«Культура поведения и речевого общения»
консультация на тему

Павлова Светлана Александровна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_povedeniya_i_rechevogo_obshcheniya.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Культура поведения и речевого общения»

Добрый вечер, уважаемые родители!

Тема моего выступления звучит так «Культура поведения и речевого общения». Я думаю,  вы со мной согласитесь, насколько она сегодня является значимой для всех нас.

«Благовоспитанность есть выражение внутренней деликатности души, заключающееся в общей благожелательности и внимании ко всем людям».

Д. Локк

Общеизвестно, что интеллектуальное развитие человека, совершенствование его памяти, воли, аналитических способностей, умение добывать и накапливать информацию о мире не влечет за собой автоматически духовно-нравственного развития человеческой личности. Поэтому, целостная система образования должна включать не только обучающий компонент, но и систему нравственного воспитания дошкольников.

Культура общения - это та часть  культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами, в беседе, в эмоциональном обмене. ТО мы можем говорить о речевом и неречевом проявлении культуры общения.

Давайте вместе попробуем понять, что же включает в себя «культура речевого общения» и «культура не речевого общения».

  • ОТВЕТЫ родителей.

Общение детей  дошкольного  возраста,  прежде  всего,  происходит  в семье.

Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, именно поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.

Вот что писал выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение».

У ребенка, поступившего в детский сад,  круг  общения  расширяется,  добавляется общение со сверстниками, с воспитателем  и  другими  работниками дошкольного учреждения. В течение этих первых лет выдаются очень суматошные дни, и родители могут  недоумевать: «Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?!» Но не следует забывать, что даже ровный, успокаивающий тон в ситуациях разбитых коленок, набитых шишек, раздражительных ситуациях может послужить основой формирования личности, укрепить связи между детьми и родителями и способствовать выработке позитивного отношения, способности воспринимать то, чему учат отец и мать.

 Надо помнить, что слова взрослого для ребёнка – камертон: как они прозвучат, так он - ребенок, и откликнется.

        Задача нас родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Но так ли это просто? Как Вы думаете, какие могут возникнуть трудности на пути воспитания и взаимодействия с ребенком в целом?

  •  ОТВЕТЫ родителей.

Здесь на помощь родителям и педагогам приходит «Личностно-ориентированная модель общения взрослого с ребенком» (по А.В. Петровскому).

Им выделено три способа (или модели) общения:

  1. Понимание - умение видеть ребенка «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения (своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми).
  • Задание-демонстрация «Звезда»
  1. Приятие - безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет, признание его уникальности.
  • Задание-демонстрация «Подкрепление»
  1. Признание - это, прежде всего, право голоса ребенка в решении тех или иных проблем.
  • Задание-демонстрация «Самопознание»

Подводя итог, хотелось бы пожелать родителям и педагогам во взаимодействии и общении с детьми использовать следующие принципы:

  • Учить детей личным примером
  • Жить интересами ребенка
  • Создавать для ребенка атмосферу успеха
  • Строить отношения на доверии и уважении, требовательности и справедливости.

P.S. Желаю всем родителям и коллегам быть богатыми, ибо «не тот богат, кто много имеет, а тот, кто много дает».

Э. Фромм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: «Воспитание культуры поведения и речевого общения в подготовительной к школе группе»

Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают  в наши дни. Взрослые часто стараются дать детям большой объем знаний, забывая о душе, чувствах. "Ничто не обходится нам так де...

Дидактические игры тренингового характера, направленные на воспитание культуры поведения дошкольников в общении.

Дидактические игры тренингового характера, направленные на воспитание культуры поведения дошкольников в общении....

Анализ образовательных программ по вопросу воспитания культуры речевого общения как составляющей культуры поведения детей в средней группе ДОО

В презентации рассматриваются понятия "культура поведения дошкольника", "культура общения", их взаимосвязь. Рассмотрены задачи, содержание образовательной деятельности по вопросу в...

Опыт работы воспитателя по теме «Формирование культуры речи и речевого общения по средствам ознакомления с художественной литературой»

Опыт работы воспитателя по теме «Формирование культуры речи и речевого общения по средствам ознакомления с художественной литературой»...

«Формирование культуры речи и речевого общения посредствам ознакомления с художественной литературой»

Современный речевой  этикет — это правила поведения и речи, помогающие производить приятное впечатление и строить эффективное общение. Они включают в себя культуру речи, вежливость и умение...