Развитие лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Посуда». (для детей старшей группы с 3 уровнем ОНР)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; закреплять понятия кухонная, столовая, чайная посуда; уточнить и активизировать словарь по теме "Посуда"; развивать связную речь; совершенствовать грамматический строй речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_posuda.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Посуда».
(для детей старшей группы с 3 уровнем ОНР)
Цель: развитие словарного запаса и навыки словообразования и словоизменения.
Задачи:
Развивающие: уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; закреплять понятия чайная, столовая, кухонная посуда; уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда»; развивать связную речь; учить составлять описательные рассказы; совершенствовать грамматический строй речи.
Коррекционные: упражнения на развитие дыхания; развитие зрительного внимания и восприятия; развитие слухового внимания; развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением; образование относительных прилагательных; словообразование существительных в уменьшительно-ласкательной форме; согласование существительных с предлогами.
Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: картинки с изображением посуды, мяч, кружки (стеклянная, железная, фарфоровая), ложка, раскраски, карандаши.
Ход занятия:
Организационный момент.
Звучит детский плачь.
Логопед: Доброе утро ребята! А кто же у нас тут так плачет? Давайте посмотрим.
Дети: (перечисляют все что видят) (изображения – кастрюля, сковорода, ложка, половник и т.д.)
Логопед: Как, одним словом назвать эти предметы?
Дети: Посуда.
Основной этап.
Логопед: А как же она там оказалась? И сказала мне посуда:
Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она.
- Ребята вы догадались от кого убежала посуда? Правильно, от бабушки Федоры. А почему же посуда убежала от нее? (дети отвечают) И прибежала посуда к нам в детский сад. Давайте не будем ее обижать и познакомимся с ней.
- Скажите, а для чего нам нужна посуда?
Дети: для того чтобы кушать.
Логопед: Ту посуду из которой мы кушаем мы поставим на стол и она будет называться - столовая посуда! Что мы поставим на стол?
Дети: тарелку, ложки, вилку, нож, стакан.
Логопед: Для чего нам еще нужна посуда? Правильно, чтобы в ней готовить. Та посуда в которой мы готовим на кухне будет называться - кухонная посуда. Какая посуда нам помогает готовить?
Дети: Кастрюля, сковорода, половник, чайник.
Логопед: А еще для чего мы используем посуду? Правильно, чтобы пить чай. Такая посуда будет называться - чайная посуда. Что же у нас будет относиться к чайной посуде.
Дети: Чашка с блюдцем, заварочный чайник, сахарница, кружка.
Упражнение на развитие дыхания «Вода кипит. » Логопед: Молодцы! Ребята, очень хочется попить чаю! А что мы должны сделать сначала? Вскипятить воду в чайнике.
Чтобы чаю нам попить
Надо воду вскипятить!
Подойдите к столам. Поставьте трубочку в стаканчик. Возьмите стаканчик.
- Сделайте глубокий вдох носом, а затем подуйте в соломинку. Не раздувая щек. Сначала вода закипает потихоньку, и появляются маленькие пузырьки. Потом сильнее, и вот вода закипела, забурлила. Всегда помните, что кипяток очень горячий. С ним нужно быть очень осторожным!
Игра «Назови ласково». Логопед бросает мяч называет посуду, а ребенок должен подобрать ласковое название посуды.
Логопед: Давайте пожалеем посуду, ведь было ей у бабы худо. Будем называть ее ласково.
Тарелка – тарелочка
Чашка – чашечка
Ложка – ложечка
Вилка – вилочка
Чайник – чайничек
Кастрюля –кастрюлечка
Сковорода – сковородочка
Кружка – кружечка
Стакан – стаканчик
Игра «Из чего сделана?» Логопед: А из чего же сделана наша посуда?
Чайник сделан из железа. – Чайник, какой? (спросить по очереди всех детей)
Блюдце сделано из фарфора. – Оно какое?
Ложки из серебра? – Они какие?
Нож из металла. – Он какой?
Кувшин из хрусталя. – Он какой?
Поднос из пластмассы. – Он какой?
Ложка из дерева. – Она какая?
Стакан из стекла. – Какой он?
Физкультминутка.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный как начальник.
Вот фарфоровые чашки
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки.
Вот пластмассовый поднос –
Он посуду нам принес.
Игра «Кружки – болтушки». Логопед: Наши кружки любят петь, а как они поют мы сейчас услышим.
Берутся три кружки (фарфоровая, железная, стеклянная).Логопед ударяет по ним палочкой. Дети внимательно слушают и запоминают, как звучит каждая кружка. Потом закрывают глаза и дети по звуку должны отгадать, какая звучала кружка?
Логопед: У вас на столах тоже лежит посуда, но какая- то она скучная, не веселая. Надо ее украсить, раскрасить.
Игра « Куда спряталась ложка?» Составить предложения о ложке и стакана, используя предлоги.
Ложка лежит в стакане. Ложка лежит на стакане. Ложка лежит за стаканом. Ложка лежит перед стаканом. Ложка лежи рядом со стаканом.
Игра «Что пропало?» На доске выстраивается ряд посуды. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает предмет. Дети открывают глаза и должны угадать - Чего нет?
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре (последовательно соединяют большие пальцы с указательными средними, безымянными и мизинцами),
Мы посуду починили (трут ладони друг о друга).
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку (загибают пальцы).
Начинаем раскрашивать.
Итог занятия. Закрепление пройденного.
Каждый ребенок приносит воспитателю свою работу и рассказывает о ней по схеме:
О чем мы сегодня говорили?
Как называется твоя посуда?
К какой посуде она относиться: кухонной, столовой, чайной?
Из чего сделана твоя посуда?
Расскажи, как ты ее украсил? (цвет, узоры и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Посуда"
Конспект занятия "Развитие лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Посуда" в средней группе детского сада компенсирующего вида для детей с ОНР...
Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Развитие лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы "Домашние животные")
Программное содержание. Активизировать словарь детей по лексической теме. Закрепить обобщающее понятиее "Домашние животные". Развивать грамматический строй речи и фразовую речь. Развивать мышление, па...
Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Развитие лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы "Домашние животные")
Программное содержание. Активизировать словарь детей по лексической теме. Закрепить обобщающее понятиее "Домашние животные". Развивать грамматический строй речи и фразовую речь. Развивать мышление, па...
Совершенствование лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Посуда». Буква – С - ; звуки [с] [с\']
Конспект ООД для подготовительной группы компенсирующей направленности....
Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Посуда" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
Представленный материал для закрепления лексической темы "Посуда". Для совместной работы детей и родителей. Представлены задания на обогащение лексического словаря, лексико-грамматических ка...
План – конспект НОД по речевому развитию по лексической теме «Посуда» для детей старшей группы с нарушением зрения.
Цель: Создать условия для закрепления знаний детей о посуде. Образовательно - речевые задачи:- Закреплять знание названий посуды;- Учить называть и различать кухонную, столовую и чайн...
План – конспект НОД по познавательному развитию (фэмп) по лексической теме «Посуда» для детей старшей группы с нарушением зрения.
Цель: Создать условия для развития у детей элементарных математических представлений. Образовательные задачи:- Познакомить с цифрой «5»;- Продолжать учить понимать отношения меж...