Методическая разработка по мнемотехнике для воспитателей
методическая разработка по развитию речи
Мастер-класс для воспитателей по составлению квадратов,дорожек и таблиц по мнемотехнике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мнемотехника.В помощь воспитателю. | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Мастер-класс для воспитателей
«Мнемотехника. Описание. Составление таблиц»
Цель мастер-класса:
Ознакомление педагогов с образовательной технологией мнемотехники,
обеспечивающей эффективное запоминание стихов, текста, любого учебного материала.
Образовательная технология « Мнемотехника» - это система методов и
приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и
воспроизведение информации, а также развитие речи, памяти и мышления
дошкольников. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания.
Данная технология используется при реализации задач практически всех образовательных
областей.
Целью обучения мнемотехнике является развитие памяти, мышления, воображения,
внимания, а именно всех процессов связанных с полноценным развитием
речи.
Задачи мнемотехники:
1 Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической
аналогии.
2 Развивать у детей умственную активность, сообразительность,
наблюдательность, внимательность, умение сравнивать, выделять главные признаки.
3 Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание,
воображение, память.
4 Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового,
экологического, этического характера.
5 Обучать детей правильному звукопроизношению(ЗКР)
6 Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей
адаптации в современном обществе.
Суть мнемотехники заключается в следующем:
на каждое слово или
словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст
зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко
воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным
зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость
рассказа.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Необходимо начинать работу с простых мнемоквадратов,
постепенно переходить к мнемодорожкам, и самым сложным элементом данной техники являются мнемотаблицы.
В самом начале изучения мнемотехники детей знакомят с мнемоквадратами. Мнемоквадрат – это
графическое или частично графическое изображение предмета, явления
природы, персонажа сказки и т.д., которые обозначают одно слово,
словосочетание, его характеристики.
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят
цветные изображения: т. к. формируются сенсорные эталоны, у детей
остаются в памяти отдельные образы (трава - зелёная, солнце –жёлтое, волк-серый и
др). Позже картинки заменяются графическим изображением: лиса –
оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат), медведь-коричневые круги и др.
Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.
Используются элементы опорных схем, символов на всех видах
занятий, в различных видах деятельности, т. к. у ребёнка не должно быть
«привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области,
потому что символ универсален.
После знакомства с мнемоквадратом, задание усложняется,начинают вводить
мнемодорожки – это уже дорожка из четырех картинок,
Мнемодорожка – несет в себе небольшой объем информации, суть
заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание
придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается
схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит
текстовую информацию.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая
информация. В качестве символов-заместителей используются: предметные
картинки, - силуэтные изображения, геометрические фигуры. Таким образом,
весь текст зарисовывается схематично. Каждая ячейка этой таблицы может
соответствовать одному слову или целой фразе. Первоначально таблицы
составляют воспитатели, потом к этому процессу можно подключить и
ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие
памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком, нарисованное
запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово,
но и образ. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку»,
ребёнок сможет успешнее воспроизводить информацию.
Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста
детей, от уровня их развития. Рекомендуется использовать следующие
размеры таблиц:
• для младших дошкольников — таблицы на 4 - 9 клеток
• для дошкольников старшего возраста — таблицы до 25 клеток.
Существует несколько этапов работы с мнемосхемами.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование
из абстрактных символов слов в образы, или самостоятельный поиск
детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по
заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е.
происходит отработка метода запоминания.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но
рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен
основной словарный запас.
Мнемотехнику возможно применять при реализации задач всех
образовательных областей.
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы для облегчения заучивания стихотворения детьми:
По сугробам, напрямик
Шел веселый снеговик.
А в руках его была
Не корзина, не метла
Не плитка шоколадная
А елочка нарядная!
–Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со
мной. Рисуем схематично.
– «По сугробам напрямик». Что мы можем нарисовать к этой строчке?
(Сугробы, стрелочка прямая). Правильно.
Следующая строчка – «Шёл (ножки) весёлый (улыбка) снеговик (снеговик)».
Рисуем …. И т.д.
– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя
на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.
Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных
рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой
схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и,
опираясь на схему, нам про него рассказываете, а мы попробуем его
отгадать! Попробуйте…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Приёмы мнемотехники и их роль в развитии ребёнка"
Представляю вниманию методическую разработку, которая была успешно применена на практике....
Методическая разработка. Использование мнемотехники для автоматизации поставленных звуков в работе учителя-логопеда ДОУ
Использование мнемотехники для автоматизации поставленных звуков в работе учителя-логопеда ДОУ на идивидуальных и подгрупповых занятиях....
Методическая разработка "Использование мнемотехники в логопедической работе"
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.Цель обучения мнемотехнике - развитие пам...
Методическая разработка по мнемотехнике.
Мнемотехнические приемы на развитие образной памяти и другие упражнения для запоминания слов....
Методическая разработка «Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда»
Использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире. Появляется увере...
Методическая разработка по мнемотехнике
Методическая разработка для дошкольников ...
Методическая разработка "Использование мнемотехники в работе с детьми с тяжелым нарушением речи с 6-7 лет"
Я в своей работе использую приемы мнемотехники и разрабатываю мнемотаблицы сами. Почему я это внедряю в своей работе.Как известно в речи детей с тяжелыми нарушениями существуют множество проблем: скуд...