Использование фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста
статья по развитию речи

Засыпкина Мария Николаевна

Данная статья адресована воспитателям. В ней рассмотрены особенности развития речи дошкольника средствами устного народного творчества. Показана роль и  конкретное значение каждого жанра для речевого развития детей. Приведены примеры возможного использования фольклорного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_folklora_v_rechevom_razvitii_detey.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование фольклора в речевом  развитии детей дошкольного возраста»

                                                   «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста, и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор»

                                                                    Георгий Семёнович Виноградов - основоположник теории детского фольклора

   Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления и  несомненно обогащают и развивают  речь детей.

   Но успешность процесса развития речи детей средствами фольклора зависит от специальной работы педагога  в этом направлении. К фольклору необходимо ПРИОБЩАТЬ, а не знакомить с ним, - это  процесс сложный, творческий, он невозможен без эмоций, без увлечённости.   В своей работе я стремлюсь к развитию у детей интереса к фольклору, к формированию желания использовать элементы фольклора в речи, благодаря чему, их речь должна будет стать более лаконичной, более эмоциональной, более чистой, более правильной.

   Фольклорный материал позволяет решать следующие  задачи:

- Развивать активный словарь детей старшего дошкольного возраста

- Формировать грамматически правильную речь (изменение слов, составление предложений)

- Воспитывать звуковую культуру речи (правильное произношение)

- Развивать эмоциональность и выразительность речи

 - Формировать разговорную речь (диалогическую и монологическую речь)

 - Обучать рассказыванию, пересказыванию, составлению рассказов (по схеме)

 - Способствовать развитию у детей памяти, внимания, мышления, творческого воображения

 - Совершенствовать умение сравнивать и выделять существенные признаки в образах героев

 -Воспитывать любовь к народному творчеству и русским традициям.

    С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Какие малые формы фольклора и как  целесообразнее использовать в развитии речи дошкольников? А вы, уважаемые коллеги,  поможете мне их словесно проиллюстрировать.

Пестушки -(от слова пестовать, то есть нянчить, холит) – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Особую значимость приобретают пестушки в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная пестушка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание.

   Чаще используются в раннем возрасте: благодаря простоте и мелодичности звучания, приближенности к игре, дети раннего возраста легко запоминают незатейливые тексты, приобретая вкус к художественному слову, приучаясь пользоваться ими в своей речи.

Во саду-садочке
Выросла малинка.
Солнце ее греет,
Дождичек лелеет.
В светлом теремочке
Выросла (имя ребенка),
Люди ее любят,
Все ее голубят.
        ***

Ай, ты моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

Потешка - песенка – приговорка, которой забавляют, потешают ребёнка. 

   Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал. С их помощью возможно развивать фонематический слух, т.к. они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией. Всё это способствует образности речи дошкольников.

Потешки помогают при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением, обыгрыванием их. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребёнок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям. Потешки должны соответствовать уровню развития детей.

   В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики.

 Использование потешек обогащает словарь и активизирует речь  детей младшего и среднего дошкольного возраста. А в работе со старшими дошкольниками потешки  помогают развитию связанной речи, регулируют интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от их содержания, закрепляют правильное произношение отдельных звуков.

Физкультминутка на основе потешки «Котик ниточки мотает,
На клубочек навивает».

Игра «Котик»

Воспитатель: Котик ниточки мотает

И слова на них цепляет.

Очень нужные слова,

Назовите их, друзья.

Пап кто? (кот)

А мама? (кошка)

А ребенок кто? (котенок)

Подскажи, он будет кем,

Когда вырастет совсем? (котом или кошкой)

Игра - драматизация по потешке  "Цынцы -брынцы, балалайка".

Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, поиграй-ка!
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, помолчу!
Цынцы-брынцы, кто стучит?
Цынцы-брынцы, девочка!
Цынцы-брынцы, как зовут?
Цынцы-брынцы, Евочка!

Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

 Повторные сочетания действий ребёнка со словами заклички приучают его вслушиваться  в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания.

        Заклички дают возможность ребёнку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребёнка, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат.

Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры.

  Поговорки  и  пословицы  –  один  из   самых   активных   и   широко распространенных памятников устного  народного  поэтического  творчества.

Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия. «От скуки бери дело в руки» – говорит воспитатель и предлагает выполнить посильную работу (навести порядок в кукольном уголке), дети охотно приступают к делу. После того как работа закончена, можно провести беседу, почему так говорится в пословице. Совместный труд – эффективный метод воспитания дружелюбия «Берись дружно, не будет грузно».

        Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. 

 Игра с мячом «Продолжи пословицу» ( водящий говорит начало пословицы и бросает мяч, кто поймает должен продолжить пословицу).

              «Что летом родится – зимой пригодится».

          «Волка бояться - в лес не ходить».

          «Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок».

              «День прозевал – урожай потерял».

              «Кто рано встаёт, тот грибы себе берёт, а сонный да   ленивый идёт после за крапивой».

               «Для умелой руки – все работы хороши».

          «Пчела мала, но и та работает».

              «Кто весел, а кто и нос повесил».

        Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

        Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.

Скороговорки  – фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

 В них поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Произнести их трудно, при быстром произнесении органы речи не успевают перестроиться, получается что – то не то, и это вызывает у детей веселье, смех. Но скороговорка не только забава, она и хорошая гимнастика для органов речи.

В огороде рос горох,

А за речкой – гречка.

Старый наш козёл Енох

В огороде рвал горох,

Гречку рвал за речкой.


       ***

Белый снег, белый мел, белый заяц - тоже бел,

а вот белка не бела, белой даже не была.                       

        ***

Вор-воришко
Украл топоришко.
Полез в окошко,
Упал в лукошко.
 

Скороговорки способствуют развитию правильной речи, закрепляют правильное произношение звуков, используются для тренировки и совершенствования голосового аппарата, развивают фонематический слух у ребёнка.

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова. Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества у считалок наиболее завидная судьба. По силе эстетического воздействия на ребят, по своей распространенности, по количеству произведений они, можно сказать, не знают себе равных. Считалки тесно связаны с играми.

Игра -  традиционное  средство педагогики, источник радостных эмоций, она вызывают у детей чувство удовольствия, приучает к согласованным действиям. Современные исследователи считают одним из главных значений народных игр педагогическую многофункциональность. Она заключается в том, что нельзя сказать, что вот эта игра развивает координацию движения, а эта развивает речь. Любая народная игра влияет на несколько сфер одновременно: на социальную, на эмоциональную, на двигательную и на интеллектуальную, а значит в целом на гармоничное развитие ребёнка.

   Подвижные народные игры сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, припевками они не только развивают физические качества детей, учат выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения, развивают слуховое восприятие, но и пополняют словарный запас, обогащают речь детей,  имеют  большое влияние на  воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей.  Путём проговаривания вместе с педагогом словесного сопровождения подвижных игр у детей появляется желание говорить, подталкивает их к речевым контактам.

    Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Фольклор в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Выступление на городском методическом объединении «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» ...

Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают большие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь ок...

Практика применения форм народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста

Практика применения форма народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. Краткая характеристика малых форм народного фольклора. Результаты использования в речевом развитии детей до...

Практика применения форм народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. Часть 2

Практика применения форма народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. Краткая характеристика малых форм народного фольклора. Результаты использования в речевом развитии детей до...