Речевое развитие в подготовительной к школе группе «За столом у самовара…»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Дети знакомы с главной символикой нашей страны, но мало кто из них имеет представление о второстепенном, но важном символе нашей страны - самоваре, о традициях русского гостеприимства и чаепития....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
za_stolom_u_samovara.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Слободской детский сад "Пряничный домик"
КП «Речецветик» речевое развитие в подготовительной к школе группе
«За столом у самовара…»
символика России
Цель: совершенствование умения детей предполагать и выражать свои мысли активно вступая в диалог во время беседы со сверстниками и педагогом.
Задачи:
- расширять представления детей о второстепенном, но важном символе нашей страны - самоваре
- приобщать детей к русской культуре через традиции и обряды (гостеприимство, чаепитие)
- активизировать и пополнять словарь
Музыкальное сопровождение «Русская народная музыка», стол накрыт для чаепития с самоваром, педагог- «хозяйка» встречает гостей, кланяется…
- Приветствие «Проходите, гости в избу!»
Здравствуйте, гости дорогие, и маленькие, и большие!
В гости вас давно ждала, славно избу убрала (показывает рукой на накрытый стол)
По обычаю, да по русскому, для гостей добрых самовар кипит!
Белой скатертью стол резной накрыт!
Поставила я яства сахарные, приглашаю вас ко столу праздничному! (дети выбирают места для посадки за столом рядом со сверстниками или педагогом по своему желанию)
- Художественное слово «Гости на порог - хозяйке радость!»
- Будьте как дома, присаживайтесь! Вот мы и собрались на чайные посиделки. Будем с вами танцевать, да о чае- самоваре размышлять!
- Вот загадки с пылу с жару!
- Из горячего колодца через краник вода льется… (чайник, самовар)
- Был листок зеленым, черным стал, томленым… Был он на лозине – стал он в магазине… (чай)
- Бел, как снег, в чести у всех! В рот попал – там и пропал… (сахар)
- Кольцо не простое, кольцо золотое, блестящее, хрустящее, всем на загляденье… Ну, и объедение! (Бублик)
- Без самовара, баранок и чая не обходилось ни одно чаепитие на Руси!
- Ой, что ж мы, гости дорогие, засиделись!.. Предлагаю в пляс пуститься!
- Пляска «Пых – пых русский самовар» (педагог показывает движения)
- Актуализация и углубление детских знаний: Я знаю!
- Ох! Ребята, отдохнем! А самое важное в любом чаепитии – беседа…
- Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Гости, прихлебывая чай, предаются приятным воспоминаниям и делятся интересными идеями...
Речевая игра «Тары – бары – растабары, выпьем чай из самовара!»
- Гости мои дорогие, какие же яства-угощения предлагают к ароматному чаю? (ответы детей)
Тары-бары-растабары, выпьем чай из самовара,
С зефиром, мармеладом, шоколадом,
Сухарями, сушками, со сладкими ватрушками,
С бубликами вкусными, с пирожками русскими!
Чай с вареньем и с лимоном, с кренделями и с поклоном!
С баранками, пирогами да оладушками….
- Кто готовит самые вкусные оладушки? (ответы детей)
- Конечно, бабушка!
- Свободная пляска под песню «Оладушки у бабушки»
- Актуализация и углубление детских знаний: Я знаю!
- Гости мои, гости! Вот такой меня мучает вопрос: почему самовар назвали самоваром? (предположения и ответы детей)
- Вы правы самовар – варит сам!
- Чем растапливали самовар? (предположения и ответы детей)
- Растапливали самовар лучинами, щепками, сосновыми и еловыми шишками, углем. А раздували огонь сапогом, который сверху надевали на трубу. Сейчас самовары уже электрические…
- Вспомните, в каком городе изготавливали самые лучшие самовары? (ответы детей)
- В Туле. Недаром этот город считается самоварной столицей. Ребятушки, а чем растапливали самовар в старину?
- Какие виды чая вы знаете? (ответы детей)
- Черный, красный, зеленый, желтый и даже белый!
- Еще можно заваривать чай из мяты, мелисы, зверобоя, липы, малины, шиповника… можно даже из свёклы и моркови!!!
- Напились чаю от души, веселись тогда, пляши!
- Свободная пляска под русскую плясовую музыку (музыку подобрать)
- Стихотворение «Чайная история»
- Гости, все ли вы знаете, как заваривать чай? (ответы детей)
- В прогретый кипятком заварочный чайник, всыпать чай и залить небольшим количеством кипятка, дать настояться и можно наслаждаться ароматным напитком!
- Хочу рассказать вам веселую чайную историю о том, как слуга заварил чай для гостей барина…
Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить.
А я отроду не знаю, как же этот чай варить.
Взял тогда, налил водички, всыпал чай я весь в горшок,
И приправил луком, перцем, и петрушки корешок…
Разлил варево в тарелки, хорошенько размешал,
Остудил его немножко, на господский стол подал.
Гости с барином плевались, сам он даже озверел,
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить.
А потом- то догадался, что забыл я посолить!
- Какие ошибки допустил слуга при заваривании чая? (ответы детей)
- Рефлексия
- Итак, добры молодцы и красны девицы, что же является символом уюта, тепла и семейного очага в России? (ответы и рассуждения детей)
- Самовар покупали на всю жизнь, он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали, стоили самовары очень дорого. Русские самовары любили не только у нас на Родине, но и в других странах мира. Они награждались медалями и призами на различных выставках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекта НОД по образовательной области речевое развитие в подготовительной к школе группе МОУ Одоевский СОШ(дошкольная группа) . тема НОД : Пересказ рассказа Ушинского «Четыре желания»
Конспекта НОД по образовательной области речевое развитие в подготовительной к школе группе МОУ Одоевский СОШ(дошкольная группа) .Воспитатель : Ван. О. Н.Тема НОД : Пересказ рассказа...
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание», « Речевое развитие» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с использованием Mimio - технологии «Скоро в школу»
Данное занятие будет интерсно педагогам, работающим на коррекционных группах....
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Развитие звуковой культуры речи»
Данное занятие проводится в подготовительной к школе группе. Проводя с детьми данное занятие, мы закрепляем полученные знания и умения детей по звуковой культуре речи. Обобщаем знания детей о понятиях...
конспект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе тема: «Скоро в школу»
конспект поможет педагогам дошкольного образования при подготовке к итоговому занятию по развитию речи...
Конспект интегрированной ООД по образовательным областям «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) и речевое развитие в подготовительной к школе группе Тема: «Весна»
hy;Конспект интегрированной ООД по образовательным областям «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) и речевое развитие в подготовительной к школе группе Тем...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: «Скоро в школу»
Создание условий для обеспечения психологической и интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет....