Конспект "Что? Как? Зачем" знатоков культуры поведения и речевого этикета в подготовительной к школе группе"
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)

Закрепление этических знаний детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_chto_gde_kogda_dokument_microsoft_word.docx46.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД игра «Что? Как? Зачем?» клуба знатоков культуры поведения и речевого этикета

(подготовительная к школе группа)

Интеграция образовательных областей ФГОС: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Задачи

1. Продолжать воспитывать у детей уважительное отношение к окружающим людям, формироватьстремление радоватьстарших хорошими поступками.

2. Закрепитьпредставления о правилах поведения и речевого этикета, используя возможности интеллектуальной детской игры.

3. Формироватьу детей личноеотношениек соблюдению и нарушениюморальных норм,правил культуры поведения и речевого этикета. Продолжать формировать оценку своих поступков, составляярассказ нравственной направленности о себе при помощиплана-схемы, в дидактической игре «Анкета добрых и плохих поступков». Развивать волевые качества: подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

4. Закрепить этические знания детей о том, какупотреблять вежливые слова в различных ситуациях. Продолжать обогащать словарьформулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо», «будьте добры», «будьте любезны, помогите мне, пожалуйста» и т.п.

5. Обеспечить усвоениедетьми речевых формулблагодарности, извинения,вежливого выраженияпросьбы, умения благодарить за оказанную услугу.

6. Формироватьу дошкольниковспособностьоценивать поступкидругих детей.

7. Продолжать воспитывать желание познаватькультуру своего народа (через сказки и пословицы), формировать бережное отношение к ней.Помогать становлению личностногоотношения детейк произведениям нравственной направленности.

8. Способствоватьпониманию детьми и употреблениюв своей речи слов, обозначающихпротивоположные этические качества (хитрый — честный; злой — добрый; грубый — вежливый; щедрый — жадный; жестокий — добрый). Упражнять детей в подборе синонимов к словам, обозначающим положительныеэтические качества,образуя синонимический ряд.

Методы и приемы, используемые в ходе НОД

1. Прием игровой мотивации в форметематической интеллектуальной игры «Клуб знатоков культуры поведения и речевого этикета».

2. Вопросы.

3. Использование пословиц.

4. Использование иллюстративного материала.

5. Применение дифференцированных игровых заданий для закрепления изученной темы.

6. Рейтинговая оценка сложности вопроса.

7.Использование суммы баллов заответы.

8. Стимулированиеинтеллектуальнойи коммуникативной активности участников применением трехуровневой сложности вопросов.

9.Побуждение детей к коллективным интеллектуальнымусилиям, умению сотрудничать, помогать друг другув достижении общей цели в интеллектуальной игре.

10. Методдифференцированного подбора вопросов разной степени сложностидля детей, обладающих разным уровнем знаний имотивационной готовности.

11. Побуждение детей осмысливатьзначениеопределенногоправила культуры поведенияили фразы речевого этикета.

12. Прием,способствующий становлениюположительного образа «Я» ребенка.

13.Похвала и положительная оценка ответов детей.

14. Выявление уровняусвоения детьми критичного отношения к себе в плане овладения имиморальных норм поведения в социуме.

15. Прием визуального восприятия нравственно-этической задачи для выбора детьми варианта правильногоеерешения.

Материалы и оборудование: конверт большого размера, 6 серий сюжетных картинок на тему «Культура поведения» (каждая сериясостоит из 3-х сюжетов: один изображает конкретную этическую ситуацию, два других — способы ее разрешения); мольберт или магнитная доска, план-схема «Анкеты добрых и плохих поступков», гонг, бейджи для капитанов команд с изображением фуражки капитана.

Предварительная работа

1. Чтение с детьми пословицо культуреречи и поведения, объяснение детям их смысла. Заучиваниепословиц.

2. Знакомство детей синтеллектуальнойигрой «Клуб знатоков». Проведение с детьми игр клуба по изучаемым темам в ходе образовательной деятельности (вариант итогового мероприятия изученной темы).

3. Повторное знакомство со сказками «Теремок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка и Серый Волк».

4. Изучение с детьми элементарных правил культуры поведения.

5. Знакомство детей с формулами речевого этикета, доступными их возрастному восприятию.

6. Дидактические игровые этюды-инсценировки: «Как правильно приветствовать друг друга», «Как вежливо попросить прощения», «Как вежливо обратиться с просьбой» и т.п.

7. Дидактические словесные игры-упражнения «Подбери похожее по смыслу слово» и «Подбери к названным словам слова,противоположные по смыслу» с использованием слов, обозначающих нравственные и этические качества человека.

8. Беседы ситуативногохарактера: «Ваш лучший подарок для мамы к празднику», «Как вы помогаете маме?», «Какие правила вежливости тыхорошо запомнил и всегда ими пользуешься, общаясь с другими?», «Что такое хорошо, а что такое плохо?», «Какие слова речевого этикета тебе помогают в общении с другими детьми и взрослыми?»

9. Беседы гендерно-этической направленности. Беседы с мальчиками:«Как ты думаешь, какой поступок будет приятен твоему папе?», «Каких мужчин и мальчиков называют рыцарями?»Беседы с девочками: «Какое поведение отличает девочку от мальчика?», «Любимые занятия девочек и женщин».

10. Беседы внеситуативного характера на нравственно-этические темы: «Доброта. Как мы ее понимаем?», «Что такое грубость?», «Вежливость. Чтоэто?», «Что такоекультурное поведение?»

11. ОДСС: совместный (с родителями и детьми) домашний просмотр фильма-сказки «Королевство кривых зеркал». Обсуждение содержания фильма: оценка нравственных поступков героев.

12. ОДСС:задание-игра «Речевой этикет вокруг нас» (детям быть внимательнымидома, на улице,услышатьдобрые слова, сказанные людьми друг другу.Запомнить и в детском саду рассказать всемо новых фразах речевого этикета, о том, где их услышали, кто и в каких ситуациях их произносил).

Игра проводится по типу интеллектуальныхигр и рассчитана на детей подготовительной к школе группы, имеющихдостаточно знанийв области культуры поведения и речевого этикета. Поэтому онаможет быть проведенакак итоговое мероприятие образовательного проектанатему «Культура поведения и вежливые формы речевого общения» или как итоговое мероприятие комплексно-тематическогоизучения этой темы, с осуществлением предварительной работы с детьми.

В ходе игры используются приемы рейтинговой оценки сложности самого вопросаи суммы баллов заответы детей. Если дети правильно ответили на все три вопроса, содержащиеся в задании,они получают 3 балла, если на двавопроса из трех — получают только 2 балла, ответив только на 1 из трех вопросов, получают 1 балл. Задания, содержащие все 3 вопроса,считаются вопросами высшего уровня сложности. Задания, содержащие 2 вопроса, оцениваются соответственно по 2-балльной системе и считаются вопросами среднего уровня сложности. Задания, содержащие 1 вопрос, считаются вопросами низкого уровнясложности, и ответ на них оценивается в 1 балл.

Такая дифференциация сложностипредлагаемых детям заданийимеет три педагогическихаспекта.Во-первых, это позволяетосуществитьдифференцированныйподход к детям в процессе выполнения ими заданий разнойстепени сложности. Во-вторых, происходитучет «зоны ближайшего развития»каждого из участников игры. В-третьих, система рейтинговой оценкисложности вопроса стимулирует интеллектуальную и коммуникативную активность участников, направляет их устремления к победе в игре.

Играпостроена следующимобразом. В некоторых заданияхдети (ребенок или команда, состоящая из нескольких детей, умеющих проявлять интеллектуально-коммуникативное взаимодействие) должны ответить на3 вопроса: «Что?», «Как?» и «Зачем?», являющихся по сути тремяразными аспектами рассматриваемоговопроса. В другихзаданияхприменяюттолько 2 из 3-х вышеназванныхвопросов. В заданиях облегченного типа задается только 1 вопрос.

Ответыдетей навопрос, начинающийся со слова «что», показываютзнания детьми слов речевого этикета, пословиц о культуре поведения,демонстрируют их умения найтивыход из сложившейся этической ситуации или датьэтой ситуации моральнуюоценку. Ответ навопрос, начинающийся со слова «как», позволяет наглядно увидеть, как детинаучились произноситьфразы речевого этикета, использовать интонацию голоса и соответствующие жесты для решениязадания, обозначенного ими в первом ответе. Ответ на вопрос, начинающийся словом«зачем»,демонстрирует степень осмысления детьми того или иного правила культурного поведения, умениеприменять конкретную словеснуюформулу речевого этикета,понимание детьми значенияданного правила или фразы речевого этикета.

При проведении этой интеллектуальной игры можноустановить дветрадиции. Первая — проводить в самом начале игры несложный блиц-опрос,вводящий детей в предстоящую интеллектуальную деятельность и в игровой форменастраивающийихна темуигры. Вторая традиция — конкурс капитанов. Его следует проводитьв предпоследнем раунде, а не в заключительном,решающем, чтобы итог игры определялсяусилиями всей команды игроков.

Последовательность заданий подбирается следующим образом. Вопросы разного уровня сложности должны чередоваться, это способствует попеременномувозрастанию и ослаблению проявляемых детьми умственных усилий, необходимых в ходе НОД интеллектуального характера. В ходе чередования вопросов должнапрослеживаться некая логическая канва тематической интеллектуальной игры.

Ход игры

Воспитатель.Сегодня мы поиграем в вашу любимую игру — «Клуб знатоков». Тема сегодняшней игры — «Культура поведения и речевого этикета». Дети, создайте, как всегда,две команды, придумайте им названия и выберите капитанов.

Детиделятся на две команды, выбирают капитанов. В ходе игры капитаны, посовещавшись с членами своих команд,будут давать ответ от имени команды или предоставлять слово одному изигроков. В одном из раундов игры капитанам предстоит самостоятельно выполнить задание.Каждая командарасполагается за своим столом.

Воспитатель.Команды знатоков уже готовы к игре? Объявите названия своих команд.

Дети.Наша команда называется «Удача». Амы нашу командуназвали «Везение».

Воспитатель.Хорошие названия! Удачи вам и везения в игре!

Блиц-опрос «Знаете ли вы?»(легкая степень сложности)

Воспитатель.В начале игры по традиции нашего клуба проведем несложный блиц-опрос.В каких сказках рассказывается о правилах поведения?

Дети.«Теремок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка и Серый Волк».

Воспитатель.Расскажите,кем из персонажей сказокбыли нарушены правила поведения, кто и как пострадал от этого?

Дети.Братец Иванушка не послушался сестрицу Аленушку, нарушил запрет старшей сестры, выпил воды из копытца истал козленочком.

В сказке «Гуси-лебеди» девочка не послушалась родителей, оставила маленького братца без присмотра. Его унесли гуси-лебеди.

Красная Шапочка нарушила правило не разговаривать с незнакомцами и рассказала Волкуо том, где живет ее бабушка. Волк съел бабушку.

В сказке «Теремок» медведь нарушил правила культурного поведения, повел себя невоспитанно и некультурно и в результате раздавил жилье зверей.

Воспитатель хвалит детей за их наблюдательность, хорошее знание сказок.

1-й раунд «Знаете ли вы словесные формы речевого этикета?»(высший уровень сложности)

Воспитатель (ударяет в гонг).Начинаем первый раунд! Все вопросы первого раундаприсланына нашу игру из сказочного города Вежливых людей. Внимание!Первый вопрос — для команды «Удача». Что,как изачемможно сказать,приветствуя друг друга?

Дети.На вопрос «Что сказать?»мы отвечаем:здравствуйте, добро пожаловать, доброе утро, добрый день, добрый вечер!Наш ответ на вопрос«Каксказать?»:сказать все это нужно приветливым голосом, глядя в глаза и с улыбкой. И еще можно кивнуть головой.Зачемтак говорят? Мы думаем, что так принято приветствовать друг друга при встрече, создавая хорошее настроение себе и другим, проявлять правила вежливостии культуры поведения.

Воспитатель отмечает правильность ответов или ихошибочностьи называет количество баллов, полученных командой «Удача». За каждый правильный ответ — по одному баллу. Младший воспитатель, которого назначают хранителем традиций «Клуба знатоков»,ведет учет баллов.

Воспитатель.Внимание! Первыйвопрос первого раунда для команды «Везение»! Что,как изачемможно сказатьпри расставании, уходя домой?

Дети.Наш ответ на первый вопрос звучит так: до свидания, всего доброго,всего хорошего, до завтра,до новых встреч, надеюсь на скорую встречу!На второй вопрос мы отвечаем так: говорить нужно приветливо, доброжелательно. Наш ответ на третий вопрос: этими словами заканчивают общение друг с другом, их говорятдруг другу,уходя и прощаясь,— это правило культурного поведения.

Воспитательотмечает правильность илиошибочностьответов команды «Везение» и называет количество баллов, полученных этойкомандой. Младший воспитатель продолжает вести учет баллов.

Воспитатель.Внимание! Второй вопрос раунда для команды «Удача»!Что,как изачемнужно сказать,чтобыизвиниться?

Дети.Ответ на первый вопрос:простите, извините, прошу меня простить;извините,пожалуйста, я не хотел вас обидеть; я так виноват перед вами,простите меня, пожалуйста; извините меня, я нечаянно.Наш ответ на второй вопрос:произносить извинениенужнодоброжелательно, но не улыбаясь, при этом обязательно четко произносить слова.На последний вопросмы отвечаем так: чтобы примириться, если уже случилась ссора; чтобы не поссориться, еслинечаянно сделал что-то плохое: уронил,разбил, толкнул илинаступил на ногу, зацепил сумкой за одеждудругого;чтобыдругие на тебя не обижались,нужно приносить своиизвинения, пользуясь этими словами.

Воспитатель отмечает правильность или ошибочность ответов этойкомандыи называет количество баллов,полученных ими. Младший воспитатель продолжает подсчетбаллов.

Воспитатель.Внимание! Второй вопрос для команды «Везение». Что,как изачемвы скажете для вежливого выражения своейпросьбы?

Дети.Наш первыйответ таков: пожалуйста, будьте добры, не могли бы вы, не будете ли вытак любезны, не могли бы вы мне помочь; можно попросить вас опомощи; не затруднит ли вас моя просьба.Ответ на второй вопрос: нужно сказатьэти слова приветливо,не капризным и требовательным тоном, аскромно и вежливо. Наш ответ на третий вопрос: если не сказать этих слов, то люди не узнают, что тебе нужна их помощь; эти слова помогают вежливо просить о помощи, а не командовать и требовать.

Воспитатель отмечает правильность или ошибочность ответов и называет количество баллов,полученных командой. Младший воспитатель продолжает подсчетбаллов.

Воспитатель.Внимание!Послушайтетретий вопрос для команды «Удача». Что,как изачемвы скажете,выражая благодарность за оказанную услугу?

Дети.На первый вопрос мы отвечаемтак:спасибо, благодарю, я так вам признательна, я вам очень благодарен; спасибо, вы были так добры ко мне!Наш ответ на второй вопрос: говорить нужно приветливо, с улыбкой в знак благодарности. Отвечаем натретий вопрос: этислованужны в нашей речи для того, чтобы не выглядеть неблагодарным, невоспитанным,грубым, чтобы человеку, который нам помог, было приятно.

Воспитатель.Внимание!А сейчас — третий вопрос для команды «Везение». Что,как изачеммы говорим, когданужно срочно обратиться, а человек занят разговором?

Дети.Ответ на первый вопрос:извините,что я мешаю вашему разговору; извините, разрешите вас перебить; извините, но мне необходимо вам срочносказать.На второй вопрос наш ответ такой: нужно сказать вежливо, чтобы человек не обиделся; чтобыне проявлятьневежливость. Мы думаем, что правильный ответ на третий вопрос такой: чтобыобратилинаменявнимание;еслиприходитсяперебивать говорящего, эти слова помогают намоставаться вежливыми.

2-й раунд «Знаете ли вы пословицы о культуре поведения?»(среднийуровень сложности)

Воспитатель (ударяет в гонг).Внимание, начинается второй раунд! Дети, все вопросы для этогораунда присланы к нам на игру из старинногогорода,который называется Русские Пословицы. Все его жители свято хранят традиции русского народа, они знают и помнят наизустьочень много пословиц, в которых заключена житейская мудрость.Они хотят знать, помните ли вы пословицы о культуреречевого поведения, ипредлагают вам ответитьна несколько вопросов. Внимание! Первые два вопросадля команды «Удача»! Что говорится в пословицах о культуре речевого поведения?Произнесите несколькопословиц. Каквыпонимаетеих смысл?

Дети.«Балаболит, как балаболка»:о человеке, который оченьмногоговорит лишнего.

«Бог дал два уха и один язык»:о том, что надо большеслушать,а меньше говорить.

«Бормочет,что глухарь»: о человеке, который говорит невнятно инепонятно для окружающих.

«Бранись, бранись, да на мир слово оставляй»: даже в ссоре надоследить за своимисловами, а лучшевсего произнести слова, которые помогут помириться.

«Бритва скребет, а слово режет»:плохим словом можно очень больно ранитьчеловека.

«Говори, да не спорь,а хоть и спорь, дане вздорь»:лучше не спорить и не ругаться.

«Говорит, словно реченька журчит»: о красивой речи человека, которую сравнивают с журчанием реки.

Воспитатель.Внимание, продолжаемвторой раунд! Послушайтевопросыдля команды «Везение». Вспомните пословицы одобром слове, о проявлении доброты в речи. Чтов них говорится?Вспомните и произнесите несколько пословиц. Каквыпонимаетеих смысл?

Дети.«Доброе слово и кошке приятно»:все любят, когда к ним обращаются с добрым словами.

«Доброе молчанье лучше худого ворчанья»: лучше молчать, чем что-то недовольно говорить.

«Доброе словечко — в жемчуге»: доброе слово ценится как драгоценный камень.

«Добрым словом и бездомный богат»: доброе слово не зависит от богатства или бедности, егоможетсказать каждый человек, если захочет.

«Ласковое слово лучше мягкого пирога»:доброеслово ценится больше, чемугощение.

«Час в добре пробудешь — все горе забудешь»: доброталечитчеловека.

Воспитатель.Внимание, продолжаемвторой раунд! Послушайтеследующие вопросыдля команды «Удача». Вспомните пословицы о культуре гостеприимства и культуре пребывания вгостях. Что в них говорится?Приведите примеры пословиц. Каквыпонимаетеих смысл?

Дети.«Дома — как хочу, а в людях — как велят»: в гостяхобязательно нужно вести себя, как требуют правила культурного поведения.

«Не гостям хозяина, а хозяину гостей благодарить»:на Руси ценили приходгостей в дом, хозяин должен быть благодарен гостям за внимание.

«Гостюпочет, а хозяину честь»:к гостям относились хорошо, с уважением,а хозяинаблагодарили за гостеприимство.

«Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами»: веди себя скромно, воспитанно, лишнего не говори.

Воспитатель.Внимание! Следующийвопрос — для команды «Везение»! Вспомните пословицы о дружбе и дружелюбии. Чтов них говорится? Приведите примеры пословиц. Каквыпонимаетеих смысл?

Дети.«Нет друга — ищи, а нашел — береги»: без друзей в жизни тяжело, друзей нужно беречь, не обижать.

«Для друга ничего не жаль»: дружбу всегдавысоко ценили.

«Дерево сильно корнями, а человек — друзьями»:друзья делают человека сильнее, надо ценить друзей и дружбу.

«Для милого дружка и сережка из ушка»: для друга ничего не жалко.

В этом раунде воспитатель задает и общий вопрос для обеих команд, которыйможет не оцениваться, но дает детям возможность проявить понимание ими нравственного смыслатех пословиц, которые они использовали в своих ответах.

Воспитатель. А теперь вопрос к обеим командам. Скажите,чему учат нас русские пословицы?

Дети. Делай людям добро, и оно вернется к тебе. Следи за своей речью, плохо быть болтливым. Не говори грубых слов. Добрые слова всегда и всем людям приятны. Будь воспитанным, гостеприимным. Цени дружбу, ничего не жалей для своего друга.

3-й раунд«Слова не просто молвятся, а что-то означают» (высший уровень сложности)

В третьем раунде воспитатель будет задавать как вопросы длякаждой команды, так иобщий вопрос для обеих команд. Первые два вопросапомогают педагогу выяснить, как дети могут определять,толковатьипониматьсмысл некоторыхэтических понятий, а третий — как детивоспринимают значениеданной этической нормы в жизни людей.

Воспитатель (ударяет в гонг).Внимание,начинаем третийраунд!Вопросы для этого раунда присланы нам от детейиздругого клубазнатоков, который называется «Слова не просто молвятся, а что-то означают».Все участникиэтого клуба научились правильно толковать ипонимать смысл слов, обозначающихкультурное и некультурное поведение. Первый вопросдля команды «Удача». Что означает слово «вежливость»?

Дети.Вежливость — это когда негрубят, а разговаривают и ведут себя так, чтобы другим было приятно. Вежливый человекзнает и соблюдает правила культуры поведения и речевого этикета.

Воспитатель.Правильно, молодцы! А сейчас первый вопрос третьего раунда для команды «Везение». Как влияет на других людей вашавежливость?

Дети.Людямвсегда приятно общаться с вежливыми людьми. Вежливость никогда никого не огорчает, а только радует. Вежливость вызывает улюдейрадость иулыбку.

Воспитатель.Внимание! Вопрос к обеим командам!Зачемнужны правила вежливости?

Дети.Правила вежливости нужны для того, чтобы знать, как правильно, а как неправильно поступать. Чтобы знать,как не огорчать других. Чтобыразличать плохоеи хорошее поведение и совершать только хорошие поступки.

Воспитатель.Молодцы, обе команды правильно ответили на этот вопрос! А сейчас — следующийвопросдля команды «Удача»! Что означает слово «грубость»?

Дети.Это плохие слова или когда на других накричали. Грубость — этонарушение правил вежливости, правил доброты.Грубость — это быть невоспитанным.

Воспитатель. Внимание! Следующий вопрос для команды «Везение»! Как влияет на людей чья-тогрубость?

Дети.Грубость всегда влияет на людей плохо. Люди расстраиваются или даже плачут. Некоторые люди не выдерживают чужой грубости и тожев ответ начинают грубить. Грубость у других вызывает в ответ злость. Грубость — это всегда что-то плохое.

Воспитатель.Внимание! Вопрос обеим командам. Зачемжелюди иногда грубят?

Дети.Грубят невоспитанные люди, их с детства не воспитали хорошо. Грубят иногда мальчики и обижают девочек, потому что считают себясильными.Или большиедетигрубят младшим. Иногдакапризные дети грубят своим родителям, потому что онииз-за своих капризов нарушают правила хорошего поведения. Люди грубят, когда недовольны чем-то и из-за этого нарушают правила вежливости.

Воспитатель. А сейчас послушайтеследующийвопросдля команды «Удача».Что означает слово «доброта»?

Дети.Это слово означает все только ласковое и хорошее. Доброта — это любовь к людям. Это значит, что нужно быть ласковым, никого не обижать, не мучить животных, не ломать деревья, помогать другим, жалеть больных людей, делатьчто-то полезное для них.

Воспитатель. А сейчас послушайтеследующийвопросдля команды «Везение».Каквлияет на других людей ваша доброта?

Дети.Люди радуются, благодарят, улыбаются.

Воспитатель.Внимание! Вопрос обеим командам! Зачемлюдям нужна доброта?

Дети.Доброта — это всегда что-то хорошее, а грубость означает только плохое. А всем людям нравится только хорошее, это доставляет радость.Добротанужна людям, и совсем никто не хочет, чтобы ему грубили. Все хотят, чтобыдругие люди относились к ним по-доброму. Тогда жизнь у всех становится радостнее.Доброта нужна, чтобы весело и хорошо было жить.

Воспитатель.А сейчас следующийвопросдля команды «Удача»!Что означают слова «культурное поведение»?

Дети.Поведение не должно быть плохим, а только хорошим, а для этого и надо знать правила культурного поведения. Культурное поведение — это спокойное, доброе отношение к людям, добрые и вежливые слова. Культурное поведение — это такиеправила, которые детям надо изучить с воспитателем или с родителями и потом ими всегда пользоваться. Быть вежливым — вот что означают эти слова!

Воспитатель. Внимание!Следующийвопросдля команды «Везение»!Какизменяют людей правилакультурного поведения?

Дети.Люди становятся добрей.Все, кто изучилэти правила, становятся культурными людьми, и это сразу заметно. Правилакультурного поведения помогают людям узнать,какие слова говорить, если надо извиниться или попросить о помощи. Конечно,дети очень изменяются, на их поведение никто большене жалуется, потому что они узнали секреты культурного поведения. Все люди любуются на тех, кто овладел правилами культурного поведения. Любуются и тоже начинают повторять хорошие и вежливые слова.

Воспитатель.Внимание! Вопрос обеим командам! Зачемнужны правила культурного поведения?

Дети.Если бы не было правил культурного поведения, то людям пришлось бы их самим придумывать, потому что без них было бы всем плохо и тяжело. Правилаэти нужны, чтобы дети не баловались, слушали воспитателя и родителей. Чтобы дети и все людиначали понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. И чтобы все поступали только правильно и хорошо. Тогда никто не обижает других — этиправила запрещают плохо поступать.И в мире все станутлучше и добрее.

4-й раунд«Королевство кривых зеркал»(низкий уровень сложности)

Это задание имеет низкий уровень сложности, так как содержит всего 1 вопрос, позволяющий закрепить этические представления у детей ипонятия, с которыми знакомы дети: «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо», «честно» и «нечестно». Кроме того, это задание облечено в игровую форму. Игровая мотивация побуждает к деятельности всех детей, а не только тех,у кого ужесформирован достаточный уровень учебноймотивационной готовности. Таким образом, решается вопрос дифференцированного подхода к подбору вопросов разной степени сложностидля детей, обладающих разным уровнем знаний имотивационной готовности.

Воспитатель.Дети, следующее задание нам приготовило Королевство кривых зеркал.Слушайте внимательно: ябуду произносить слова, обозначающие отрицательные качества, отраженные вкривом зеркале — зеркале зла,а вы будетеподбирать слова,противоположныепо смыслу,как бы отражая слова в прямом зеркале — зеркале доброты.

Воспитатель называет слова (по 3 для каждой команды), дети подбирают к ним антонимы, образуя из них синонимический ряд.

Дети.Хитрый — честный, искренний, правдивый...

Злой — добрый, доброжелательный, приветливый...

Грубый — вежливый,дружелюбный, воспитанный...

Жадный — щедрый, бескорыстный, радушный...

Жестокий — милосердный, ласковый, добрый...

Неряшливый — аккуратный, чистоплотный, опрятный...

Воспитатель.Молодцы, ребята! Теперь в Королевстве кривых зеркал силы зла становятся все слабее, а силы доброты — сильнее.

5-й раунд«Анкетадобрых и плохих поступков» (высший уровень сложности)

Воспитатель (ударяет в гонг).Внимание, начинаем пятый раунд! (Достает из конверта лист бумаги, разглядывает его, демонстрируя детям волнение.) Дети, своими правильными ответами вы смоглипобедитьзло в Королевстве кривых зеркал: хитрость, злобу, жадность, грубость, жестокость и неряшливость. С вашей помощью в королевствепоявилось много прямых зеркал, отражающих добрые качества людей и их добрые поступки. Но чтобы одержать окончательную победу, нужно выполнить еще одно задание. Жители королевства просят, чтобы вы ответилина вопросы «Анкеты добрых и плохих поступков». Но ведь вы еще не умеете писать! Придется отвечать с помощью обозначений. Помните, мы уже с вами играли в эту игру?

Воспитатель размещает на мольберте или магнитной доскеплан-схемудля составления рассказа. На схеме — крупныеизображения, которые обозначают следующие задания.

1.Мальчик или девочка —назвать свое имя и фамилию.

2. Солнышко —рассказать, что считаешь добрыми поступками, вспомнить основные правила вежливости.

3. Тучка —рассказать о том, что считаешь плохим поведением.

4. Солнышко и восклицательный знак — рассказать о своих добрых поступках,о своем умении соблюдать правилакультурного поведения.

5. Тучка и вопросительный знак —рассказать о своихне очень хороших поступках, за которые потом стало стыдно,и ты задумался о том, чтобы их не повторять, а совершать только добрые, хорошие дела и следовать правилам культурного поведения.

Воспитатель.В этом раунде я предлагаю дать слово капитанам команд.

Пользуясь планом-схемой, капитаны составляют рассказы о себе.

1-й капитан. Меня зовут Сережа Иванов.

Добрыми поступками я считаю те, которые приносят пользу или радость другим детям или взрослым: родителям, нашим воспитателям.

Я помню о том, что вежливые люди всегда здороваются и прощаются. Вежливо о чем-то просят. Умеют извиняться. Никого не обижают.

Плохое поведение — это то, что огорчит взрослых и других детей. Это грубость или невежливость, непослушание и драчливость.

Я умею совершать добрые поступки,имне этонравится.Я мою посуду. Когда меня попросят,присматриваюзамладшей сестрой. Хожу в булочную. Убираю сам по утрам своюпостель.Если мама или сестра загрустили, я их стараюсь развеселить.Я научился чистить картошку и всегда помогаю бабушке и маме.Япомогаю сестре запомнить названия букв, чтобы онанаучилась читать. Я всегда вежливо здороваюсь с соседями. Если нечаянно обижу сестренку, прошу у нее прощения. Я умею вежливо о чем-то попросить. Девочек в двери пропускаю вперед.

(О своих хороших поступках — и это естественно — детирассказывают много и охотно.Этот приемспособствует становлениюположительного образа «Я».)

Но я еще иногда совершаю не очень хорошие поступки. Недавно я пожадничал и не дал соседу Саше прокатиться на моем новом велосипеде. Но потом я понял, что это плохо — быть жадным. Мы с Сашей помирились и опять дружим.

(Дети неохотно будут рассказывать о своих не очень хороших поступках. Но все же они честно называют некоторые из них. Этот прием позволяет выявлять у детейуровеньусвоения ими критичного отношения к себев плане овладения имиморальными нормами поведения в социуме.)

2-й капитан. Меня зовут Марина Петрова.

Я помню почти все правила вежливости, которым меня научили в детском саду и дома. Я ими всегда пользуюсь.Думаю, что все добрые поступки — это те, которые не нарушают правил культурного поведения и вежливости.

Плохое поведение — это когда детизабывают правила культурного поведения. Или их еще не запомнили. Плохое поведение огорчает и родителей, и воспитателей. За плохое поведение должно быть стыдно. Лучше себя так не вести.

У меня много добрых поступков. Обо всех я не успею так быстро рассказать.Я зимой подкармливаю птиц, кормлю бездомных кошек. Дома помогаю сервировать стол к ужину. Мою посуду. И хочу всегда делать много добрых дел другим людям.

Плохих поступков я сейчас не делаю. Но когда еще была маленькая, то однажды в магазине требовала от мамы купить мне куклу, плакала и кричала. Теперь я так себя не веду. Я подросла, и мне теперь так стыдно будет поступать. Особенно, когда много людей смотрят при этом на меня.

(У девочек восприятие норм культурного поведения и формирование этических представлений происходит более легко и естественно.Им нравится быть примерными, послушными и воспитанными, и врассказах о себе они вольно или невольно с гордостью подчеркивают это.)

Воспитатель.Оба капитана наших команд справились с этим непростым заданием. Вся его сложность была в том, что дети смогли критично отнестись к оценке своего поведения. И хотя всем приятнее рассказывать о своих добрыхпоступках, они честно рассказали намо том, как учатся побеждать свои плохие поступки. Теперь жители Королевства кривых зеркал обязательносмогут посмотретьи на свое нехорошееповедение. И, может быть,даже исправятся.

6-й раунд«Оцени изображенную ситуацию и выбери вариант развития события в рамках правил культурного поведения» (средний уровень сложности)

Воспитатель (ударяет в гонг).А сейчас задание заключительного раунда! Я покажу вам картинку. Чтоизображено?Оцените эту ситуацию. Как будут дальше развиватьсяизображенные здесьсобытия,если вспомнить оправилах культурного поведения? Я покажу вам еще две картинки. Вы должнывыбрать из них ту,накоторой изображенаситуация, когда дети поступили правильно, воспитанно, вежливо.

Воспитатель поочередно предлагаеткартинки. На одной из нихизображенаситуация, на двух других — разные способы ее разрешения (в зависимостиот того, соблюдали или нет герои сюжетаправила культурногоповедения).

Нашести сериях картинокизображены следующие сюжеты.

1. У входа встретились мальчик и девочка. А) В дверь первым прошел мальчик. Б) Мальчик первой пропустил в дверь девочку.

2.Девочка плачет в сторонке: ее мяч упал в большую лужу,и она не может сама его достать. А) Мальчик помог девочке веточкой достать мяч, и она перестала плакать. Б) Мальчик прошел мимо, девочка продолжает плакать.

3. В трамвае сидит девочка, а рядом стоит старушка. А) Девочка отвернулась к окошку, делая вид, что не заметила старушку. Б) Девочка уступила старушке место, а сама встала рядом.

4. Все дети играли с игрушками и разбросали их. А) Дети уходят,и только одна девочка убираетвсе игрушки. Б)Все дети вместе убирают игрушки, расставляя их на полках шкафчика.

5. Играя, двое мальчиков нечаянно попали мячом в песочницу и сломали постройку, возведенную другим мальчиком. А) Дети не обратили на это внимания и продолжают играть в мяч. Б) К мальчику в песочницу пришли ребята и помогают восстановить сломанную ими нечаянно постройку из песка.

6. Зима. Дети на санках весело катаются с горки. В сторонке стоитгрустная девочка.У нее нет санок, а ей так хочется прокатиться с горки. А)Дети продолжают кататься, девочка уходит домой. Б) Мальчик с санками в руках подошел к девочке и предлагает ей на его санках прокатиться с горки.

Воспитатель.Дети, вы правильнооценили ситуации и выбрали из двух картинок ту, на которой изображено то, как должны поступать воспитанные, вежливыеи добрые дети.

Предоставляется слово младшему воспитателю — хранителю традиций клуба «Что? Как? Зачем?», который объявляет итогинтеллектуальной игры «Клуб знатоковкультуры поведения и речевого этикета» двух команд детей. Если перевес очков в сторону одной из команд, то все вместе — воспитатель, младший воспитательи особенно дети проигравшей команды — искренне поздравляют победителей. Этот прием позволяет воспитывать у детей доброжелательное отношение ктоварищам и умение радоваться их успехам.

Воспитатель. Дети,ядумаю, что вы не забудете о нашей сегодняшней игре «Клуб знатоковкультуры поведения и речевогоэтикета» ивсегда будете доставлятьвсем окружающимрадость от общения с вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевого этикета у детей подготовительной группы.

Долгосрочный психолого-педагогический проект....

Тема: "Культура поведения и воспитания этикета у дошкольников"

Тема: "Культура поведения и воспитания этикета у дошкольников"Воспитатель: Попова Т.А. Предупредительность (внимание, помощь окружающим). Скромность.Общительность (готовность уступи игрушки товар...

Конспект занятия по социализации. Тема: «Уроки этикета». Подготовительная к школе группа

Конспект занятия предназначен для воспитателей дошкольных учреждений. В ходе занятия у детей формируется правильное понимание нравственных норм и понятий: воспитанность, вежливость, культура, доброжел...

Культура общения детей (речевой этикет)

В современном  обществе стоит острая проблема  культурного взаимоотношения между людьми. Мы воспитываем новое, современное  поколение, поэтому очень важно, в раннем возрасте заложить «ф...

Сообщение из опыта работы: «Воспитание культуры поведения и речевого общения в подготовительной к школе группе»

Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают  в наши дни. Взрослые часто стараются дать детям большой объем знаний, забывая о душе, чувствах. "Ничто не обходится нам так де...

Перспективное планирование прогулок на октябрь вподготовительной к школе группе для детей с ТНР

Перпективное планирование прогулок в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...