Конспект НОД в подготовительной группе "Научная конференция "Мир камней"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Научная конференция "Мир камней" в подготовительной группе - обобщение представлений детей о камнях, их свойствах, использовании, происхождении. Дети вместе с родителями и педагогом подготовили сообщения о том, откуда берутся камни, какие имеют свойства, какие бывают по ценности и др. В домашних условиях провели некоторые опыты. Данный конспект может быть интересен педагогам, занимающимися опытно-экспериментальной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_nauchnaya_konferentsiya_mir_kamney.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

НОД Научная конференция «Мир камней»

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: обобщение представление о камнях, их свойствах, использовании, происхождении.

Задачи:

Познавательные

— обобщить и систематизировать знания о камнях; физических и химических свойствах;

— учить отражать информацию, полученную посредствам различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус и т.д.) .

Развивающие

— развивать логическое мышление; умение делать выводы по результатам исследований;

— развивать умение излагать свое сообщение (доклад) кратко, точно;

— активизировать в речи детей слова и выражения: лупа, кристалл, лимонная кислота, размножение, испарение, лаборатория, опыты, растворение в воде, драгоценные и полудрагоценные камни, ювелир; научные сотрудники; землетрясение; камнепад.

— развивать мелкую моторику;

— развивать творческие способности детей;

Воспитательные

— формировать у детей упорство и настойчивость в достижении поставленной цели;

— воспитывать аккуратность;

— культуру общения;

Методы:

— игровые – игра «научная конференция»;

— словесные – вопросы и ответы, рассказ, пояснения, объяснения, рассуждения;

— практические – проведение опытов, оформление книги;

— наглядные – наблюдение за опытами.

Предварительная работа:

•        Чтение художественной литературы: сказы П.П.Бажова «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка», «О чем шепчутся камешки» и т.д.

•        Игры на обогащение словаря: «Вспомни сказку», «Подскажи словечко», «Так бывает или нет», д/и «Полезные ископаемые».

•        Беседа с детьми о профессии геолог, беседа о происхождении камней.

•        Оформление выставки «Такие разные камни».

•        Работа с родителями: чтение материала в энциклопедии, рассматривание иллюстраций, проведение опытов в домашних условиях, рассматривание камней.

Оборудование: мультимедийная установка, халаты и шапочки на каждого ребёнка, блюдца, мел, лимон, влажные салфетки, чаша с горячей водой, соль, ветки ели, ложка.

Ход занятия:

Воспитатель:

— Доброе утро! Я рада всех приветствовать в исследовательской лаборатории подготовительной группы. Я старший научный сотрудник, а это мой младшие научные сотрудники: представление ребят. Сегодня каждый из них сделает сообщение по теме «Мир камней».

Дети занимают свои места.

Чтение стихотворения Кудрявцевой «Алмазная гора» (читает Петя А.)

Намокли брюки и носки,

Заела мошкара…

Но не уйду я от реки,

Наверно до утра.

Я просто так сюда пришел,

Как прихожу семь лет

И вдруг я камешки нашел,

Что излучают свет!

Один как мамины глаза,

Прозрачно – голубой;

Как виноградная лоза,

Зелененький – другой.

А третий солнышка светлей,

А вдруг это алмаз?!

Я отнесу его в музей -

Он в группе есть у нас.

Воспитатель: Часто, придя с прогулки, в ваших карманах можно найти много разных камешков. Их можно найти где угодно: на улицах города, на берегу реки или озера, в ручейке и даже у бабушки в огороде. Кто-то привозит их из путешествия, а кто-то покупает в магазине. Таким образом у нас с вами получилась целая коллекция камней. Они так не похожи друг на друга, но мы всех их называем одним словом – камень. Но, наверное, у каждого из них есть свое имя? Надо в этом обязательно разобраться.  Сегодня мы расскажем  друг другу и нашим гостям всё, что знаем о камнях, а все наши зарисовки опытов соберём и выпустим групповую книгу «Мир камней».

1.        По первому вопросу сделает сообщение Маша С. «Откуда берутся камни?» (Слайд).

        Выступление Маши С.: Земля — это каменная планета, поэтому камни берутся из самых разных мест: из земли, вулканов, с гор. Происхождение и характер камней разный. Например, со временем из-за погодных условий камни откалываются от скал, а потом реки и моря уносят их в новые места. По мере того, как камни разрушаются и стираются, они постепенно меняют свою форму. Также причиной разрушения гор могут быть землетрясения. (Слайды) Землетрясение — это подземные толчки и колебания земли. Ещё одна причина появления камней — извержение вулкана (слайд). Например, пемза. Наконец, на Землю падают метеориты, и это тоже камни!  Камни окружают нас повсюду, в лесах и полях, на поверхности земли и глубоко под ней, в реках и крупных водоёмах.

Воспитатель: Молодец. Первая страница книги готова.

2. «Все камни разные». Наш сотрудник Пётр А. рассмотрел очень много камней и сейчас познакомит  нас с результатами своей работы.

Выступление Пети А.: Я рассмотрел много камней.

Если мы посмотрим на камни, то мы видим, что они разного цвета (слайды)

•        Красные, белые, коричневые и т.д.

•        Сравним по величине: камни бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие.

•        По форме камни также отличаются друг от друга: они бывают круглые, овальные, многоугольные и т.д.

•        Если мы камни потрогаем, то они твердые, бывают гладкие или шероховатые.

•        Если камень понюхать, то мы не ощутим никакого запаха.

•        В рот камни брать нельзя, так как они не съедобные.

•        Если камень поднесем к уху, то мы ничего не услышим. Но при ударе друг о друга камни издают звук. Особенно шум слышен при камнепаде. Включить звук падающих камней.

•        Все камни тяжелее воды: большие и маленькие, тяжелые и легкие, все они тонут в воде. А если на камень попадает вода, камень меняет цвет: он темнеет.

Какой же вывод можно сделать? «Не найти в мире двух абсолютно похожих друг на друга камней».

Воспитатель: Молодец. Вторая страница нашей книги готова.

3. Полина Г. Выступит с сообщением «Какие по ценности бывают камни».

Выступление Полины Г. Все камни делятся на несколько групп: (слайды)

— драгоценные – алмазы,  жемчуг, рубины, изумруды, сапфиры.

— полудрагоценные – горный хрусталь, бирюза, янтарь и т.д.

И пустая порода, так называют их геологи.

Драгоценные и полудрагоценные камни геологи находят в недрах земли, в горах и даже в морях. Например, жемчуг нам дарят ракушки (мидии).

В основном все драгоценные камни используют для  украшения ювелирных изделий, таких как кольца, серьги, браслеты. Занимаются этим мастерством ювелиры. В древние времена различные драгоценные камни различались лишь по их цветам. Название «рубин» было дано всем камням красного цвета. Все зеленые камни называли изумрудами, а все голубые – сапфирами и топазами. Самый твердый и дорогой драгоценный камень – алмаз. Из драгоценных камней делают женские украшения, детали к сложным приборам и машинам.

Из полудрагоценных камней также делают женские украшения, сувениры и небольшие скульптуры.

Пустая порода используется в повседневной жизни.

Например, гравий используется при ремонте и прокладке новых дорог.

Воспитатель: Спасибо, Полина. С твоей помощью готова третья страница нашей книги. Вы, наверно, устали. Предлагаю вам немного отдохнуть.

Физминутка «Гора»

Стоит гора — старушка,

До небес макушка.

Её ветер обдувает,

Её дождик поливает,

Стоит гора, страдает, камешки теряет.

И каждый день, и каждую ночь

Катятся, катятся камешки прочь.

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы.

4.  Воспитатель: От нашего научного сотрудника я слышала, что некоторые камни способны шипеть. Сейчас об этом сделает сообщение Соня М. Выступление Сони М. «Шипящий камень». На этот камень указала мне моя мама. Но ведь он совсем не похож на камень, удивилась я.  Угадайте, что это?

 Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.  

Конечно же, это мел. (слайды)

        Мел - это очищенный камень известняк. Известняк – это то, что отложилось на морском дне - ракушки, кораллы, водоросли, морской ил, скелеты морских обитателей. Все это спрессовалось, отвердело под слоем песка. Море отступило и в этих местах нашли залежи известняка. Мы можем точно сказать, что там, где залежи известняка, там когда то было море.

Когда я играла мелом, обратила внимание, что он бывает  белый и разноцветный, твердый, но помягче, чем другие камни, мажется, крошится, значит хрупкий, в воде размокает, а вода становится мутная.  Мама мне сказала, что наш дом побелен мелом, и мел есть в зубной пасте. А ещё мел умеет шипеть! Хотите проверить?

Возьмите кусочек лимона и пальцами отожмите сок на порошок мела. Видите, как пузырится мел и ШИПИТ!!!!

Воспитатель: Спасибо, Соня, за отличную работу. Добавляем четвёртую страницу книги.

5.        Воспитатель: в заключительном сообщении Никита П. расскажет нам о самом известном камне.

Выступление  Никиты П. «Самый нужный камень»

Этот камень есть в каждом доме, на каждом столе. Как вы думаете, что это? (ответы детей). Конечно, это соль!

Каменная соль – это осадочная горная порода. Ее месторождения находятся высоко в горах. Добывают каменную соль в глубоких шахтах в толще соленого пласта.(слайд) Как она туда попала?- спросите вы. Все очень просто! Миллионы лет назад на месте этих гор был океан. В условиях жаркого и сухого климата морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась и спрессовывалась в мощные пласты.

Соль нам нужна не только для того, чтобы солить пищу. Она важна для здоровья. Недостаток соли может привести к заболеванию сердца, нарушениям пищеварения, разрушением костей.

Для чего ещё нам нужна соль? (ответы детей).

«Снежная ветка ели» (сосны).

Я предлагаю вам подготовиться к новогоднему празднику и украсить группу снежными еловыми веточками.

Для этого нужно налить в таз горячей воды, засыпать соль, размешать ложкой и положить туда веточки ели. На следующий день веточки нужно вытащить и положить сохнуть возле батареи. Ещё через 2-3 дня вы увидите, что веточка серебрится, как на морозе.

Воспитатель:  спасибо, Никита.

Итог НОД: Это была последняя, пятая страница книги «Мир камней». Разумеется, эта книга может пополняться и другими страницами, ведь в мире так много разнообразных камней, о которых нам известно очень мало!

Вам понравилась наша научная конференция?

Что нового, интересного вы узнали из сообщения своих товарищей или во время подготовки к конференции?

Вам понравилась ваша работа?

Мне тоже очень понравилось сотрудничать с вами. Спасибо за интересную работу!

Вручение дипломов детям за выступление на конференции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Кладовая гномов. Исследовательская деятельность с камнем»

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование. Познакомить с разнообрази...

конспект РОД в подготовительной к школе группе тема "Камни"

уточнить представления детей о свойствах камней. Дать понятие: простые камни, ценные, искусственные....

Конспект НОД в подготовительной группе "Простые и ценные камни в природе"

Разработанный мною конспект занятия "Простые и ценны камни в природе" поможет дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей, в горах, что они бываю...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦАРСТВО КАМНЕЙ»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦАРСТВО КАМНЕЙ»...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Волшебный камнь магнит"

    Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, хочет вс...

Конспект НОД в подготовительной группе "В царстве камней"

Конспект НОД в подготовительной группе "В царстве камней"...