Занятие по развитию речи в подготовительной группе по теме "Транспорт" Казимбекова Э.Д.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цели:
Активизация словаря по теме: “Транспорт”.
Изучение нового материала «Из истории транспорта».
Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.
Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.
Совершенствование грамматического строя речи.
Предварительная работа:
- на музыкальных занятиях (прослушивание и разучивание детских песен из мультфильмов о транспорте, музыкальные игры «Летим-Плывем-Едем»);
-на занятиях воспитателя (чтение художественных произведений о транспорте, выполнение на занятиях физкультминуток и игровых зарядок по теме);
Ход занятия:
Пальчиковая гимнастика.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог)
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай (смена рук)
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
Массаж языка «Поезд»
Едем мы по рельсам
(провести верхними зубами от спинки к кончику 3-5 раз),
Едем мы по шпалам,
(Покусать верхними зубами язык от спинки к кончику),
Едет поезд скорый,
Мчится запоздало.
(Провести верхней губой от спинки к кончику языка 3-5 раз).
Закрепление пройденного материала.
- Сейчас мы проверим, как вы умеете отгадывать загадки.
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой (велосипед)
Летит птица – небылица,
А внутри народ сидит,
О полете говорит. (Самолет)
Братья в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И умчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
Что за чудо – синий дом,
Окна светлые кругом.
Носит обувь из резины,
И питается бензином. (Автобус)
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет (Корабль)
- Как назвать эти отгадки одним словом?(Транспорт)
- Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный)
Игра на координацию речи и движения.
- Поскорее мяч бросай, транспорт быстро называй.
Речевые игры.
Назови целое по частям:
Палуба, парус, якорь(корабль)
Хвост, крылья, мотор (самолет)
Колеса, руль, педали (велосипед)
Кузов, мотор, кабина (машина)
Что может делать:
Автобус – ехать, перевозить людей, поворачивать, тормозить, трогаться и т.д.;
Корабль - ……..
Самолет - ……..
Назови ласково:
Паровоз – паровозик,
Самолет – …
Машина – …
Велосипед – …
Самокат – …
Корабль - …
Лодка - …
Катер - …
Пароход - …
Теплоход - …
Вертолет - …
Автомобиль - …
Кто каким транспортом управляет?
Таксист, тракторист, водитель, мотоциклист, велосипедист, тракторист, пилот, яхтсмен, вагоновожатый.
Объясни словечко:
Пешеход, самолет, грузовик, самосвал, вертолет, бензовоз
Какое слово не подходит:
Пешеход, пешеходный, пеший, успешный
Колесо, колесико, колос, колесный
Подбери нужные слова:
Машинист – это тот, кто управляет поездом.
Регулировщик – это тот, кто…
Шофер – это тот, кто…
Пассажир – это тот, кто…
Кондуктор – это тот, кто…
Игры на развитие фонематических представлений.
- Назовите транспорт, который начинается со звукаТ(трамвай, такси, троллейбус)
- Назовите транспорт, в названии которых есть звукК(корабль, грузовик, катер, такси)
- Разделите слова на слоги: трам-вай, так-си, мет-ро, гру-зо-вик, ав-то-бус, трол-лей-бус
Игра на развитие внимания.
- Посчитайте, сколько машин спряталось на картинке. (каждому индивидуально.
История развития транспорта.
- Всегда ли существовал транспорт?
- Подумайте и назовите, каких животных использовали люди в качестве транспортного средства?
Слайд 1
Лошади, ослы, собаки, олени, слоны, быки, мулы, верблюды. (появляются по щелчку)
- А еще в качестве транспортного средства использовали людей. Человек тянул повозку, в которой сидел 1-2 человека. Такого человека называют рикша. В странах Востока до сих пор можно встретить рикшу.
Слайд 2
Рикша в разных странах. (По щелчку)
- В нашей стране большим спросом пользовались лошади. Их запрягали в кареты, повозки. Лошадьми управляли специально обученные люди.
- Их называли кучер, возница, ямщик.
Слайд 3
Кучер, возница, ямщик. (по щелчку)
- Лошадей использовали в военном деле, на скачках (соревнованиях), для прогулок.
Слайд 4
Кавалерист, наездник, всадник, конник. (по щелчку)
- Но жизнь не стоит на месте, и вот появились первые велосипеды. Каких только велосипедов не встретишь, об этом можно долго говорить. Но мы просто посмотрим, какие бывают велосипеды.
Слайд 5
Такие разные велосипеды.
- Как вы считаете, стоило ли изобретать машины, поезда, ракеты? Почему?
- Борьба за скорость и грузоподъемность началась в древние времена. Тогда люди пользовались для поездок такими «двигателями», как лошади, ослы, верблюды и волы. Например, чтобы перевезти скоропортящиеся продукты (молоко, мясо) на большое расстояние скорости животных было недостаточно, а перевезти большой объем материалов к фабрике на транспорте легче, чем на животных.
Благодаря изобретению паровых, а затем и электрических двигателей мы сегодня можем ездить в школу и на работу на автомобилях, автобусах, метро. Даже полеты в космос были бы невозможны без этого!
Когда-то Магеллан потратил 2 года жизни, чтобы проделать путь вокруг Земли на своем корабле. А через четыреста лет Юрий Гагарин облетел землю кругом всего за полтора часа. И в этом, несомненно, большая заслуга изобретателей, которые придумали двигатели!
Не меньшая заслуга в том, что мы не ходим пешком, а ездим на транспорте, принадлежит изобретателям колеса. Мы можем только предполагать, в какие давние времена были изобретены колеса, это случилось около 5-6 тысяч лет назад. Ученые считают, что впервые это произошло на Кавказе. Возможно, колеса изобрели сразу в нескольких странах.
Когда же произошло соединение колес с двигателем, то прогресс пошел огромными шагами. Появились автомобили, поезда… Правда, в последнее время выяснилось, что колесо – это не предел развития транспорта, оно тормозит высокие скорости. Вероятно, в скором будущем появятся новые виды транспорта, о которых мы пока можем только догадываться…
Итог занятия.
- Что нового вы сегодня узнали?
Задание : Вместе с родителями нарисовать рисунок и придумать рассказ «Путешествие на…»
- Все рисунки и рассказы мы с вами оформим в одну большую книгу, название которой придумаете вы сами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 170.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Транспорт»
Цели:
- Активизация словаря по теме: “Транспорт”.
- Изучение нового материала «Из истории транспорта».
- Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
- Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.
- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.
- Совершенствование грамматического строя речи.
Предварительная работа:
- на музыкальных занятиях (прослушивание и разучивание детских песен из мультфильмов о транспорте, музыкальные игры «Летим-Плывем-Едем»);
-на занятиях воспитателя (чтение художественных произведений о транспорте, выполнение на занятиях физкультминуток и игровых зарядок по теме);
Ход занятия:
- Пальчиковая гимнастика.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог)
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай (смена рук)
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
- Массаж языка «Поезд»
Едем мы по рельсам
(провести верхними зубами от спинки к кончику 3-5 раз),
Едем мы по шпалам,
(Покусать верхними зубами язык от спинки к кончику),
Едет поезд скорый,
Мчится запоздало.
(Провести верхней губой от спинки к кончику языка 3-5 раз).
- Закрепление пройденного материала.
- Сейчас мы проверим, как вы умеете отгадывать загадки.
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой (велосипед)
Летит птица – небылица,
А внутри народ сидит,
О полете говорит. (Самолет)
Братья в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И умчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
Что за чудо – синий дом,
Окна светлые кругом.
Носит обувь из резины,
И питается бензином. (Автобус)
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет (Корабль)
- Как назвать эти отгадки одним словом?(Транспорт)
- Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный)
- Игра на координацию речи и движения.
- Поскорее мяч бросай, транспорт быстро называй.
- Речевые игры.
- Назови целое по частям:
Палуба, парус, якорь(корабль)
Хвост, крылья, мотор (самолет)
Колеса, руль, педали (велосипед)
Кузов, мотор, кабина (машина)
- Что может делать:
Автобус – ехать, перевозить людей, поворачивать, тормозить, трогаться и т.д.;
Корабль - ……..
Самолет - ……..
- Назови ласково:
Паровоз – паровозик,
Самолет – …
Машина – …
Велосипед – …
Самокат – …
Корабль - …
Лодка - …
Катер - …
Пароход - …
Теплоход - …
Вертолет - …
Автомобиль - …
- Кто каким транспортом управляет?
Таксист, тракторист, водитель, мотоциклист, велосипедист, тракторист, пилот, яхтсмен, вагоновожатый.
- Объясни словечко:
Пешеход, самолет, грузовик, самосвал, вертолет, бензовоз
- Какое слово не подходит:
Пешеход, пешеходный, пеший, успешный
Колесо, колесико, колос, колесный
- Подбери нужные слова:
Машинист – это тот, кто управляет поездом.
Регулировщик – это тот, кто…
Шофер – это тот, кто…
Пассажир – это тот, кто…
Кондуктор – это тот, кто…
- Игры на развитие фонематических представлений.
- Назовите транспорт, который начинается со звукаТ(трамвай, такси, троллейбус)
- Назовите транспорт, в названии которых есть звукК(корабль, грузовик, катер, такси)
- Разделите слова на слоги: трам-вай, так-си, мет-ро, гру-зо-вик, ав-то-бус, трол-лей-бус
- Игра на развитие внимания.
- Посчитайте, сколько машин спряталось на картинке. (каждому индивидуально.
- История развития транспорта.
- Всегда ли существовал транспорт?
- Подумайте и назовите, каких животных использовали люди в качестве транспортного средства?
Слайд 1
Лошади, ослы, собаки, олени, слоны, быки, мулы, верблюды. (появляются по щелчку)
- А еще в качестве транспортного средства использовали людей. Человек тянул повозку, в которой сидел 1-2 человека. Такого человека называют рикша. В странах Востока до сих пор можно встретить рикшу.
Слайд 2
Рикша в разных странах. (По щелчку)
- В нашей стране большим спросом пользовались лошади. Их запрягали в кареты, повозки. Лошадьми управляли специально обученные люди.
- Их называли кучер, возница, ямщик.
Слайд 3
Кучер, возница, ямщик. (по щелчку)
- Лошадей использовали в военном деле, на скачках (соревнованиях), для прогулок.
Слайд 4
Кавалерист, наездник, всадник, конник. (по щелчку)
- Но жизнь не стоит на месте, и вот появились первые велосипеды. Каких только велосипедов не встретишь, об этом можно долго говорить. Но мы просто посмотрим, какие бывают велосипеды.
Слайд 5
Такие разные велосипеды.
- Как вы считаете, стоило ли изобретать машины, поезда, ракеты? Почему?
- Борьба за скорость и грузоподъемность началась в древние времена. Тогда люди пользовались для поездок такими «двигателями», как лошади, ослы, верблюды и волы. Например, чтобы перевезти скоропортящиеся продукты (молоко, мясо) на большое расстояние скорости животных было недостаточно, а перевезти большой объем материалов к фабрике на транспорте легче, чем на животных.
Благодаря изобретению паровых, а затем и электрических двигателей мы сегодня можем ездить в школу и на работу на автомобилях, автобусах, метро. Даже полеты в космос были бы невозможны без этого!
Когда-то Магеллан потратил 2 года жизни, чтобы проделать путь вокруг Земли на своем корабле. А через четыреста лет Юрий Гагарин облетел землю кругом всего за полтора часа. И в этом, несомненно, большая заслуга изобретателей, которые придумали двигатели!
Не меньшая заслуга в том, что мы не ходим пешком, а ездим на транспорте, принадлежит изобретателям колеса. Мы можем только предполагать, в какие давние времена были изобретены колеса, это случилось около 5-6 тысяч лет назад. Ученые считают, что впервые это произошло на Кавказе. Возможно, колеса изобрели сразу в нескольких странах.
Когда же произошло соединение колес с двигателем, то прогресс пошел огромными шагами. Появились автомобили, поезда… Правда, в последнее время выяснилось, что колесо – это не предел развития транспорта, оно тормозит высокие скорости. Вероятно, в скором будущем появятся новые виды транспорта, о которых мы пока можем только догадываться…
- Итог занятия.
- Что нового вы сегодня узнали?
Задание : Вместе с родителями нарисовать рисунок и придумать рассказ «Путешествие на…»
- Все рисунки и рассказы мы с вами оформим в одну большую книгу, название которой придумаете вы сами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Забота взрослых о детях» (Серия занятий о правах ребенка).
В занятии дается понятие детям,как о них заботятся взрослые, как сами дети это осознают....
Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие в страну Красивой речи»
Формировать умения обобщать, классифицировать. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов. Формировать предст...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи".
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «На полянке». Звуковая культура речи; работа над предложением»."
Занятие по развитию речи для детей подготовительной группы с элементами обучения грамоте. Дети в игровой форме учатся строить предложения, закрепляют позицию звука в слове. Занятие построено в форме п...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну красивой речи"
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Обучающие:Дать представления о предложении. Упражнять в составлении предложений...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Обучающие:Дать представления о предложении. Упражнять в составлении предложений...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: Рассказывание на тему: «Что посеешь, то и пожнёшь»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: Рассказывание на тему:«Что посеешь, то и пожнёшь»...