Конспект ЧХЛ "Песец и олень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе по художественной литературе. Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и олень»
Тема: Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень»
Программное содержание:
1. Расширить представление о жизни животных севера зимой.
2. Активизировать словарь детей.
3. Учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы полными предложениями.
4. Развивать логическое мышление.
5. Воспитывать внимание, наблюдательность.
Предварительная работа:
1. Беседа о животных Севера.
2. Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов с изображением животных Севера.
3. Чтение стихов «Северный олень», «Молодой олень», «Охотники – песцы», «Пушистый зверёк», «Домик лемминга».
4. Д/и: «У кого кто?», «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Обведи по контуру».
Материал: Текст ненецкой народной сказки «Песец и Олень».
Ход занятия: – Ребята,отгадайте загадки:
Он и сильный, он и быстрый,
У него рога ветвисты, Среди тундровых болот
Он лишайник ягель рвёт. /Северный олень/
У него пушистый мех,
Белый с золотистым.
Зарывается он в снег,
Роет норку быстро. /Лемминг/
Осторожный, чуткий, смелый,
Зимой ходит в шубе белой,
Шубкою гордится –
Младший брат лисицы. /Песец/
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. /Заяц/
Серовато, зубовато –
По тундре рыщет,
Оленей ищет. /Волк/
– О ком были загадки? (О животных Севера).
– А каких ещё животных Севера вы знаете? (Белка, белый медведь).
– Почему они живут в суровых условиях Севера и не замерзают? (У животных Севера густой мех, предохраняющий от морозов, толстый слой подкожного жира).
Прекрасно чувствуют себя в тундре песцы, лемминги, северные олени… К суровым условиям жизни они хорошо приспособились, вполне им хватает корма. Но среди этих животных Севера есть хищные и травоядные.
– Как вы думаете, кто из них травоядные? (Олени, зайцы, лемминги, белки).
– А кто хищные животные? (Волки, песцы).
Физкультминутка
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась под дуплом.
Влево – вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
(Прыжки в стороны чередуются с приседаниями и бегом по кругу).
– Прослушайте сказку «Песец и Олень».
Чтение ненецкой народной сказки:
Отправился раз Песец на охоту и встретил Оленя.Видит: Олень копытом постукивает, плотный снег ломает. Рассердился Песец.
- Ты зачем копытом стучишь? Всю мою добычу распугаешь! – закричал он.
- Как же мне не стучать? – спросил Олень. – Я ведь голодный. Хочу снег разрыть, достать оттуда олений мох и подкрепиться им немного.
- А разве есть такой мох – олений? – удивился Песец.
- Конечно, есть! Это наша любимая еда. Особенно зимой.
- А он вкусный? – поинтересовался любопытный Песец.
- Еще бы! Хочешь попробовать? – предложил Олень добродушно.
Он разрыл крепким копытом снег, достал оттуда клочок оленьего мха и подал его Песцу.
Песец разгрыз мох острыми белыми зубками и тут же выплюнул.
- Ну и гадость! – воскликнул он. – вы, олени, животные травоядные: травкой, мхами да лишайниками кормитесь. А мы, песцы, хищники. Нам мясо и рыбу подавай! – гордо сказал он и распушил свой и без того пышный хвост.
- Это верно, - согласился Олень. – Мы еще ягоды любим, грибы, веточки кустарников. Иной раз снег разроешь, а там кустик брусники со свежими ягодками найдешь или грибок. Ты ведь знаешь,как в тундре зима начинается: сразу, без предупреждения снег пойдет и прикроет ледяным ковром и зеленую траву, и грибы, и ягоды. Так они под снегом и зимуют.
- А как вы, олени, грибы ищете?
- Их легко искать, - объяснил Олень. Они сами на глаза лезут! Ведь здесь, в тундре грибы выше, чем малюсенькие деревца – карликовые березки, ивы. А грибы здесь называются не подберезовиками, а надберезовиками. Знаешь, почему?
- Знаю, знаю! – ответил Песец. – Потому что они не под березами растут, а над березами.
- Правильно, - согласился Олень, с удовольствием поедая вкусный мох.
- Ладно! Заболтался я тут с тобой, а ведь и мне пообедать не помешало бы. Пойду, послушаю, не шуршат ли. Не пищат ли под снегом лемминги, - перебил Песец.
- Лемминг? А кто это такой? Что за зверь? – спросил Олень.
- Да это маленький зверек такой. Он под снегом или мхом подземные ходы роет, там и живет, корешки трав и кусточки точит. Если я услышу его писк и шуршание, в момент снег разрою и лемминга схвачу. Он хоть и маленький, но очень вкусный.
- Что ж! не буду мешать твоей охоте, отойду подальше. Ведь мох – то олений везде есть! – сказал Олень и хотел уйти в другое место, но Песец остановил его.
Знаешь, друг,что бы я тебе посоветовал: отправляйся на юг тундры. Там и потеплее и снег помягче. Там растут деревья, между ними снег не такой плотный, деревья мешают ветру снег уплотнить, и ты легче сможешь себе корм достать.
- Пожалуй, ты прав! Но бегать одному очень скучно.
- Не горюй! Вон вдалеке твои братья – олени – целое стадо! Поторопись – и ты догонишь их! Ведь они как раз на юг спешат.
- Прощай, друг! – крикнул Олень и побежал догонять оленье стадо.
А Песец отправился ловить леммингов. На том и расстались.
Беседа по содержанию сказки:
– Кого повстречал Песец в тундре?
– Зачем Олень разрывал снег?
– Чем питаются Олени? Почему их называют травоядными животными?
– Чем питаются Песцы?
– Понравился ли Песцу Олений мох? Почему?
– Куда Песец посоветовал Оленю отправиться?
– Почему на юге тундры снег мягче и добывать пищу Оленям там легче?
– Куда побежал Песец?
А сейчас мы с вами поиграем.
«Хлопните в ладоши, если услышите слова, подходящие к описанию северного оленя: неуклюжий, быстрый, мощные рога, охотиться на зайцев, питается ягелем, пышный мех, тонкая кожа, выносливый, слабый, густой подшерсток, крылья, копыта, оленёнок, косолапый, рыжий, красивый хвост».
«Хлопните в ладоши, услышав слова,подходящие к описанию песца: осторожный, пушистый мех, добывает рыбу, питается травами и ягодами, разоряет птичьи гнёзда, пушистый хвост, копыта, ветвистые рога, серебристо-голубая шубка, неуклюжий».
– Молодцы, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема "БЛАГОРОДНЫЙ ОЛЕНЬ"
Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема "Благородный олень"Цели занятия:Познакомить детей с оленем, его внешним видом, средой обитания и особенностями образа жизни.Словарь: изящное, па...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе №2 «Северные олени»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе №2«Северные олени»...
Составление рассказа по картине «Северные олени» (конспект занятия по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) в подготовительной группе)
разработка конспекта занятия...
Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству с использованием регионального компонента во второй младшей группе: "Здравствуй, северный олень!"
Програмное содержание:-Познакомить детей с северным оленем, проживающем на Крайнем Севере.-Учить различать и называть оленя-Находить, показыать и называть части тела оленя.-Формировать умение выделять...
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей лепка из глины абашевских животных (конь, козёл, баран, олень)
Суть работы заключается в развитии творческих способностей детей через лепку из глины абашевских игрушек. Так же осуществляется деятельность по развитию мелкой моторики. Ход занятия состоит из несколь...
конспект спортивного праздника "День Оленя" старшая группа
Конспект спортивного праздника для детей старшей группы ДОУ "День Оленя"....