Утренний сбор детей (игры) | Динамическая пауза (развитие общей моторики) |
Д/и «Скажи наоборот» Цель: упражнять детей в образовании антонимов - Аист большой, а соловей …, - Кукушка сидит высоко, а ласточка …, - Лебедь белый, а грач …, - У журавля широкие крылья, а у ласточки …, - У лебедя длинная шея, а у скворца …, - Жаворонок живет в поле, а цапля …
| Вышли уточки на луг Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.) И опять настала тишь, Ш-ш-ш. (Присели.) |
Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики) | Дыхательная гимнастика
|
Перелетные птицы Птицы перелетные В стаи собираются, В края теплые летят, До весны прощаются. Стаи журавлиные, Стаи лебединые, Стаи соловьиные, Гусиные, утиные – К югу все они летят, Здесь замерзнуть не хотят. Как наступят холода – Не найдется им еда. Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз. Сжимают пальцы рук в кулаки. Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз. Двигают пальцами рук – «машут, прощаются». Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке (или по очереди | «Где стая?» И.п. – стоя, ноги вместе, подбородок приподнять. Медленно поворачивая голову вправо (влево), протяжно произнести: «К-а-а-а-р». Занимая исходное положение, дети делают непроизвольный вдох. То же – в другую сторону. 2) «Полетаем!» И.п. – руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Медленно опуская руки вниз и выдыхая при этом, протяжно произнести: «К-а-а-а-р». И.п. – непроизвольный вдох.
|
Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики) | Мимическая разминка (развитие мимических мышц) |
2.Упражнения для язычка: Упражнения для жевательно- артикуляционных мышц «Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам». «Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны. Упражнения для щек и губ «Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. «Мама-птица прогоняет от птенцов куницу». Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье). Упражнения для языка «Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести». «Очень вкусная пища!» Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а-а-а. «Аист». Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».
| Мимические упражнения Выразить состояние грусти и печали. Показать: вы прощаетесь с улетающими птицами. Изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!» Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их. Изобразить радость аистов и других перелетных птиц, увидевших родные края после возращения из дальних странствий. Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку. Кошка отпустила воробья. Изобразить: вы пожалели воробья.
|
Речевая зарядка | Скороговорки |
Д/у «Речевая зарядка» (дети повторяют цепочку слогов): птэ – ктэ – бдэ – гдэ ктэ – бдэ – гдэ - птэ
| Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать им пора Для укрепления пера!»
*** Тары- бары, растабары, Прилетели две гагары, Рассказали про пожары, Улетели на базары.
|
Чисто говорки | Стихотворения |
ТЕЛИ – ТЕЛИ – ТЕЛИ - птицы прилетели ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - голосистые скворцы ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА – голодные скворчата ЧИ – ЧИ – ЧИ - черные грачи ВЯ - ВЯ – ВЯ – грач нашел червя ДО – ДО – ДО - птицы вьют гнездо ДЕ – ДЕ – ДЕ - птенчики в гнезде ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – важные птенцы КА – КА – КА – птенчик держит червяка Ист-ист-ист — улетел подальше аист. Едь-едь-едь -в пруду не сидит лебедь. Ка-ка-ка — крякает утка. Сь-сь-сь — в тепле теперь гусь. Ля-ля-ля — какая красивая цапля. Авль-авль-авль — восхитительный журавль. Чка-чка-чка — кормит птенцов ласточка. Ач-ач-ач — очень черный грач. Рец-рец-рец — улетел скворец.
| Травка зеленеет, солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит. С нею солнце краше и весна милей... Прощебечь с дороги нам привет скорей. Дам тебе я зерен, а ты песню спой, Что из стран далеких принесла с собой. (А. Плещеев)
|
Считалка |
Считалка "Считалочка про птиц" Цапли, утки, журавли, Скворцы, ласточки, грачи, Соловьи, дрозды, кукушки – Перелетные пичужки! Раз, два, три - Пичужкой будешь ты!
|
Загадки | Зрительная гимнастика |
Гости приходят весной, А уходят осенью. (Перелетные птицы) На шесте -дворец, Во дворце – певец, А зовут его… (Скворец) Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песни и полет Вошли в стихотворения! (Жаворонок) Верный страж и друг полей, Первый вестник теплых дней. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. (Грач) Солнце греет у порога И растаяли сугробы, Потекли рекой ручьи, Прилетели к нам… (Грачи) На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад, Ищет в речке лягушат. (Цапля) Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка) Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту
|
Раз, два, три, четыре, пять Будем птичек мы считать. Глазки к небу поднимаем, Взглядом птичек провожаем. Вот сорока полетела, Посмотрели глазки влево. Там ворона пролетала, Посмотрели глазки вправо. Вверх взлетает ловкий стриж, А за ним веселый чиж. Посмотрели глазки вниз, Села галка на карниз. Вверх и вниз, и влево – вправо, Сколько птиц тут пролетало? Будем глазки закрывать, Вспоминать и всех считать. Раз – сорока, два – ворона, Галка – три, четыре – стриж, Ну, а пять – веселый чиж. Раз, два, три, четыре, пять, Можно глазки открывать.
|
Рече-двигательные упражнения | Массаж (лица, ушей и т.д.) |
Речь с движениями «Дружно птицы полетели» Дружно птицы полетели, (Бег врассыпную) Полетели и присели. (Присесть) Поклевали зернышки, (Стучать указательным пальцем по полу) Поиграли в полюшке. (Встать, делать подскоки, поворачиваясь вокруг себя) Водички попили, (Отвести руки за спину, наклоны вперед) Перышки помыли, (Погладить руки) Вправо-влево посмотрели (Повернуть голову вправо, влево) И спокойно полетели. (Медленный бег на носочках, плавные взмахи руками)
|
Утром птицы все проснулись, ( поглаживание лба от середины к вискам-8 раз) Причесались, встрепенулись! ( поглаживание лба вверх, к волосам-8 раз) Щечки тщательно помыли, ( растирание щек — 8 раз) И про клювик не забыли… ( массаж точек около крыльев носа-8 раз ) Клюв почистили в снегу, ( легкое постукивание пальцами по крыльям носа ) И пошли искать еду!!! (легкое постукивание пальцами по губам)
|
Игры (на развитие фонетико-фонематического восприятия) | Игры (на развитие лексико-грамматического строя речи) |
Попугайчик Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы. Оборудование. Игрушка Попугай Ход игры. Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет. Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п. | «Ответь на вопросы». Согласование числительных с существительными. Сколько у утки лапок? (У утки две лапки.) Сколько у кукушки крыльев? Сколько у грача хвостов? Сколько у журавля голов? Сколько у цапли клювиков? Сколько у птицы перышек? Сколько у птицы глаз? |
Психоэмоциональные и релаксационные упражнения | Чтение художественной литературы (развитие связной речи) |
Игра «Ха-ха-ха» Дети садятся на стулья. (по кругу) Закройте глаза. Представьте, что мы с вами на воздушном шаре поднимаемся все выше и выше. Внизу мы видим удаляющиеся, от нас, деревья, дома, машины. Дома становятся похожими на кубики. Дорога похожа на серую ленту, а речка на синюю. Вот мы поднялись высоко над землёй. Здесь, на высоте птичьего полёта, всегда дует сильный ветер.
|
Художественная литература В.Бианки. Синичкин календарь. Март. Апрель. Май. Н.Сладков. Птицы весну принесли. Соловей поет. В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи». А. Майков «Ласточка»
|