Эффективные приёмы формирования связной речи у дошкольников
консультация по развитию речи

Лычкина Надежда Викторовна

Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой на современном этапе образования.  Главной и отличительной чертой общества на данный момент является подмена живого человеческого общения общением через гаджеты, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Существует множество классических методов и приемов развития связной речи дошкольников.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Эффективные приёмы формирования связной речи у дошкольников»

Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой на современном этапе образования.  Главной и отличительной чертой общества на данный момент является подмена живого человеческого общения общением через гаджеты, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Этапы развития связной речи:

Младший возраст (3 – 4 года) – использование в речи простых и сложных предложений, договаривание стихов, пересказ текстов с помощью воспитателя.

Средний возраст (4 – 5 лет) – пересказ литературных произведений, сочинение рассказов по игрушкам, картинкам, составление загадок.

Старший возраст (5 – 7 лет) – проявление интереса к самостоятельному сочинению, создание разнообразных видов творческих рассказов.

 

Существует множество классических методов и приемов развития связной речи дошкольников.

• Наглядные (наблюдение во время прогулок, экскурсий; рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним; знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. по средством фотографий, картин, картинок, кинофильмов.

• Словесные (заучивание наизусть; пересказ; составление различных видов рассказов; беседы).

• Практические (дидактические игры и упражнения, игры-драматизации, инсценировки, хороводные игры).

Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей среды, наряду с традиционными методиками в работе с дошкольниками можно использовать инновационные комбинированные методы:

  • Моделирование
  • Мнемотехника
  • Синквейн
  • Технология обучения детей составлению сравнений
  • Технология обучения образной речи
  • Технология обучения составлению загадок
  • Сказкотерапия (сочинение детьми сказок)
  • Творческие рассказы
  • Игры-драматизации, инсценировки
  • Пересказ
  • Рассказ по картине
  • Составление описательного рассказа (об игрушках, предметах быта, природе и т.д.)
  • Рассказы детей из опыта
  • Творческое рассказывание

В чем сущность метода моделирования? В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Далее наглядная модель выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Элементы модели:

 - геометрические фигуры

- опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок)

- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы)

 - мнемотаблицы, мнемодорожки

- сенсорно-графические схемы

- опорные схемы

 - карточки

 - карточки — символы

В работе с детьми 2 младшей группы следует использовать картинно - схематические планы, которые содержат последовательность высказывания. В схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого ребенок учиться составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки.

         В средней группе для дальнейшей работы необходимо: использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов, пересказов сказок: «Зайкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко». Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и последовательными.

С детьми старшего возраста с использованием схем можно провести следующие занятия:

 - рассказывание сказки «Как утенок заблудился»;

 - пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и кувшин»; - придумывание сказки «День рождения зайцы»;

- составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес».

Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии. Модель дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

«Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР».                          ...

Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»

Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи  детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс:" Приёмы формирования связной речи у детей с ОНР"

Презентация опыта работы учителя-логопеда по формированию связной речи у детей с ОНР. Представлены цели и задачи  работы по развитию связной речи у детей, пути реализации данной проблемы в практи...

Мастер-класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей с ОНР».

Мастер-класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей с ОНР»....

Мастер-класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей с ОНР».

Мастер-класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей с ОНР».Мнемотехника - система внутреннего письма, основанная на прямой записи в мозг связей ...

Мнемотехника как эффективный способ развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...