Эффективные приёмы формирования связной речи у дошкольников
консультация по развитию речи
Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой на современном этапе образования. Главной и отличительной чертой общества на данный момент является подмена живого человеческого общения общением через гаджеты, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Существует множество классических методов и приемов развития связной речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_metody_i_priyomy_razvitiya_svyaznoy_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эффективные приёмы формирования связной речи у дошкольников»
Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой на современном этапе образования. Главной и отличительной чертой общества на данный момент является подмена живого человеческого общения общением через гаджеты, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
Этапы развития связной речи:
Младший возраст (3 – 4 года) – использование в речи простых и сложных предложений, договаривание стихов, пересказ текстов с помощью воспитателя.
Средний возраст (4 – 5 лет) – пересказ литературных произведений, сочинение рассказов по игрушкам, картинкам, составление загадок.
Старший возраст (5 – 7 лет) – проявление интереса к самостоятельному сочинению, создание разнообразных видов творческих рассказов.
Существует множество классических методов и приемов развития связной речи дошкольников.
• Наглядные (наблюдение во время прогулок, экскурсий; рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним; знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. по средством фотографий, картин, картинок, кинофильмов.
• Словесные (заучивание наизусть; пересказ; составление различных видов рассказов; беседы).
• Практические (дидактические игры и упражнения, игры-драматизации, инсценировки, хороводные игры).
Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей среды, наряду с традиционными методиками в работе с дошкольниками можно использовать инновационные комбинированные методы:
- Моделирование
- Мнемотехника
- Синквейн
- Технология обучения детей составлению сравнений
- Технология обучения образной речи
- Технология обучения составлению загадок
- Сказкотерапия (сочинение детьми сказок)
- Творческие рассказы
- Игры-драматизации, инсценировки
- Пересказ
- Рассказ по картине
- Составление описательного рассказа (об игрушках, предметах быта, природе и т.д.)
- Рассказы детей из опыта
- Творческое рассказывание
В чем сущность метода моделирования? В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Далее наглядная модель выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Элементы модели:
- геометрические фигуры
- опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок)
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы)
- мнемотаблицы, мнемодорожки
- сенсорно-графические схемы
- опорные схемы
- карточки
- карточки — символы
В работе с детьми 2 младшей группы следует использовать картинно - схематические планы, которые содержат последовательность высказывания. В схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого ребенок учиться составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки.
В средней группе для дальнейшей работы необходимо: использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов, пересказов сказок: «Зайкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко». Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и последовательными.
С детьми старшего возраста с использованием схем можно провести следующие занятия:
- рассказывание сказки «Как утенок заблудился»;
- пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и кувшин»; - придумывание сказки «День рождения зайцы»;
- составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес».
Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии. Модель дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
«Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР». ...
Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»
Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»...
Мастер-класс:" Приёмы формирования связной речи у детей с ОНР"
Презентация опыта работы учителя-логопеда по формированию связной речи у детей с ОНР. Представлены цели и задачи работы по развитию связной речи у детей, пути реализации данной проблемы в практи...
Мастер-класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей с ОНР».
Мастер-класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей с ОНР»....
Мастер-класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей с ОНР».
Мастер-класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей с ОНР».Мнемотехника - система внутреннего письма, основанная на прямой записи в мозг связей ...
Мнемотехника как эффективный способ развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...