НОД Основы чтения и подготовка к обучению письму с детьми подготовительной группы "Звук и буква Бб"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Уточнять артикуляцию звуков [б — б']; учить детей находить в окружающей обстановке слова со звуками [б — б']; учить правильно согласовывать существительные с прилагательными; упражнять в изменении глагола хочу по числам, родам, временам; знакомить с буквой Бб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bb_obuchenie_gramote.docx | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму.
Тема. Звуки [б — б'] и буква Бб.
Формы работы: речевая ситуация
Цель: Научить детей правильно произносить звуки [б], [б’] и давать аккустико – артикуляционную характеристику, анализировать звуковой ряд, закрепить связь звука и буквы «Б». Познакомить детей с графическим образом буквы.
Задачи: Уточнять артикуляцию звуков [б — б']; учить детей находить в окружающей обстановке слова со звуками [б — б']; учить правильно согласовывать существительные с прилагательными; упражнять в изменении глагола хочу по числам, родам, временам; знакомить с буквой Бб.
Развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику и координацию движений, память, внимание.
Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности, усидчивость, дисциплинированность, навыки аккуратности, сотрудничества, потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога. Воспитывать мотивацию к обучению.
Демонстрационный материал: картина Буратино, предметные картинки на звуки [б], [б’] в начале, середине и конце слов; магнитная азбука; элементы буквы «Б».
Ход НОД
Артикуляционная гимнастика.
Очень любит наш роток улыбаться («Улыбка»),
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал, раз – два («Лопатка»),
А потом забор построил. Красота. («Заборчик»).
Рядом с новеньким забором – желобок («Желобок»),
По нему несётся воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи),
Мясорубку надо сделать не спеша («Мясорубка»),
Физзарядка получилась хороша.
Этапы работы | Действия педагога (методы и приёмы) |
Мотивация детей к деятельности | К нам сегодня в гости пришёл сказочный герой. Угадай кто это? Деревянный озорник Из сказки в нашу жизнь проник. Любимец взрослых и детей, Смельчак и выдумщик затей, Проказник, весельчак и плут. Скажите, как его зовут? Буратино А в имени Буратино какой первый звук? (Звук [ б].). Но прежде чем помочь нашему гостю, мы с вами сначала сами должны познакомиться с этими звуками. Буртино не знаком со звуками [Б] и [Б’] и хочет научиться четко их произносить. |
Простановка цели детьми | Как выдумаете мы сможем помочь Буратино? |
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности | - Ребята давайте произнесём звук [б]. -Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты.) - Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются. -Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.) -Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.) -Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук [ б] звонкий. - Звук [ б] - согласный, твердый, звонкий. - А звук [ б’]? (Согласный, мягкий, звонкий, губной.) - Молодцы ребята. Произношение звуков [б], [б’] в слогах. Развитие координации движений. - Буратино любит играть на музыкальных инструментах. Он играет на балалайке, трубе и барабане. Давайте поиграем с ним: - на балалайке – ба-бо-бу-ба-бо-бу; (1 картинка) - на трубе – би-ба-бо-би-ба-бо; (2 картинка) - на барабане – бам-бом-бум-бим. (3 картинка) Развитие фонематических представлений. Буратино приготовил для нас задание «Лишняя картинка». Давайте выполним задание и определим, какая картинка лишняя и скажем почему: - воробей, белка, арбуз, лебедь. - яблоко, рубашка, автобус, голуби. - собака, обезьяна, рыба, баранки. Молодцы! Анализ слогов «би», «ба», «бу», - Буратино очень любознательный. Он хочет узнать, что это за цветные кружочки у вас на столе? (Чтобы обозначать звуки.) - А что это за омики и почему они разноцветные? (В этих комиках живут звуки. В красном домике живут гласные звуки, в синем – твёрдые согласные, в зелёном – мягкие согласные.) - В левую руку возьмите синий кружок, в правую - красный. Даю я вам звуки [б], [а]. Какой получился слог? (Ба.) Теперь звуки [б], [о]. (Бо.) Теперь звуки [б], [у]. (Бу) Игра «Кто внимательный» - Давайте поиграем. Когда я назову согласный твердый звук[ б], вы поднимите…(синий кружок), а когда – согласный мягкий звук [б’] …(Зеленый кружок). Буратино посмотрит, кто самый внимательный из вас. Б, б’, б’, б, б, бя, ба, бы, аб, бе. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове. -Посмотрите на доску, перед вами картинки, нужно назвать только те картинки, в которых есть звук [ б] (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот). - А теперь ребята, угадайте слово, начав его [ б] или [б’]: …елка, …улка, …оль, …ольшой, …рат, …ант, …анка, …окс, …отинки, …аран, …арабан, …рюки. - Буратино принес вам подарки, в названии которых есть звуки [ б] и [б’]. - Что у нас в сундучке? (Баночка, бумага, банан, бусы., браслет). -Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [ б].) - А где вы произносили звук [ б]? (В начале слова.) Произношение звука [ б]. - Повторим вместе с Буратино чистоговорку. Ба-ба-ба, ба-ба-ба - Мама, мама! Вон труба! Бу-бу-бу, бу-бу-бу - Ты и мне купи трубу, Би-би-би, би-би-би - Ты на этой потруби. Бу-бу-бу, бу-бу-бу - Дядя, дайте мне трубу, Бе-бе-бе, бе-бе-бе - Потрубил я на трубе, Ба-ба-ба, ба-ба-ба - Не нужна уже труба.
Физкультминутка У Буратино приключилась беда. Он потерял свой золотой ключик. Надо ему помочь найти. Буратино потянулся, Молодцы! Знакомство с буквой «Б». - Ребята, с какими звуками мы познакомились? (Со звуками [ б] и [б’].) А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки? (Да.) - Но для начала давайте вспомним правило. Что мы слышим, произносим? (Звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (Буквы). Давайте все вместе повторим правило: Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу. Звуки [б[, [б’] обозначаются на письме буквой Б – большой и б - маенькой. Из каких элементов состоит буква Б? ( Из длинной и короткой палочки, полукруга). С большой буквы пишутся имена людей, названия городов, в начале предложения, а с маленькой пишутся в середине и в конце слова. - Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу. |
Подведение итога | - Вот вы и справились со всеми заданиями. Буратино очень понравилось у нас на занятии, он много узнал нового. А что вы узнали нового сегодня? Ребята вам понравилось занятие? Оценка речевой деятельности. Вы прекрасно сегодня работали, правильно выполняли все задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л»
Закрепление знаний детей о пройденной букве Л, звуках Л,ЛЬ....
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л»
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л» Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Лад...
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму. Тема. Ударение.
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму.Тема. Ударение.Формы работы: речевая ситуацияЦель. Знакомить детей с...
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму. Тема. Сочетание звуков [jэ] и буква Ее
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму.Тема. Сочетание звуков [jэ] и буква Ее...
НОД Основы чтения и подготовка к обучению письму с детьми подготовительной группы "Звук и буква Аа"
Занятие направлено на знакомство со звуком и буквой А....
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму. Тема. Предложение. Дифференциация звуков а,о,у,ы,и,э
Познакомить с предложением. Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах....
«Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой Хх». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группы
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группына тему: «Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой ...