Конспект НОД по речевому развитию с использованием элементов музейной педагогики.
план-конспект урока по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Серас Инна Напаевна
Конспект НОД по речевому развитию с использованием элементов музейной педагогики для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_alenushka.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект
непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов музейной педагогики
с детьми старшего дошкольного возраста
ГБДОУ детский сад №53 Красногвардейского района  Санкт-Петербурга.

«Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Аленушка» 


 Воспитатель  Ляпунова Инна Напаевна
 
Возрастная группа: старшая группа
Тема: «Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Аленушка»
Ведущая образовательная деятельность: речевое развитие
Цель:
Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Задачи:
Образовательные задачи:
Познакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Учить составлять описательные рассказы по картине. Помочь детям познать многообразный и удивительный мир живописи, дать детям первоначальные знания о художественной галерее, ее экспонатах, посредством использования элементов музейной педагогики.
Развивающие задачи:
Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, память.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, речевая, игровая.
Формы организации: групповая.
Форма реализации: показ презентации, демонстрация картины «Аленушка»
беседа по вопросам, обобщающая знания детей по данной теме (из личного опыта); рассказ – изложение нового материала.
Словарная работа:
Обогащение словаря: музей, галерея, простоволосая, омут, обветшалый. Активизация словаря: описание окружающей природы: небо, лес, время года, состояние природы, описание главной героини.
Оборудование: картина «Аленушка», презентация к занятию, проектор, указка.
Предварительная работа: рассматривание картин, составление описательных рассказов, знакомство с музеями города Санкт-Петербурга, занятия по художественно-эстетической деятельности (рисование пейзажа, предметного окружения).

Ход НОД:

Дети подходят к импровизированной картинной галерее, располагаются перед экраном мультимедийной установки (проектора).
Воспитатель.  Ребята, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их.

Вижу ваше любопытство, наверное, вам хочется узнать, о чем мы с вами будем беседовать  Раскрою секрет: я вам предлагаю отправиться в увлекательное виртуальное путешествие в такое место, где можно узнать о предмете всё, всё-всё. 
Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей
Нам долго выбирать не нужно место –
Мы дружно отправляемся …
Дети.  … в музей
Воспитатель. Ребята, а какие музеи нашего города вы знаете? 
Дети называют музеи.
Воспитатель. В нашем городе много музеев, все они разные. Сегодня я хочу пригласить вас в Третьяковскую галерею, которая находится в столице нашей родины, городе Москва. 
(Показываю слайд). Основал ее Павел Третьяков- купец и коллекционер картин.
Фасад музея был сделан по проекту художника-сказочника В. М. Васнецова, который украсил его в русском стиле. Вход оформлен в виде трех сказочных теремов с островерхими кровлями.
Посмотрите на портрет В. М. Васнецова (
показываю слайд). 
 В Третьяковской галерее также хранятся картины этого известного художника. 
(Показываю слайд: «Иван царевич на сером волке», «Богатыри», «Аленушка», «Снегурочка»…). 
 Воспитатель.
Здесь картин полным-полно,
Приходите все в нее.
И художников аллею
Посмотрите в...                
Дети.  …галерее 
Воспитатель. В нашей галерее мы рассмотрим картину В. М. Васнецова, а ее название вы мне скажите сейчас сами.
(Вывешиваю картину «Аленушка»).
Дети называют картину.
Воспитатель. О ком нам рассказал художник?
Дети смотрят, высказывают суждения.
-Почему же мы сразу увидели Аленушку?  
(она сидит в центре) Да, художник нарисовал ее в центре. Девушка, сидящая на камне, на берегу заросшей речки, привлекает взгляды своей простой красотой.
-Как вы думаете, какое у девочки настроение 
(она грустная, печальная)
-А как мы догадались, что у нее грустное настроение? 
(ответы детей - колени обхватила руками, голову склонила, глаза печальные).
-А покажите, как сидит Аленушка, сядьте так же, как на картине. Да, так сидит. Вспомните сказку и скажите, почему же она так пригорюнилась, опечалилась.
(Показываю слайд с иллюстрациями к сказке). 
Ответы детей. 
(потому что братец стал козленочком, потеряла Аленушка братца и т. д.) 
-А как мы догадались, что она печальная? 
(лицо грустное, братца долго искала, он не послушался ее и выпил из козьего копытца). Сестрица Аленушка, уставшая от поисков потерявшегося братца Иванушки, в сиротливой позе сидит на большом камне, грустно облокотившись, наклонивши голову на колено у мрачного пруда, в дремучем хвойном лесу, она одета в русском темно-сером обветшалом сарафане, босая, в ее глазах отражается грусть и печаль. Где же ты мой братец Иванушка? Может злая Баба Яга унесла братца? - все время не покидают Аленушку эти тревожные мысли, что не уследила за единственным братцем, даже сама природа грустит вместе с ней.
Давайте посмотрим на Аленушку, как она выглядит? (платье порвано, ноги грязные, волосы растрепаны). –Волосы растрепанные, не собраны в прическу, она – простоволосая.
- Почему? (
братца потеряла, долго искала по лесу, бегала, все платье порвала об ветки)
-А где же остановилась Аленушка, пригорюнилась? 
(у озера, речки)
-Посмотрите какая темная вода. Как называется место в реке с темной, глубокой водой
(Омут)
-А есть ли кто-то рядом с ней? 
(нет)
-Да, тишина кругом, мы слышим эту тишину. Послушайте! Как тихо в лесу! Как будто природа тоже грустит вместе с Аленушкой!  Так нарисовал художник. А какое настроение в лесу? 
(как-то грустно, желтые листья падают, тихо). Девочку окружает лесная непроходимая чаща, которая пугает своей мрачностью. Чтобы подчеркнуть тяжелое положение Аленушки, автор нарисовал лес темными красками. Вода в лесной речке тоже отпугивает своей темнотой, мрачностью и глубиной. 
Воспитатель. Прежде чем мы с вами поговорим о природе, изображенной на картине, дадим отдохнуть нашим глазам. 
Проведем зрительную гимнастику.     
        Вот стоит осенний лес!
        В нем много сказок и чудес!
 Выполняют круговые движения глазами
        Слева – сосны, справа – дуб.
Выполняют движения глазами влево-вправо.
         Дятел сверху тук да тук.
Выполняют движения глазами вверх-вниз.
        Глазки ты закрой – открой
        И скорей бегом домой!
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. А какая природа вокруг, давайте поговорим о ней.

  • Что можно сказать о солнце? (Солнце прячется за тучами. Его почти не видно. Оно уже не греет, только светит немного за лесом).
  • О небе? (Небо на картине серое, хмурое, пасмурное).
  • Деревья какие? (Деревья роняют листья. Идет листопад. Листья на деревьях  желтые, в воду облетают). 
  • Ветер? (Ветра нет, листочки не колышутся, и вода не движется). 
  • Дождь? (Дождя нет, но как будто он хочет начаться, небо в тучах. Осенью часто идут дожди).
  • Трава? (Трава желтая и сухая. Все озеро травой заросло).  

- Молодцы, все рассказали! - Да, так художник написал картину к сказке. Это была его любимая картина. А в роли его героини была обычная девушка крестьянка, которую художник увидел в одной деревне, в которой отдыхал. Уж такая девушка грустная была, что захотелось ее нарисовать. Так и получилась эта картина, которую мы сейчас с вами рассматривали.
- Ребята, кто расскажет нам о картине? (заслушивают 1-2 рассказа).
- Вам понравилась картина?
- Кто ее написал?
-Где хранится картина
?  (Ответы детей).
Воспитатель. Ребята, вы хотели бы сами нарисовать картину?  (Ответы детей).   Я предлагаю чуть позже нарисовать все, что захотите. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Методическая разработка по теме : «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших дошкольников через работу мини - музея «Водичка-водичка…»

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, о...

Конспект занятия "Как беречь природу?" с использованием элементов музейной педагогики для старших дошкольников

Занятие направлено на развитие у детей  представлений о том какие действия человека вредят природе , акакие способствуют ее восстановлению .Формирует у детей убеждение того ,что красота прир...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием элементов нетрадиционных техник рисования. «Птицы нашего города» Старший дошкольный возраст (5-6лет)

Конспект НОД по речевому развитию с использованием элементов нетрадиционных техник рисования.«Птицы нашего города» Старший дошкольный возраст (5-6лет)...

Конспект занятия по речевому развитию с использованием элементов Триз -технологии

Конспект занятия предназначено для детей старшей группы...