Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему Транспорт. Правила дорожного движения
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Совершенствовать и обобщить знания о транспорте и правилах дорожного движения.
Задачи:
- Закрепить и уточнить знания детей о видах транспорта, названия транспортных средств;
- Расширять и активизировать словарный запас по теме «Транспорт»;
- Совершенствовать навыки связной речи;
- Развивать фонематическое восприятие, зрительное и звуковое восприятие, зрительное и слуховое внимание, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;
- Воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта, чувство ответственности на дороге;
- Воспитывать самостоятельность, активность, комуникативность, дружелюбие;
- Закреплять умение образовывать множественные числа существительных и числительных в именительном и родительном падежах;
- Совершенствовать грамматический строй речи.
Предварительная работа:
Повторение лексической темы «Транспорт. Правила дорожного движения». Чтение стихотворений о транспорте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt1.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Золотая рыбка»
на тему «Транспорт. Правила дорожного движения»
Цель: Совершенствовать и обобщить знания о транспорте и правилах дорожного движения.
Задачи:
- Закрепить и уточнить знания детей о видах транспорта, названия транспортных средств;
- Расширять и активизировать словарный запас по теме «Транспорт»;
- Совершенствовать навыки связной речи;
- Развивать фонематическое восприятие, зрительное и звуковое восприятие, зрительное и слуховое внимание, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;
- Воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта, чувство ответственности на дороге;
- Воспитывать самостоятельность, активность, комуникативность, дружелюбие;
- Закреплять умение образовывать множественные числа существительных и числительных в именительном и родительном падежах;
- Совершенствовать грамматический строй речи.
Предварительная работа:
Повторение лексической темы «Транспорт. Правила дорожного движения». Чтение стихотворений о транспорте.
Оборудование:
Картинки с изображением дороги, неба, моря; мнемотаблица «Транспорт»; картинки с изображением транспорта; карточки на каждого ребенка со схемой, цветные карандаши; картинки с изображением дорожных знаков – «Пешеходный переход», «Движение переходов запрещено», «Дорожные работы», «Скользкая дорога».
Ход занятия.
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно и отгадайте загадки:
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином?
Дети: Автобус!
Воспитатель: Верно!
Что за птица:
Песен не поет,
Гнезда не вьет,
Людей и груз везет.
Дети: Самолет!
Воспитатель: Совершенно верно!
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек
Лишь оставили дымок.
Дети: Поезд!
Воспитатель: верно!
Домик с белою трубой.
Дым пускает над водой.
Он пыхтит почти как чайник,
Капитан на нем начальник.
Дети: Пароход.
Воспитатель: Верно! Молодцы, ребята! Отгадали все загадки! Давайте повторим вместе, что вы отгадали.
Дети: Автобус, самолет, поезд, пароход.
Воспитатель: Хорошо. Как можно все это назвать одним словом?
Дети: Транспорт.
Воспитатель: Правильно! Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?
Дети: О транспорте.
Воспитатель: Да, вы угадали. Но мы будем не только говорить. Я подготовила для вас различные интересные игры и задания. Для начала предлагаю вам послушать чистоговорку, а потом повторить за мной.
Чистоговорки:
Ди-ди-ди – по тратуару ты иди.
Ти-ти-ти – знак не упусти.
Ри-ри-ри – красный свет горит, смотри!
Ход-ход-ход – ты сегодня пешеход.
Ор-ор-ор – путь закрыл нам светофор.
Ряд-ряд-ряд – бегут машины в ряд.
Жи-жи-жи – маму за руку держи.
Воспитатель: Молодцы, ребята! С первым заданием справились отлично!
Воспитатель приглашает детей к фланелеграфу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что тут изображено?
Дети: Земля, воздух, вода.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как связаны земля, воздух и вода с транспортом?
Дети: Есть транспорт, который передвигается по земле, воздуху, воде.
Воспитатель: как называется транспорт, который передвигается по земле?
Дети: наземный транспорт.
Воспитатель: назовите наземный транспорт…
Дети: Автомобиль, автобус, грузовик…
Воспитатель: А можно ли передвигаться под землей?
Дети: Да.
Воспитатель: Как называется вид транспорта, который передвигается под землей?
Дети: Подземный транспорт – метро.
Воспитатель: как называется вид транспорта, который передвигается в воздухе?
Дети: Воздушный транспорт.
Воспитатель: назовите воздушный транспорт.
Дети: Самолет, вертолет, воздушный шар, дирижабль.
Воспитатель: хорошо. А как называется вид транспорта, которые передвигается по воде?
Дети: водный транспорт.
Воспитатель: назовите водный вид транспорта.
Дети: корабль, теплоход, лодка, катер.
Воспитатель: дети, скажите, а для чего нам нужен транспорт?
Дети: перевозить людей, грузы.
Воспитатель: Скажите, как называется транспорт, который перевозит груз? Людей?
Дети: Грузовой транспорт, пассажирский транспорт.
Воспитатель: Правильно! Ребята, есть еще один вид транспорта. Называется он специальный. А что это за транспорт, попробуйте отгадайте.
Если кто-то заболел,
Срочно нас зовет на помощь,
Набери скорей «ноль-три».
И приедет….
Дети: Скорая помощь.
Воспитатель: Верно!
На этой машине белого цвета,
Синеют полоски, мигалка надета.
И цифры 02 на ней написали,
Чтобы все люди ее узнавали.
Дети: Полицейская машина.
Воспитатель: Верно! Молодцы!
Спешит машина кранная,
Не выключая фар,
На службу на опасную
Спешит тушить пожар.
Дети: Пожарная машина.
Воспитатель: Верно! Молодцы! Ребята, скажите, а кто управляет транспортом?
Дети: люди.
Воспитатель: как называется профессия людей, которые управляют автомобилем, поездом, самолетом?
Дети: автомобилем управляет водитель. Поездом управляет машинист. Самолетом управляет пилот.
Воспитатель: совершенно верно! Ребята, у меня подготовлено следующее задание для вас. Подходите к столам на свои места. Посмотрите, у вас нас на столах лежат карточки и изображение пилота. Вам нужно разобрать слово «пилот» по звукам. А для начала скажите, сколько слогов в слове «пилот»?
Дети: ДВА!
Воспитатель: Назовите 1слог? 2слог?
Дети: 1 – пи, 2 – лот.
Воспитатель: Правильно.
Звуковой анализ слова.
Звук П – согласный, мягкий, глухой.
Звук И – гласный, безударный.
Звук Л – согласный, звонкий.
Звук О – гласный, ударный.
Звук Т – согласный, твердый, глухой.
Воспитатель: ребята, скажите, сколько букв и звуков в слове «пилот»?
Дети: 5 букв, 5 звуков.
Воспитатель: сколько гласных звуков?
Дети: 2 гласных звука.
Воспитатель: сколько согласных звуков?
Дети: 3 согласных звука.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы успешно справились. А теперь предлагаю отдохнуть
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, устали отвечать!
В «Светофор» мы поиграем,
Руки, ноги разминаем.
Красный свет нам «Стой!» кричит,
Ждать зеленого велит.
Чтоб было ждать не скучно,
Наклоняемся мы дружно.
И назад.
И вперед.
Повороты влево, вправо.
Вот и желтый загорелся,
Приготовиться пора.
Руки, ноги разогреем.
Начинает детвора!
Вверх поднимем,
Вниз опустим,
Полетим как самолет.
Вот зеленый загорелся,
Можно нам идти вперед.
Приставочные глаголы.
Воспитатель приглашает детей подойти к эстакаде.
Воспитатель: ребята, посмотрите,
На эстакаде две машины.
Под эстакадой две машины.
Как скажем, если машин будет пять?
Дети: на эстакаде пять машин.
Под эстакадой пять машин.
Воспитатель: а теперь вместо машины будет автобус. Проговорим …
На эстакаде два автобуса.
Под эстакадой два автобуса.
На эстакаде пять автобусов.
Под эстакадой пять автобусов.
Воспитатель: Молодцы ребята. Справились.
Воспитатель: Ребята, на свете есть просто слова, а есть сложные слова, которые придумали взрослые для себя.
Для этого, взрослые взяли и просто склеили некоторые слова вместе. Давайте проверим, сможете ли вы узнать, из каких слов были склеены сложные слова:
Самолет – сам летает.
Молоковоз – молоко возит.
Пароход – пар ходит.
Самокат – сам катится.
Пешеход – пешком ходит.
Бензовоз – бензин возит.
Мусоровоз – мусор возит.
Хлебовоз – хлеб возит.
Лесовоз – лес возит.
Пальчиковая гимнастика поможет нам закрепить название этих сложных слов
Все машины по порядку
Подъезжают на заправку.
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз
И тяжелый лесовоз.
Воспитатель: Ребята, а что еще регулирует дорожное движение?
Дети: Дорожные знаки.
Воспитатель: Верно!
Показываю дорожные знаки – «Пешеходный переход», «движение переходов запрещено», «дорожные работы», «скользкая дорога».
Дети называют дорожные знаки.
Игра «Дорожные знаки»
Пешеходный переход – шагать на месте.
Движение пешеходов запрещено – стоять на месте.
Дорожные работы – имитация капать землю.
Скользкая дорога – качаться с ноги на ногу.
Воспитатель: Ребята, давайте теперь составим рассказы о транспорте. В этом нам поможет мнемотаблица. Посмотрите, она состоит из нескольких клеточек с символами. Первая клеточка – название транспорта, о котором вы будете рассказывать. Вторая клетка – какой цвет, размер, материал. Третья клеточка – из каких частей состоит. Четвертая клеточка – где и как передвигается. Пятая клетка – для чего используется. Шестая – профессия людей на транспорте.
Например, я хочу рассказать о транспорте. Он называется автобус. Он желтого цвета, большой. Автобус железный, окна стеклянные, колеса резиновые, сидения кожаные. У автобуса есть кабина, салон, колеса, сидения, руль. Автобус – это наземный пассажирский транспорт, он ездит по дороге. Автобус перевозит людей. Управляет автобусом водитель.
Дети составляют рассказы о транспорте по мнемотаблице.
Воспитатель: Молодцы ребята, очень хорошие рассказы получились.
Вот и подошло наше занятие к концу. Ребята, скажите, вам понравилось?
Дети: Да, понравилось.
Дети рассказывают, что им понравилось больше всего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «ТРАНСПОРТ»
Конспект занятия по развитию речив подготовительной группе на тему«ТРАНСПОРТ»...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Забота взрослых о детях» (Серия занятий о правах ребенка).
В занятии дается понятие детям,как о них заботятся взрослые, как сами дети это осознают....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Транспорт, профессии на транспорте»
Цель занятия: Активизация словарного запаса по теме. Задачи:Расширять знания детей о транспорте и профессиях, связанных с транспортом, закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ...
Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Транспорт."
Конспект по развитию речи «Виды транспорта» в подготовительной группе Образовательная область: «Речевое развитие»Раздел: «Речевое развитие»на тему: &laq...
Занятие по развитию речи в подготовительной группе по теме "Транспорт" Казимбекова Э.Д.
Цели:Активизация словаря по теме: “Транспорт”.Изучение нового материала «Из истории транспорта».Развитие подвижности артикуляционного аппарата.Развитие фонематического во...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Транспорт»
Конспект НОД по развитию речи в подготовительнойгруппе на тему «Транспорт»...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе: "Безопасность на улице. Правила дорожного движения"
Занятие 2. Безопасность на улице. Правила дорожного движения Раздел: Развитие речи.Тема: Безопасность на улице (ПДД).»Цели:Образовательные: Познакомить с обозначением дорожных знаков,...