Методическая разработка "Использование мнемотехники в логопедической работе"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotehniki.doc | 122.5 КБ |
mnemotehnika.ppt | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления и речи; перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы, а также развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Как и любая работа, строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей. Мы их используем для решения всего спектра речевых задач.
Одной из основных задач ДОУ является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной речи, т.е. умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое. Наиболее сложным видом такой речи для ребенка-дошкольника является монологическое высказывание.
Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению. Без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах невозможно полноценное общение, творчество, саморазвитие личности.
Однако помимо нормального развития речи, отмечаются отклонения в развитии речи. Наиболее ярким является общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). К сожалению, количество детей, у которых отмечается это нарушение, растет год от года. Для ОНР характерно более позднее начало речи. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Речь детей с ОНР малопонятна. Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта.
Вопросы формирования связной речи изучались А. М. Бородич, Ф. А. Сохиным, Л. С. Выготским, А. А. Леонтьевым и др., а исследования речи у детей с речевой патологией нашли свое отражение в работах В. П. Глухова, Т. Б. Филичевой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой и др.
Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат приемы мнемотехники. Козаренко В.В. дает следующее определение мнемотехники: «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания, т.е. речь идет о системе приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций».
Для дошкольников мнемотехники имеют особое значение, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
Исследование мнестической функции у детей с ОНР показали, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.
Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. Одним из методов активизации творческого мышления ребенка являлась символическая аналогия.
Символическая аналогия включала в себя обобщенный, абстрактный словесный или графический образ объекта.
Символическая аналогия может быть:
Графической, т.е. обозначающей каким-либо символом реальный образ или образы, выделив в них общие признаки. Она подводит к понятию – приему «свертывание» - умение выделить в образе самое главное. Данный вид необходим для того, чтобы нестандартными образами выработать у ребенка мышление, богатое воображение, умение обнаружить скрытые зависимости и связи.
Начинать надо с самого простого – научить детей условному изображению любых предметов, умению их классифицировать (любая геометрическая фигура может означать какой-то предмет). Необходимо дать детям возможность высказать свои идеи. Главная цель – показать, что разные предметы могут обозначаться одинаковыми геометрическими фигурами. Затем предлагается обозначить предметы не любыми фигурами, а теми, которые они напоминают, закрепляя умение «видеть» абстрактный образ объекта.
Далее с помощью различных линий необходимо показать характер, образ, т.е. научиться изображать графические характеристики-портреты героев. Когда дети научатся изображать символами предметы, героев сказок и т.п., можно предложить составлять модели сказок, в которых можно помимо образов героев, изобразить их действия.
Учась «записывать» сказку, составлять ее модель, дети приобретают очень важное умение – умение выделить в произведении самое главное, изобразить такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести знакомую сказку или придумать новую. Умение составлять модели позволит детям в будущем составлять план успешного ответа, писать изложения, сочинения.
Словесная символическая аналогия позволяет словами-символами кратко передать содержание или смысл произведения. Вместо длинного текста составить короткий, если каждое предложение или абзац обозначить словесным символом.
Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. И в этом помогает мнемоника или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
Основателем педагогической мнемотехники можно считать П.Рамуса. В XVIв. в Кембриджском университете преподавалась как классическая мнемотехника (в лице Джордано Бруно), так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Так получилось, что педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и понятна большинству людей. И, главное, педагогическая мнемотехника не устанавливала таких высоких планок, как это делала классическая мнемотехника. Проще говоря, педагогическая мнемотехника отказалась от прямого использования зрительных образов при запоминании, и резко снизила требования к ученикам. Педагогическая мнемотехника не заставляла запоминать хронологические таблицы, а делала акцент на естественное запоминание при интенсивном «пережевывании» изучаемого материала. Это - известное со времен школы многократное чтение текста; откровенная зубрежка, переписывание изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов), создание большого количество вспомогательного (дидактического) материала и многие другие методы.
В XVIв. педагогическая мнемотехника одержала полную победу над классической. Классическая мнемотехника, без сомнения, эффективнее педагогической. Однако методы педагогической проще, понятнее, и доступнее.
Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, и при дальнейшем припоминании по одному из образов этой ассоциации воспроизводит все ранее соединённые образы. Суть работы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Процесс запоминания делится на 4 этапа: кодирование элементов информации в зрительные образы, собственно сам процесс запоминания, запоминание последовательности информации, закрепление информации в памяти.
Данная технология базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже детьми с проблемами в развитии. Она формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию; развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими схемами (Воробьева В.К.), предметно-схематическими моделями (Ткаченко Т.А.), блоками-квадратами (Глухов В. П.), коллажем (Большева Т. В.), схемой составления рассказа (Ефименкова Л. Н.).
Приемы мнемотехники особенно важны для дошкольников, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов; на преобразование абстрактных символов в образы; и на развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Важно отметить, что способность запоминать зависит, в первую очередь, не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушение в работе этих психических процессов делают практически невозможным произвольное запоминание. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы - инструмент для запоминания. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.
В настоящее время приемы мнемотехники являются наиболее актуальными. Возможности мнемотехники расширяются, их можно использовать для развития навыков словообразования у детей с ОНР (Расторгуева Н.И.). Барсукова Л.И. при работе над автоматизацией звуков в качестве нетрадиционных коррекционно-развивающих технологий предлагает использовать мнемодорожки, поскольку они позволяют ускорять процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Образцы мнемоквадратов:
раскрасить, дорисовать, зачеркнуть, обвести по контуру
заштриховать
Один – много
скажи ласково
скажи наоборот
«Жадина» (назвать своим каждый предмет: мой, моя, моё, мои)
«Посчитай» (назвать предметы по одному; по два; по одному и по два сразу)
«Прятки» (поочередно закрывать предметы и говорить, чего нет)
четвёртый лишний
Мнемодорожка:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемы речи детей дошкольного возраста: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
Ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Одним из методов активизации творческого мышления ребенка является символическая аналогия. Символическая аналогия включает в себя обобщенный, абстрактный словесный или графический образ объекта. Символическая аналогия может быть: - графической; - словесной.
Виды мнемообозначений: мнемоквадраты; мнемодорожки:; мнемотаблицы
Рассказ о насекомых по мнемодорожке
Мнемотаблица к стихотворению
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Результаты
«Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска» В. Шаталов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотехники в логопедической работе при проведении артикуляционной гимнастики, и подготовке к изучению грамоте.
мнемотехника - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. На сегодняшний день - образная, ...
"Элементы мнемотехники в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Грамота - достаточно сложный предмет для дошкольников. Детям старшего дошкольного возраста очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в их практическом мире, понятия. С целью активизации ...
Использование мнемотехники в логопедической работе
Выступление на педсовете....
Презентация на тему: "Использование приемов мнемотехники в логопедической работе"
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и у...
Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с дошкольниками
В статье подробно описываются различные приемы, используемые в логопедической работе для развития у детей психических процессов, в том числе внимания и памяти. Представлен наглядный материал и ко...
Консультация по теме «Использование мнемотехники в логопедической работе»
В описаны новые эффективные технологии....
Методические разработки " Некоторые направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа над развитием слогового анализа".
Данные методические разработки применяются автором на протяжении более 10 лет при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С первой категорией, как пролилактика нарушений пи...