Методическая разработка по мнемотехнике для воспитателей
методическая разработка по развитию речи

Богданова Наталья Викторовна

Мастер-класс для воспитателей по составлению квадратов,дорожек и таблиц по мнемотехнике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Мастер-класс для воспитателей

«Мнемотехника. Описание. Составление таблиц»

Цель мастер-класса:

Ознакомление педагогов с образовательной технологией мнемотехники,

обеспечивающей эффективное запоминание стихов, текста, любого учебного материала.

Образовательная технология « Мнемотехника» - это система методов и

приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и

воспроизведение информации, а также развитие речи, памяти и мышления

дошкольников. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания.

Данная технология используется при реализации задач практически  всех образовательных

областей.

Целью обучения мнемотехнике является развитие памяти, мышления, воображения,

внимания, а именно всех  процессов связанных с полноценным развитием

речи.

Задачи мнемотехники:

1 Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической

аналогии.

2 Развивать у детей умственную активность, сообразительность,

наблюдательность, внимательность, умение сравнивать, выделять главные признаки.

3 Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание,

воображение, память.

4 Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового,

экологического, этического характера.

5 Обучать детей правильному звукопроизношению(ЗКР)

6 Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей

адаптации в современном обществе.

Суть мнемотехники заключается в следующем:

 на каждое слово или

словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст

зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко

воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным

зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость

рассказа.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Необходимо начинать работу с простых мнемоквадратов,

постепенно переходить к мнемодорожкам, и самым сложным элементом данной техники являются мнемотаблицы.

В самом начале изучения мнемотехники детей знакомят с мнемоквадратами. Мнемоквадрат – это

графическое или частично графическое изображение предмета, явления

природы, персонажа сказки и т.д., которые обозначают одно слово,

словосочетание, его характеристики.

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят

цветные изображения: т. к. формируются сенсорные эталоны, у детей

остаются в памяти отдельные образы (трава - зелёная, солнце –жёлтое, волк-серый и

др). Позже картинки заменяются графическим изображением: лиса –

оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат), медведь-коричневые круги и др.

Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.

Используются элементы опорных схем, символов на всех видах

занятий, в различных видах деятельности, т. к. у ребёнка не должно быть

«привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области,

потому что символ универсален.

После знакомства с мнемоквадратом, задание усложняется,начинают вводить

 мнемодорожки – это уже дорожка из четырех картинок,

Мнемодорожка – несет в себе небольшой объем информации, суть

заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание

придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается

схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит

текстовую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая

информация. В качестве символов-заместителей используются: предметные

картинки, - силуэтные изображения, геометрические фигуры. Таким образом,

весь текст зарисовывается схематично. Каждая ячейка этой таблицы может

соответствовать одному слову или целой фразе. Первоначально таблицы

составляют воспитатели, потом к этому процессу можно подключить и

ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие

памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком, нарисованное

запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово,

но и образ. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку»,

ребёнок сможет успешнее воспроизводить информацию.

Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста

детей, от уровня их развития. Рекомендуется использовать следующие

размеры таблиц:

• для младших дошкольников — таблицы на 4 - 9 клеток

• для дошкольников старшего возраста — таблицы до 25 клеток.

Существует несколько  этапов работы с мнемосхемами.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование

из абстрактных символов слов в образы, или самостоятельный поиск

детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по

заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е.

происходит отработка метода запоминания.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но

рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен

основной словарный запас.

Мнемотехнику возможно применять при реализации задач всех

образовательных областей.

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы для облегчения заучивания стихотворения детьми:

По сугробам, напрямик

Шел веселый снеговик.

А в руках его была

Не корзина, не метла

Не плитка шоколадная

А елочка нарядная!

–Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со

мной. Рисуем схематично.

– «По сугробам напрямик». Что мы можем нарисовать к этой строчке?

(Сугробы, стрелочка прямая). Правильно.

Следующая строчка – «Шёл (ножки) весёлый (улыбка) снеговик (снеговик)».

Рисуем …. И т.д.

– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя

на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.

Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных

рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой

схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и,

опираясь на схему, нам про него рассказываете, а мы попробуем его

отгадать! Попробуйте…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Приёмы мнемотехники и их роль в развитии ребёнка"

Представляю вниманию методическую разработку, которая была успешно применена на практике....

Методическая разработка. Использование мнемотехники для автоматизации поставленных звуков в работе учителя-логопеда ДОУ

Использование мнемотехники для автоматизации поставленных звуков в работе учителя-логопеда ДОУ на идивидуальных и подгрупповых занятиях....

Методическая разработка "Использование мнемотехники в логопедической работе"

Мнемотехника - это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.Цель обучения мнемотехнике - развитие пам...

Методическая разработка по мнемотехнике.

Мнемотехнические приемы на развитие образной памяти и другие упражнения для запоминания слов....

Методическая разработка «Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда»

Использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире. Появляется увере...

Методическая разработка по мнемотехнике

Методическая разработка для дошкольников ...

Методическая разработка "Использование мнемотехники в работе с детьми с тяжелым нарушением речи с 6-7 лет"

Я в своей работе использую приемы мнемотехники и разрабатываю мнемотаблицы сами. Почему я это внедряю в своей работе.Как известно в речи детей с тяжелыми нарушениями существуют множество проблем: скуд...