги).
Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчёркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.
Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания: представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться.
Какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность)?
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в её содержании, трафаретных фраз («воспитывать внимание, память, мышление»). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других - внимания, в третьих - мышления.
СЛАЙД № 8
Используемые источники и литература:
- Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. – В кн.: Умственное воспитание дошкольника. – М.: Просвещение, 1991.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1991.
- Бондаренко. А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991.
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- http://www.volgasadik.ru /Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
- http://dohcolonoc.ru/conspect/1212-konspekt-neposredstvennoj-obrazovatelnoj-deyatelnosti-v-forme-didakticheskoj-igry-s-elementami-femp-matreshki-rroshki.html
- http://www.razumniki.ru/vidy_didakticheskih_igr.html
- http://dohcolonoc.ru/cons/1396-konsultatsiya-dlya-vospitatelej-obrazovatelnaya-oblast-sotsializatsiya-didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-detej-mladshego-vozrasta.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Расшифруйте слова: И- Г- Р- А- Д - Е - Т - И -
Расшифруйте слова: И- исключительно Г- грамотное Р- развитие А- активности Д- детей: Е- естественное Т- творческое И- индивидуальное Все это относится к понятию – дидактические игры !
«Чудесный мешочек»
Классификация игр детей дошкольного возраста
Функции дидактической игры – это:
Классификация дидактических игр
Настольно-печатные дидактические игры
«Больше - меньше»
«Подбери по цвету»
«Бусы для куклы»
«Накорми Колобка»
Дидактические игры с предметами
«Сенсорные крышки»
«Волшебный сундучок»
«Мои игрушки»
«Разноцветные ленточки»
Словесные дидактические игры
«Пузырь»
«Поезд»
«Эхо»
«Игры по музыку с предметами»
«Лесной оркестр»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра «Теремок» для детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра "Теремок" для детей младшего дошкольного возраста...
"Роль дидактической игры в обучении детей младшего дошкольного возраста"
Игра в дошкольном возрасте – основная ведущая деятельность детей, которая пронизывает всю жизнь ребёнка....
Дидактические игры для развития речи младшего дошкольного возраста
Дидактические игры для развития речи младшего дошкольного возраста...
Опыт работы по теме:: "Роль дидактической игры в развитии детей младшего дошкольного возраста"
Опыт работы по теме:: "Роль дидактической игры в развитии детей младшего дошкольного возраста"...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИМ НАВЫКАМ»
Цель: формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, воспитание основ гигиенической культуры. Задачи: – обучить выполнять доступные возрасту гигиенические процеду...
Консультация в группе младшего возраста «Дидактическая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста»
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное пе...