Конспект НОД в подготовительной группе "В царстве камней"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект НОД в подготовительной группе "В царстве камней"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 22.69 КБ |
konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе «В Царстве камней».
Интеграция образовательных областей:
1. Познание
2. Художественно-эстетическая
3. Речевая
4. Социально-коммуникативная
5. Здоровье
Задачи:
Формировать представление о камнях, как части неживой природы и о их роли в жизни человека.
Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.
Способствовать формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.
Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма, коллекция камней, камни на каждого ребенка, материал для творчества, рюкзак.
Предварительная работа: беседы: «Что такое горы?», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни?»; чтение художественной литературы: сказка П. Бажова «Хозяйка Медной горы».
Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.
Задачи:
1. Формировать у детей элементарных представлений о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства
2. Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
3. Продолжать умение вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения.
4. Развивать активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
1. Организационный момент
Дети стоят полукругом перед экраном.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким – в ладошке лежать.
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Дети: камень.
Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю побеседовать о камнях и о их свойствах.
2. Основная часть
Воспитатель: Где мы можем увидеть камни?
Дети: на улице, в горах, в море, на даче…
Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его. Такие камни называют амулетом.
Посмотрите на экран. Что вы видите? Горы - это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Камни, которые вымываются из реки или моря гладкие. Как вы думаете, почему? (Предположения детей). Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения (слайд №4, подойдите к нашей выставке камней, посмотрите, потрогайте, вам нравится (Ответы детей) Для чего ещё служит камень человеку? (Ответы детей). А еще из камней строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро (слайды №5-8 каменные дома, станции метро и памятники). Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 9). Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Воспитатель: А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?
Дети: Геологи (изображения геологов слайд №10).
Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы (Слайд№17 орудия труда геологов). Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа!
Воспитатель: Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней?
Дети: Хотим.
Воспитатель:Мы с вами идем в горы, поэтому должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, (почему, а то может быть обвал и засыплет камнями; Внимательно смотреть (почему, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить (почему); не мусорить (почему). Молодцы, вы все знаете.
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.
Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь? (Ответ детей –ДА). Чтобы отправиться в горы нужна карта, она перед вами. На которой проложена дорога в горы для нашей экспедиции.
(Фонограмму «Звуки леса) Фото леса)
1. Посмотрите, вот оно бревно,
Ох, их длинное оно!
К нему мы с вами подойдем
И осторожно все пройдем.
(Дети идут «по бревну», руки в стороны.)
Идем. Идем
И приседаем мы на нем (приседают)
Обойдем все деревца (ходьба «змейкой»)
И пробежимся все легка. (Легкий бег)
Сейчас пролезем под кустом-
Согнемся низко-низко (наклоны).
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни.
Дети добывают камни в горе.
Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли. Они разные или одинаковые? (Ответы детей). Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.
Прежде чем приступить к исследованию, мы разомнем наши пальчики работать (Пальчиковая гимнастика)
Исследовательская деятельность.
ОПЫТ №1. Цвет.
Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета? (Ответы детей).
Вывод: камни разного цвета.
ОПЫТ №2. Определение температуры.
Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный).
Значит, что мы можем сказать?
Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.
ОПЫТ №3. Определение характер поверхности.
Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.
ОПЫТ №4. Плавучесть.
Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? (Ответы детей: он утонет). Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня стал более ярким). Молодцы, вы очень внимательные дети.
Воспитатель: А теперь мои юные геологи, давайте все сложим в рюкзак и нам пора возвращаться в детский сад.
Игра “Гора и камешки”.
Стоит гора – старушка-
До небес макушка, Поднимаются на носки
Ее ветер обдувает, Обмахивают себя кистями рук
Ее дождик поливает. Встряхивают кистями рук.
Стоит гора, страдает – Прикладывают ладошки к щекам.
Камешки теряет. Качают головой
И каждый день, и каждую ночь Дети разбегаются и присаживаются
Катятся, катятся камешки прочь. На корточки возле столов.
Воспитатель: Вот мы и вернулись из экспедиции. Скажите, вам понравилась экспедиция? Сегодня нам открылись многие тайны камней. Ребята, что вы можете мне сказать о камнях и об их свойствах (ответы детей). А в руках умелых мастеров камни оживают и превращаются в замечательные предметы и украшения. Давайте и мы оживим свои камешки.
Дети выполняют художественную деятельность по замыслу.
Воспитатель: Какие замечательные работы у вас получились. Возьмите их себе на память о нашей сегодняшней экспедиции.
Дети убирают рабочие места.
Игра «Ящик ощущений» (В ящике только камни). Я буду описывать камень, а вы его на ощупь отыщите среди других образцов. Отыщите, пожалуйста, самый маленький, круглый. Гладкий камень, похожий на пуговичку. Отыщите, пожалуйста, гладкий. Овальный камень, самый лёгкий. Отыщите. Пожалуйста, самый тяжёлый, шершавый камень рыбы- аметист, жемчуг.(19.02-20.03)
Водолей –опал, лазурит, гранат, сапфир, аметист.(21.01-18.02)
Козерог- оникс, рубин, гранат, лазурит.(22.12-20.01)
Стрелец- топаз, аметист, Хризолит, бирюза, опал.(23.11-21.12)
Скорпион- аквамарин, коралл, рубин.(24.10-22.11)
Весы- опал, лазурит, коралл.(24.09-23.10)
Дева- нефрит, сердолик.(24.08-23.09)
Лев- янтарь, алмаз, хрезолит.(23.07-23.08)
Рак- лунный камень. Изумруд, рубин.(22.06-22.07)
Близнецы- хризопраз, берилл, гранат, агат, яшма.(22.05.-21.06)
Телец- бирюза, сапфир, агат, опал, нефрит. (21.04.-21.05)
Овен- алмаз, рубин, аметист, аквамарин, изумруд.(21.03-18.04)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе «В Царстве камней».
Интеграция образовательных областей:
1. Познание
2. Художественно-эстетическая
3. Речевая
4. Социально-коммуникативная
5. Здоровье
Задачи:
Формировать представление о камнях, как части неживой природы и о их роли в жизни человека.
Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.
Способствовать формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.
Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма, коллекция камней, камни на каждого ребенка, материал для творчества, рюкзак.
Предварительная работа: беседы: «Что такое горы?», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни?»; чтение художественной литературы: сказка П. Бажова «Хозяйка Медной горы».
Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.
Задачи:
1. Формировать у детей элементарных представлений о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства
2. Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
3. Продолжать умение вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения.
4. Развивать активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
1. Организационный момент
Дети стоят полукругом перед экраном.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким – в ладошке лежать.
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Дети: камень.
Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю побеседовать о камнях и о их свойствах.
2. Основная часть
Воспитатель: Где мы можем увидеть камни?
Дети: на улице, в горах, в море, на даче…
Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его. Такие камни называют амулетом.
Посмотрите на экран. Что вы видите? Горы - это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Камни, которые вымываются из реки или моря гладкие. Как вы думаете, почему? (Предположения детей). Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения (слайд №4, подойдите к нашей выставке камней, посмотрите, потрогайте, вам нравится (Ответы детей) Для чего ещё служит камень человеку? (Ответы детей). А еще из камней строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро (слайды №5-8 каменные дома, станции метро и памятники). Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 9). Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Воспитатель: А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?
Дети: Геологи (изображения геологов слайд №10).
Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы (Слайд№17 орудия труда геологов). Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа!
Воспитатель: Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней?
Дети: Хотим.
Воспитатель:Мы с вами идем в горы, поэтому должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, (почему, а то может быть обвал и засыплет камнями; Внимательно смотреть (почему, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить (почему); не мусорить (почему). Молодцы, вы все знаете.
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.
Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь? (Ответ детей –ДА). Чтобы отправиться в горы нужна карта, она перед вами. На которой проложена дорога в горы для нашей экспедиции.
(Фонограмму «Звуки леса) Фото леса)
1. Посмотрите, вот оно бревно,
Ох, их длинное оно!
К нему мы с вами подойдем
И осторожно все пройдем.
(Дети идут «по бревну», руки в стороны.)
Идем. Идем
И приседаем мы на нем (приседают)
Обойдем все деревца (ходьба «змейкой»)
И пробежимся все легка. (Легкий бег)
Сейчас пролезем под кустом-
Согнемся низко-низко (наклоны).
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни.
Дети добывают камни в горе.
Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли. Они разные или одинаковые? (Ответы детей). Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.
Прежде чем приступить к исследованию, мы разомнем наши пальчики работать (Пальчиковая гимнастика)
Исследовательская деятельность.
ОПЫТ №1. Цвет.
Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета? (Ответы детей).
Вывод: камни разного цвета.
ОПЫТ №2. Определение температуры.
Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный).
Значит, что мы можем сказать?
Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.
ОПЫТ №3. Определение характер поверхности.
Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.
ОПЫТ №4. Плавучесть.
Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? (Ответы детей: он утонет). Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня стал более ярким). Молодцы, вы очень внимательные дети.
Воспитатель: А теперь мои юные геологи, давайте все сложим в рюкзак и нам пора возвращаться в детский сад.
Игра “Гора и камешки”.
Стоит гора – старушка-
До небес макушка, Поднимаются на носки
Ее ветер обдувает, Обмахивают себя кистями рук
Ее дождик поливает. Встряхивают кистями рук.
Стоит гора, страдает – Прикладывают ладошки к щекам.
Камешки теряет. Качают головой
И каждый день, и каждую ночь Дети разбегаются и присаживаются
Катятся, катятся камешки прочь. На корточки возле столов.
Воспитатель: Вот мы и вернулись из экспедиции. Скажите, вам понравилась экспедиция? Сегодня нам открылись многие тайны камней. Ребята, что вы можете мне сказать о камнях и об их свойствах (ответы детей). А в руках умелых мастеров камни оживают и превращаются в замечательные предметы и украшения. Давайте и мы оживим свои камешки.
Дети выполняют художественную деятельность по замыслу.
Воспитатель: Какие замечательные работы у вас получились. Возьмите их себе на память о нашей сегодняшней экспедиции.
Дети убирают рабочие места.
Игра «Ящик ощущений» (В ящике только камни). Я буду описывать камень, а вы его на ощупь отыщите среди других образцов. Отыщите, пожалуйста, самый маленький, круглый. Гладкий камень, похожий на пуговичку. Отыщите, пожалуйста, гладкий. Овальный камень, самый лёгкий. Отыщите. Пожалуйста, самый тяжёлый, шершавый камень рыбы- аметист, жемчуг.(19.02-20.03)
Водолей –опал, лазурит, гранат, сапфир, аметист.(21.01-18.02)
Козерог- оникс, рубин, гранат, лазурит.(22.12-20.01)
Стрелец- топаз, аметист, Хризолит, бирюза, опал.(23.11-21.12)
Скорпион- аквамарин, коралл, рубин.(24.10-22.11)
Весы- опал, лазурит, коралл.(24.09-23.10)
Дева- нефрит, сердолик.(24.08-23.09)
Лев- янтарь, алмаз, хрезолит.(23.07-23.08)
Рак- лунный камень. Изумруд, рубин.(22.06-22.07)
Близнецы- хризопраз, берилл, гранат, агат, яшма.(22.05.-21.06)
Телец- бирюза, сапфир, агат, опал, нефрит. (21.04.-21.05)
Овен- алмаз, рубин, аметист, аквамарин, изумруд.(21.03-18.04)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Кладовая гномов. Исследовательская деятельность с камнем»
Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование. Познакомить с разнообрази...
Конспект НОД в подготовительной группе "Научная конференция "Мир камней"
Научная конференция "Мир камней" в подготовительной группе - обобщение представлений детей о камнях, их свойствах, использовании, происхождении. Дети вместе с родителями и педагогом подготов...
Конспект НОД в подготовительной группе в рамках реализации музейного проекта «Музей камней Крыма» на тему: «УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАМНИ КРЫМА» с использованием опытно-исследовательской технологии
Целью данного занятия выступает ознакомление детей с разнообразием мира камней со всего Крыма и их свойствами....
Конспект НОД в подготовительной группе "Простые и ценные камни в природе"
Разработанный мною конспект занятия "Простые и ценны камни в природе" поможет дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей, в горах, что они бываю...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦАРСТВО КАМНЕЙ»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦАРСТВО КАМНЕЙ»...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Волшебный камнь магнит"
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, хочет вс...
Методическая разработка конспекта занятия в подготовительной группе по экспериментальной деятельности «Такие удивительные камни»
Согласно ФГОС ДО в качестве основной линии работы я выделяю работу по формированию и развитию умений и навыков исследования у детей, используя в различных видах деятельности минералы. Так раскрывая вс...