Мастер-класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей с ОНР».
консультация по логопедии (старшая группа)
Мастер-класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей с ОНР».
Мнемотехника - система внутреннего письма, основанная на прямой записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
- кодирование в образы,
- запоминание (соединение двух образов),
- запоминание последовательности,
- закрепление в памяти.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс
запоминания информации.
Примером может служить: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей с ОНР».
Дата проведения: 30.10.18 г.
Учитель – логопед: Волкова Юлия Александровна
Цель:
- реализация практических аспектов формирования связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники;
- оказание информационной и методической поддержки воспитателям дошкольных образовательных учреждений;
- обобщение, распространение практических рекомендаций по данной проблеме.
Оборудование:
- Мультимедийная презентация для сопровождения выступления учителя-логопеда (мастера);
- Материалы для проведения практикума.
Мнемо́ника (греч. τα μνημονιχα — искусство запоминания)
(мнемоте́хника) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов, фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов для запоминания с уже имеющимися в областях различных типов памяти.
Мнемотехника - система внутреннего письма, основанная на прямой записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
- кодирование в образы,
- запоминание (соединение двух образов),
- запоминание последовательности,
- закрепление в памяти.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс
запоминания информации.
Примером может служить: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки.
Особое место в работе с детьми мы отводим мнемотаблицам.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная информация.
Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ сказки с опорой на символы (образы).
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.
В тематические рамки сказки включается несколько занятий. Занятия в свою очередь, содержат несколько игровых заданий и исследований. Занятия носят комплексный характер и направлены на развитие у детей речевой и психической деятельности:
- запоминание мнемотаблиц развивает зрительную память, внимание;
- заучивание стихов, потешек развивает слуховую память;
- обыгрывание сказки – память и мышление.
В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.
Задачи:
- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
- Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
- Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Предлагаемая модель обучения рассказыванию с использованием
мнемотаблиц основывается на комплексном подходе, включающем:
- использование мнемотаблицы как знаково-символической системы, универсального средства для стимулирования и организации, различных символико-моделирующих видов деятельности в структуре логопедических занятий;
- решение в единстве коррекционно-развивающих задач, обеспечивающих социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка;
- специальную организацию пространственно-развивающей среды;
- развитие мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности;
- взаимодействие специалистов - участников образовательного процесса (логопед, дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель и др.).
Принцип формирования функциональной системы в обход пострадавшего звена.
Формирование связной речи у ребёнка с общим недоразвитием речи в нашем детском саду осуществляется как в процессе разнообразной деятельности (игры, прогулки, режимные моменты), так и на специальных коррекционных занятиях. На коррекционных занятиях происходит сложный многоаспектный процесс перестройки психологических функций. Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Важнейшую роль в развитии компенсации играет ЦНС.
В своей практике отмечаю, что у детей с различными нарушениями речи наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания (забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий).
Учитывая данные особенности в развитии, мы воспитываем в наших детях лексическое чутьё, учим связно излагать мысли и чувства, формируем способность сообщать, утешать, убеждать, доказывать, сравнивать всевозможными приёмами моделирования связной речи.
Сравнение активизирует мысль детей, направляет их внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности.
Динамические наблюдения, сравнительный анализ состояния связной речи, мониторинговые исследования показали, что использование приёмов мнемотехники в системе при работе над связной речью значительно увеличивает процент показателей информативности и связности речи, улучшает понимание речи, уменьшает количество грамматических и лексических ошибок. Количественно и качественно улучшает параметры связности и цельности языкового оформления речи детей.
Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи очевидна, так как в процессе активно задействованы оба фактора, облегчающие процесс становления связной речи.
- Один из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконина и др. -наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
- Другой фактор – создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Анализируя результаты проводимой работы, можно сделать вывод, что моделирование связной речи у детей с ОНР приёмами мнемотехники заметно облегчает детям с выраженным речевым недоразвитием овладение данным видом связной описательной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.
Практикум.
При проведении практикума все участники были разделены на три творческие группы. Каждой творческой группе было предложено задание:
- Составление мнемотаблицы и рассказа-описания по лексической теме «Осень» с использованием мнемокадров.
- Составление мнемотаблицы для заучивания стихотворения по предложенному тексту.
- Составление мнемодорожек по загадкам.
Художественная рефлексия представляла собой выступление творческих групп.
Рефлексия участников проводилась по трем вопросам:
- Цели прихода на мастер-класс;
- Что взял полезного;
- Хочется ли что-то отметить.
В качестве экологической проверки был задан вопрос участникам, как изменилась бы эффективность мастер-класса (по их мнению), если бы они выслушали информацию о структуре и характерных особенностях мастер-класса, но сами не были бы вовлечены непосредственно в деятельность.
Подавляющее большинство участников отметило высокую ценность деятельностного подхода.
Послушай – и ты узнаешь,
посмотри – и ты поймешь,
сделай – и ты научишься.
Желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
«Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР». ...
Мастер-класс Моделирование как одно из средств формирования связной речи.
Актуальность.Ещё К. Д. Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он и...
Мастер-класс «Игры и упражнения для профилактики нарушений связной речи у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс «Игры и упражнения для профилактики нарушений связной речи у детей дошкольного возраста»...
Мастер-класс:" Приёмы формирования связной речи у детей с ОНР"
Презентация опыта работы учителя-логопеда по формированию связной речи у детей с ОНР. Представлены цели и задачи работы по развитию связной речи у детей, пути реализации данной проблемы в практи...
Мастер-класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей с ОНР».
Мастер-класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей с ОНР»....
Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
Масте-класс для педагогов,можно использовать в работе с родителями.https://disk.yandex.ru/d/Bgs6FtiqRYyksw ссылка на презентацию по мастер-классу....
Семинар-практикум для педагогов ДОО Тема: «Мнемотехника-один из способов формирования связной речи у детей с ОНР»
Цель: • реализация практических аспектов формирования связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники; • оказание информационной и методической поддержки воспитателям дошкольных обра...