Конспект НОД по речевому развитию с использованием элементов музейной педагогики.
план-конспект урока по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_alenushka.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов музейной педагогики
с детьми старшего дошкольного возраста
ГБДОУ детский сад №53 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
«Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Аленушка»
Воспитатель Ляпунова Инна Напаевна
Возрастная группа: старшая группа
Тема: «Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Аленушка»
Ведущая образовательная деятельность: речевое развитие
Цель:
Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Задачи:
Образовательные задачи:
Познакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Учить составлять описательные рассказы по картине. Помочь детям познать многообразный и удивительный мир живописи, дать детям первоначальные знания о художественной галерее, ее экспонатах, посредством использования элементов музейной педагогики.
Развивающие задачи:
Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, память.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, речевая, игровая.
Формы организации: групповая.
Форма реализации: показ презентации, демонстрация картины «Аленушка»
беседа по вопросам, обобщающая знания детей по данной теме (из личного опыта); рассказ – изложение нового материала.
Словарная работа:
Обогащение словаря: музей, галерея, простоволосая, омут, обветшалый. Активизация словаря: описание окружающей природы: небо, лес, время года, состояние природы, описание главной героини.
Оборудование: картина «Аленушка», презентация к занятию, проектор, указка.
Предварительная работа: рассматривание картин, составление описательных рассказов, знакомство с музеями города Санкт-Петербурга, занятия по художественно-эстетической деятельности (рисование пейзажа, предметного окружения).
Ход НОД:
Дети подходят к импровизированной картинной галерее, располагаются перед экраном мультимедийной установки (проектора).
Воспитатель. Ребята, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их.
Вижу ваше любопытство, наверное, вам хочется узнать, о чем мы с вами будем беседовать Раскрою секрет: я вам предлагаю отправиться в увлекательное виртуальное путешествие в такое место, где можно узнать о предмете всё, всё-всё.
Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей
Нам долго выбирать не нужно место –
Мы дружно отправляемся …
Дети. … в музей
Воспитатель. Ребята, а какие музеи нашего города вы знаете?
Дети называют музеи.
Воспитатель. В нашем городе много музеев, все они разные. Сегодня я хочу пригласить вас в Третьяковскую галерею, которая находится в столице нашей родины, городе Москва. (Показываю слайд). Основал ее Павел Третьяков- купец и коллекционер картин.
Фасад музея был сделан по проекту художника-сказочника В. М. Васнецова, который украсил его в русском стиле. Вход оформлен в виде трех сказочных теремов с островерхими кровлями.
Посмотрите на портрет В. М. Васнецова (показываю слайд).
В Третьяковской галерее также хранятся картины этого известного художника. (Показываю слайд: «Иван царевич на сером волке», «Богатыри», «Аленушка», «Снегурочка»…).
Воспитатель.
Здесь картин полным-полно,
Приходите все в нее.
И художников аллею
Посмотрите в...
Дети. …галерее
Воспитатель. В нашей галерее мы рассмотрим картину В. М. Васнецова, а ее название вы мне скажите сейчас сами.
(Вывешиваю картину «Аленушка»).
Дети называют картину.
Воспитатель. О ком нам рассказал художник?
Дети смотрят, высказывают суждения.
-Почему же мы сразу увидели Аленушку? (она сидит в центре) Да, художник нарисовал ее в центре. Девушка, сидящая на камне, на берегу заросшей речки, привлекает взгляды своей простой красотой.
-Как вы думаете, какое у девочки настроение (она грустная, печальная)
-А как мы догадались, что у нее грустное настроение? (ответы детей - колени обхватила руками, голову склонила, глаза печальные).
-А покажите, как сидит Аленушка, сядьте так же, как на картине. Да, так сидит. Вспомните сказку и скажите, почему же она так пригорюнилась, опечалилась.
(Показываю слайд с иллюстрациями к сказке).
Ответы детей. (потому что братец стал козленочком, потеряла Аленушка братца и т. д.)
-А как мы догадались, что она печальная? (лицо грустное, братца долго искала, он не послушался ее и выпил из козьего копытца). Сестрица Аленушка, уставшая от поисков потерявшегося братца Иванушки, в сиротливой позе сидит на большом камне, грустно облокотившись, наклонивши голову на колено у мрачного пруда, в дремучем хвойном лесу, она одета в русском темно-сером обветшалом сарафане, босая, в ее глазах отражается грусть и печаль. Где же ты мой братец Иванушка? Может злая Баба Яга унесла братца? - все время не покидают Аленушку эти тревожные мысли, что не уследила за единственным братцем, даже сама природа грустит вместе с ней.
- Давайте посмотрим на Аленушку, как она выглядит? (платье порвано, ноги грязные, волосы растрепаны). –Волосы растрепанные, не собраны в прическу, она – простоволосая.
- Почему? (братца потеряла, долго искала по лесу, бегала, все платье порвала об ветки)
-А где же остановилась Аленушка, пригорюнилась? (у озера, речки)
-Посмотрите какая темная вода. Как называется место в реке с темной, глубокой водой? (Омут)
-А есть ли кто-то рядом с ней? (нет)
-Да, тишина кругом, мы слышим эту тишину. Послушайте! Как тихо в лесу! Как будто природа тоже грустит вместе с Аленушкой! Так нарисовал художник. А какое настроение в лесу? (как-то грустно, желтые листья падают, тихо). Девочку окружает лесная непроходимая чаща, которая пугает своей мрачностью. Чтобы подчеркнуть тяжелое положение Аленушки, автор нарисовал лес темными красками. Вода в лесной речке тоже отпугивает своей темнотой, мрачностью и глубиной.
Воспитатель. Прежде чем мы с вами поговорим о природе, изображенной на картине, дадим отдохнуть нашим глазам.
Проведем зрительную гимнастику.
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес!
Выполняют круговые движения глазами
Слева – сосны, справа – дуб.
Выполняют движения глазами влево-вправо.
Дятел сверху тук да тук.
Выполняют движения глазами вверх-вниз.
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. А какая природа вокруг, давайте поговорим о ней.
- Что можно сказать о солнце? (Солнце прячется за тучами. Его почти не видно. Оно уже не греет, только светит немного за лесом).
- О небе? (Небо на картине серое, хмурое, пасмурное).
- Деревья какие? (Деревья роняют листья. Идет листопад. Листья на деревьях желтые, в воду облетают).
- Ветер? (Ветра нет, листочки не колышутся, и вода не движется).
- Дождь? (Дождя нет, но как будто он хочет начаться, небо в тучах. Осенью часто идут дожди).
- Трава? (Трава желтая и сухая. Все озеро травой заросло).
- Молодцы, все рассказали! - Да, так художник написал картину к сказке. Это была его любимая картина. А в роли его героини была обычная девушка крестьянка, которую художник увидел в одной деревне, в которой отдыхал. Уж такая девушка грустная была, что захотелось ее нарисовать. Так и получилась эта картина, которую мы сейчас с вами рассматривали.
- Ребята, кто расскажет нам о картине? (заслушивают 1-2 рассказа).
- Вам понравилась картина?
- Кто ее написал?
-Где хранится картина? (Ответы детей).
Воспитатель. Ребята, вы хотели бы сами нарисовать картину? (Ответы детей). Я предлагаю чуть позже нарисовать все, что захотите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...
Методическая разработка по теме : «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших дошкольников через работу мини - музея «Водичка-водичка…»
Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, о...
Конспект занятия "Как беречь природу?" с использованием элементов музейной педагогики для старших дошкольников
Занятие направлено на развитие у детей представлений о том какие действия человека вредят природе , акакие способствуют ее восстановлению .Формирует у детей убеждение того ,что красота прир...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)...
Конспект НОД по речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе.
Конспект НОД...
Конспект НОД по речевому развитию с использованием элементов нетрадиционных техник рисования. «Птицы нашего города» Старший дошкольный возраст (5-6лет)
Конспект НОД по речевому развитию с использованием элементов нетрадиционных техник рисования.«Птицы нашего города» Старший дошкольный возраст (5-6лет)...
Конспект занятия по речевому развитию с использованием элементов Триз -технологии
Конспект занятия предназначено для детей старшей группы...