НОД «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Знакомить  детей с зимующими птицами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zimuyushchie_ptitsy.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ШКОЛА № 1793 им.ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.К.НОВИКОВА

НОД «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

                                                                         

   

Воспитатель: Неделькина А.В.

                                                                                                       

Москва

     Программное содержание. 

- закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах;

- подвести к раскрытию связй между внешним видом птиц и их питанием, движением и  образом жизни;

- воспитовать любовь к птицам, желание помогать им;

- упражнять в употреблении сложных прилагательных, антонимов, притяжательных, прилагательных, согласовании существительных с местоимениями;

- расширять словарный запас.

Материал. Иллюстрации с изображением птиц. Аудиозапись пения птиц.

Предварительная работа. Наблюдение  за  птицами  на  прогулке.  Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах.

                 

                                                       Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение О.Высотской «Мастерица зима»

Воспитатель. Как называют птиц, остающихся на зиму? (Ответы детей)

Звучит музыка «Зимний вальс», появляется Зима.

Зима. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали, я Зима. Я пришла к вам,

чтобы узнать, что это за птицы такие смелые, что меня не боятся и остаются

зимовать. Вы их знаете? Назовите. ( ответы детей) Расскажите мне как они

выглядят, где селятся, чем питаются, какие звуку издают. Вот например, что

это за птица?            

В серой шубке перьевой

И в морозы он герой.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает.

Дети.  Воробей.

Воспитатель. Верно, а как он выглядит? (Выставляет иллюстрацию.)

Воробей – маленькая, бойкая, подвижная, проворная птичка. Про него говорят часто: «Серый воробышек». На самом деле он совсем не серый, а какой? (ответы детей) Спинка коричневая, с широкими черными полосами, хвост и  крылья темно-бурые, а подбородок черный. Клюв тонкий, острый и твердый. Ноги короткие и сильные, чистоплотные, любят купаться везде: в лужах, в песке, в пыле. Где же они зимуют? (в щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнездах, под козырьком подъезда.) Чем же питаются? Где находят пищу? (в кормушках, на свалках, во дворах, на дорогах). Поедают насекомых,  клюют зерна и семена растений, нападает на посевы зерновых чем приносят урон сельскохозяйственным угодьям. Почему называют воробья – воробьем? (за его проделки). Послушайте, как поет воробей (включается аудиозапись чириканья).

Зима. Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна,

Брюшко белое да плечи,

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит – вмиг

Поднимает стрекот – крик.

Дети.  Сорока.

Воспитатель. Правильно. Как она выглядит? (выставляет иллюстрацию).

Сорока – крупная птица с красивым черно-белым оперением. Голова, крылья, хвост – черные с зеленоватым отливом, а бока белые, от сюда ее прозвище сорока белобока. Хвост длинный и прямой, как стрела. Ноги большие сильные, клюв изогнут к низу, летают не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место. Кто знает, почему ее называют сорокой – воровкой? (любит блестящие вещи, уносит их и прячет). Какие звуки издает?  ( напоменает треск, стрекот). Называют ее еще стрекотухой. (про болтливых говорят – растрещалась, как сорока). Где гнездо устраивает? ( в густых ветвях деревьев или кустарников. Они трудолюбивые, строят сразу несколько гнезд, а потом выбирают лучшее, а в брошенных селятся мелкие птицы). Какую пользу приносят сороки?

Дети. Истребляют насекомых и грызунов, переносят семена растений,

в их брошенных гнездах селятся мелкие птицы. Послушайте, какие звуки

издает сорока (включается аудиозапись).

Зима. Ребята, а о какой птице говориться в этой загадке?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка,

И полоска шарфика.

Дети. Синица.

Воспитатель. (выставляет иллюстрацию). Как она выглядит? (синица лесная птица. Оперение у нее яркое, красивое, праздничное. На головечерная шапочка, щеки белые, на шее и грудке – черная полоса – галстук, синица желто – зеленая, как будто плащ надела. Брюшко желтое, крылья и хвост – серые).Где устраивает гнездо? Занимает прошлогодние дупла дятлов, в углублениях и щелях гнилых пней. В мороз прилетает по ближе к людям. Чем питается синица? Синички с утра до вечера ловят мошек, комаров, гусениц, тлей. Они поедают столько вредителей, сколько весят сами, по этому их называют лучшими друзьями человека. Но зимой им очень тяжело приходится. Много синичек погибает от холода и голода. Они нуждаются в нашей помощи. Их надо подкармливать семечками, хлебными крошками, кусочками сыра и сала. Какие звуки они издают? (включается аудиозапись). Щебечут, звенят как колокольчики. Синь – синь – синь.

Зима. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Кто это?

Дети. Снегирь.

Воспитатель. (показывает иллюстрацию). Почему эта птица называется

снегирь?

Дети. Потому что снегири прилетают с первым снегом, будто для того, что бы сделать зимний пейзаж еще красивее. Как выглядят? Голова, хвост, крылья – черные. Спина – голубовато – серая, над и подхвостье белое, брюшко у снегиря ярко – красное, а у самки – серое, (почему?). Клюв короткий черный, толстый. Почему? Чтобы расклевывать ягоды рябины и выклевывать зернышки; семена клена, липы и других деревьев и кустарников. Могут и орешки расклевывать. Снегирь малоподвижный, передвигается короткими прыжками. К нам они прилетают только зимой когда наступает голод и холод. Послушайте как они поют. (включается аудиозапись).

Зима. У этой птички клюв кривой,

А гнезда вьет она зимой.

Из шишек семечки клюет,

Кто эту птицу назовет?

Дети. Клест.

Воспитатель. (показывает иллюстрацию). Это необычная птица, очень

красивая. Его даже называют «Северным попугаем». Почему?

Дети. За окраску. Перышки на голове синие, грудка, брюшко – красноватые, а на кончике крыльев и хвосте – темно – коричневые. Но самый интересный, необычный клюв. У него верхняя и нижняя часть клюва загибаются крест – накрест. И такой клюв ему очень удобен, чтобы вылущивать и доставать семена из больших и плотных шишек. Клесты живут в еловых, сосновых лесах. Зимой шишек хвойных деревьев очень много, поэтому клесты не покидают свой лес зимой и даже выводят птенцов, потому что в это время года  легче прокормить их. Как поют клесты? (кле – кле – кле). Воспитатель включает аудиозапись.

Зима. Носит серенький жилет,

Но у крыльев – черный цвет.

Видишь – кружат двадцать пар

И кричат: кар – кар – кар.

Дети. Ворона.

Воспитатель. Как она выглядит?

Дети. Голова, хвост, крылья – черные, остальное оперенье серое. Днем

она промышляет в городе, а ночью улетает в парк и ночует на деревьях.

Воспитатель. Давайте поиграем в ворон.

Физкультминутка.              

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар – как – кар.

Целый день они кричали.

Спать ребятам не давали:

Кар – кар – кар.

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают.

Зима. Много интересного вы про птиц знаете. Я хочу вам по – другому

загадать загадки. Отгадайте, что за птица?

Дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет соответствующую иллюстрацию с изображением птиц.

Зима.  Маленький, серенький, невзрачный, скромный, но очень драчливый, боевой, удалой. (воробей).

Красногрудый, толстый, малоподвижный. (снегирь).

Твердоклювый, красноголовый, пестрокрылый, трудолюбивый. (дятел).

Ловкая, подвижная, чернохвостая, белобокая.(сорока).

Чернохвостая, чернокрылая, горластая разбойница. (ворона).

Маленькая, юркая, ловкая, на брюшке черная полоса (синица).

С крестообразным клювом; только она зимой птенцов выводит. (клест)

Воспитатель. Все птицы разные. Снегирь малоподвижный, а синица (ловкая, юркая, ловкая). Синица высиживает птенцов летом, а клест (зимой). Ворона большая, а воробей (маленький).

Воспитатель.  Если снегирь мало двигается, то он какой? (малоподвижный).

Если у синицы черная голова, то она какая?(черноголовая)

Если у сороки белый бок, то она какая? (белобокая).

Если у сороки черный хвост то она какая? (чернохвостая).

Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый).

Про кого из зимующих птиц можно сказать мой. (клест, дятел, снегирь, воробей, голубь…), моя (ворона, синица, сорока, свиристель…), мои? Вы запомнили, кто как поет? (воробей – чирикает, сорока – стрекочет, голуби – воркуют, синица – звенит, как колокольчик, клест свистит.

Зима. Давайте ребята, устроим птичью ярмарку! Кто какой птицей хочет быть?  (два, три ребенка). Каждая птица рассказывает о себе.

Воспитатель. Какую пользу птицы приносят людям? (Спасает от вредителей деревья, леса, поля, огороды: радуют песнями, украшают природу).

Как и чем мы можем помочь птицам зимой? (подкормить).

Воспитатель читает стихотворение А.Яшина «Подкормите птиц»…

Зима. Теперь я спокойна – вы не оставите птиц в беде. Пора мне уходить. У меня много дел, но я вас не забуду. Вот когда вы выйдете на прогулку, я с вами поиграю. Пощипаю вам носы и щеки. Заставлю вас бегать, чтоб согрелись. До свидания, ребята, до встречи.

Воспитатель. До свидания, зима!!! Ну, а мы с вами ребята пойдем на прогулку, навестим и покормим наших птичек. Я принесла им любимое лакомство – кусочек сыра и сала.

           

                                                 

 

 

                     

                           

                             

                                         

     

 

                               

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»ВИ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «ОВОЩИ И ФРУКТЫ»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»...

Конспект НОД по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» в средней группе с элементами ТРИЗ. Тема: «По тропинкам любимых сказок»

В конспекте представлена непосредственно образовательная деятельность по двум основным образовтельным областям "Познавательное развитие " и "Речевое развитие" для детей 4-5 лет с э...

Конспект НОД по образовательным областям "Познавательное развитие" и "Речевое развитие" для детей старшей группы "Игры с о Снеговиком"

Цель: Развитие когнитивных функций у детей старшего возраста средствами ИКТ; уточнение знаний детей признаков зимы; закрепление знаний о геометрических фигурах и основных цветов.Занятие проходит...