Обобщение опыта работы
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Ткаченко Татьяна Константиновна

"Развитие речи с использованием здоровьесберегающих технологий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие речи детей с применением здоровьесберегающих технологий»

(Слайд №1) 

Введение.

    Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.  Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи, её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения дошкольников. Только комплексное воздействие на ребёнка может дать успешную динамику речевого развития.

Актуальность темы.

Темой развития речи детей с применением здоровьесберегающих технологий я начала заниматься с младшей группы.

В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребёнка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребёнка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Из 23 детей, набранных в мою группу, было: 21 ребенок – с плохо развитой речью и только один с чистым произношением. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. 

Поэтому в свою образовательную деятельность в течение всего учебного года я стала включать здоровьесберегающие технологии, которые способствуют интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата.

И свою работу по развитию речи детей я начала с развития мелкой моторики рук, пальчиковых игр и дыхательной гимнастики.

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. Владея своими руками, ребенок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное – развитая моторика рук способствует развитию речи. При планировании работы над развитием руки я придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят: разнообразные пальчиковые игры и упражнения, графические упражнения, шнуровка, игры с мелкой мозаикой, Су – Джок терапия. Подробнее остановлюсь на тех приемах работы, которые я использую наиболее часто. (Слайд №2)

Пальчиковые игры и упражнения, систематически используемые на занятиях, оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей. Они способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков. Кроме того, они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.

(Слайд №3)Пальчиковая гимнастика усиливает согласованную деятельность речевых зон, способствует развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания. 

Дыхательная гимнастика в игровой форме.

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Я мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и веселых стихотворных форм. Вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей. С детьми мы начинали с самого простого: сдували перья с ладоней, помогали птичкам взлетать, надували и сдували пузыри и многое другое. Постепенно наши игры усложнялись. (Слайд №4)

Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счет я веду про себя): вдох носом 1 – 3, пауза – 1, выдох ртом 1 – 6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным, щеки не надувать. Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3 – 4 раза. Каждому упражнению соответствует картинка с движущейся частью. На картинке представлен несложный сюжет, доступный для понимания ребенка. Кроме основной задачи (формирование длительного выдоха, иллюстрации можно использовать для развития ситуативной речи, уточнения грамматических категорий. Каждая иллюстрация дополняется коротким стихотворением, раскрывающим сюжет. Это повышает интерес детей к занятиям, развивает их память, внимание и способствует созданию эмоционально – положительной, здоровьесберегающей обстановке на занятии.

В процессе диагностики в младшей группе и по результатам диагностики логопеда Симанович Екатерины Алексеевны мы выявили недоработки в образовательной области «Коммуникация. Развитие речи»: дети не проговаривали отдельные звуки, были сложности со словообразованием, составлением описательных рассказов, дети часто перебивали друг друга, не договаривали предложения до конца. (Слайд №5)

Поэтому, в работу по развитию речи детей я внедрила новую здоровьесберегающую технологию: Су – Джок – терапию.

Я применяю следующую схему построения занятий:

• в организационный момент я включаю Су-Джок терапию

• в непосредственно образовательной деятельности предусматриваются мимические, дыхательные и физические упражнения;

• в каждом занятии ведется работа над усвоением лексико– грамматического строя речи;

• пальчиковые игры несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей;

Представляю вам ряд здоровьесберегающих технологий, используемых мною на занятиях по развитию речи.

Артикуляционная гимнастика.

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому помогут научиться артикуляционные гимнастики и упражнения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого аппарата дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

3. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям научиться говорить правильно, четко и красиво.

Су-Джок терапия в коррекционно-речевой практике.

В своей работе я успешно применяю метод Су – Джок терапии. Из большого количества внутренних органов и частей тела кисть выделяется как наиболее схожая с телом по форме и структурным особенностям. На кистях имеются точки (или зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. (Слайд№6)

«Су – Джок» терапию можно отнести к методам самопомощи. «Су» - кисть, «Джок» - стопа. для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.

Чтобы процесс массажа не показался им скучным для детей дошкольного возраста, массажный шарик я обозначила как ёжика, и использую во время массажа стихотворения под общим названием «Приключения ёжика».

При работе с определённым звуком во время массажа, мы проговаривали соответствующее этому звуку стихотворение. И помимо воздействия на зоны соответствия и массажного эффекта, влияющего на развитие мелкой моторики, которые в совокупности стимулируют речевое развитие, происходит автоматизация поставленного звука в речи.

И сами шарики, и колечки я использую при пальчиковой гимнастике, а также выполняем множество игровых упражнений с ними. Дети катают между ладоней шарики (они на ощупь колкие, а колечки поочередно примеряют на пальчики (все это сопровождается стишками, потешками и т. д.)

Заключение

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми, позволяют своевременно скорректировать имеющиеся нарушения речи у ребенка и в дальнейшем окажет существенное влияние на качество школьного обучения.

Данный проект помог детям преодолеть имеющие нарушения речи, по данным диагностики на конец учебного года из 23 обследованных детей – у 9 воспитанников сохранились проблемы разивтия речи над которыми я продолжу свою работу. А с читсым произношением стало 14 детей.

И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Это важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».

В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...

Обобщение опыта работы по кружковой работе

На протяжении нескольких лет я веду в своей группе работу по оздоровлению детей. Наш кружок так и называется «Азбука здоровья». Цели моей работы:             ...