Речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Елизова Екатерина Александровна

Технологическая карта по речевому развитию "Посидим в тишине"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательная область: речевое развитие.

Тема занятия: Посидим в тишине.

Возрастная группа: 6-7 лет.

Цель: создание страницы книги с иллюстрацией через чтение стихотворения Е. Благиной «Посидим в тишине» и беседу по его содержанию и дидактическую игру в Smart Notebook.

Задачи занятия:

  • Образовательная: определить поступок героя стихотворения с помощью конкретных описательных моментов.
  • Развивающая: прослушать стихотворение и соотнести мотивы поступка героя с идеей произведения.
  • Воспитательная: высказывать оценочное суждение поступках героя стихотворения.

Дополнительные задачи:

  • Снять зрительное напряжение после работы с интерактивной панелью через зрительную гимнастику.
  • Дидактическая: собрать мозаику – пазлы с иллюстрацией стихотворения.  
  • Игровая: собрать на страницу наибольшее количество описательных элементов, встречающихся в стихотворении.

Словарная работа: метнулся (пробежал).

Планируемые результаты:

  • Дети определяют основной мотив поступка с помощью конкретных описательных моментов в стихотворении.
  • Дети соотнесли поступок героя с названием произведения и ответили на вопрос – почему стихотворение так называется?
  • Высказывают оценочные суждения о поступке героя из стихотворения.
  • Создают вырванную страницу иллюстрацию из книги.

Подготовительная работа: разработка технологической карты занятия, разработка дидактической игры в программе SMART Notebook

Материалы и оборудование: книга, интерактивная панель, дидактическая игра «Мозаика – пазлы» в программе SMART Notebook, ватман А3, картинки игрушек, ножницы, клей

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап.

Организовать и мотивировать детей на образовательную деятельность.

Под спокойную музыку «дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (воспитатель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка).

Воспитатель предлагает детям посмотреть книгу.

Прием психологической, речевой настройки, показ книги.

Играли в уголке.

Дети готовы к образовательной деятельности.

2.

Основной этап.

2.1.

Этап постановки проблемы

Создать проблемную ситуацию. Формулировка проблемы в доступной для детей форме.

Ребята посмотрите, здесь кажется не хватает страницы. Кто – то вырвал и испортил книгу. Что теперь делать? (дети отвечают – нужно найти эту страницу и приклеить, или сделать новую страницу и вклеить ее в книгу). Как Вы думаете, что было на этой странице (ответы детей – рассказ или картинка). Наверно, но как же мы сможем написать новый рассказ или стихотворение если Вы еще не научились писать? (дети: тогда мы нарисуем) А что именно? (дети: о рассказах которые уже есть)

Отлично, можно нарисовать иллюстрацию к произведению которое идет перед вырванной страницей.

Словесный: беседа

Выдвигают предположение решения проблемы, отвечают на вопросы

Дети нашли решение поставленной проблеме

2.2

Этап восприятия материла

Овладеть представлениями.

Присаживайтесь на кубы, спинки выпрямили, ноги поставили ровно.

Я предлагаю Вам послушать стихотворение Елены Александровны Благиной «Посидим в тишине» и узнаем и узнаем, о чем эта книга.

Эта детская поэтесса, которая родилась в начале прошлого века и первое свое стихотворение она написала в восемь лет. А стихотворение «Посидим в тишине» она написала в 37 лет. Это произведение очень красивое в нем рассказывается о девочке которая сидела к комнате со спящей мамой и ей очень хотелось поиграть, побегать, пошуметь, но… А что же произошло мы узнаем из самого стихотворения. Но перед тем как мы начнем читать, ребята что значит слово «метнулся»?

Выразительно читаю отрывок из стихотворения.

Мне нравится это красивое стихотворение. Я часто вспоминаю свою мамочку и свое детство

Беседа, чтение художественной литературы

Слушают, отвечают на вопрос: метнулся – это пробежал, стихотворение проскользнул

Дети осмысли содержание стихотворения

2.3

Этап практического решения проблемы

Закрепить полученные представления и решить проблемную ситуацию

Беседа о прочитанном:

- А Вам понравилось стихотворение?

- Кто главный герой и какая она?

-Что хотела сделать девочка?

- Почему она этого не сделала?

-А, у Вас случалась такая ситуация и как бы Вы в ней поступили?

Я предлагаю поиграть в игру «Закончи приложение», я буду начинать, а вы заканчиваете словами из стихотворения:

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате …..

А по маминой подушке

Луч крадется………

И сказала я лучу:

– Я тоже двигаться …..!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч …….

Я бы песенку пропела,

Я б могла………………,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я……..

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул …..

– Ничего, – шепнул он будто, –

Посидим и в ………!.

Динамическая пауза

Дружно помогаем маме (шагаем на месте)

Мы белье стираем сами (наклоны вперед)

Раз, два, три, четыре (наклоны в бок)

Потянулись, остановились,

Хорошо мы потрудилась (погладили себя по голове)

Давайте закроем глаза и представим картину, происходящую из стихотворения

Повторное чтение

А сейчас я предлагаю поиграть в мозаику – пазлы и собрать картинку по мотивам нашего стихотворения. Подходите к панели и давайте вспомним правила безопасного поведения: у доски не толкаться, не трогаем провода, работаем у доски с боку, руки должны быть у всех сухие, иначе доска на Вас не отреагирует.

Интерактивная дидактическая игра

«Мозаика - пазлы»

Вам необходимо собрать целую картинку из кусочков. Кто окажется быстрее, тот и выиграл.

Подвожу итоги игры.

Беседа, интерактивная дидактическая игра

Отвечают на вопросы, играют в дидактическую игру

Полученные представления усвоены, проблемная ситуация решена

3.

Заключительный этап

Подвести итоги деятельности, создать и восстановить вырванную страницу из книги, обобщить, и закрепить навык самооценки.

Ребята посмотрите, а книгу то мы не починили… Давайте сделаем это!

Подходите к столу, мы с Вами сейчас создадим страницу иллюстрацию.

- Как здорово получилось, книга теперь целая…

-Ребята, а книги разве можно мять или рвать?

-А, почему?

- Правильно ребята! А, какое произведение мы с Вами сейчас прочитали?

- Кто автор произведения?

- Понравилась ли Вам стихотворение?

- А, кто помнит с чего началось оно?

- А, чем закончилось?

Итак, ребята, я предлагаю Вам сейчас оценить наше занятие, перед вами картинки. Какая картинка больше всего похожа на Ваше настроение?

Итак, ребята на этом наше занятие подошло к концу, спасибо большое за работу.

Беседа, продуктивная деятельность.

Отвечают на вопросы, создают коллективную страницу иллюстрацию (аппликацию).

Дети создали вырванную страницу иллюстрацию из книги, умеют обобщать полученную информацию и рефлексировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...