Конспект ООД "Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж и Ш"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект по развитию речи в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_po_razvitiyu_rechi.docx | 38.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал № 1 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 с. Субханкулово муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область: «Речевое развитие»
Раздел: «Развитие речи»
Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж и Ш»
Возрастная группа: «Старшая группа»
Выполнил:
Воспитатель: Урусова О.П.
с. Дуслык, 2021 г
Цель: упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш.
Задачи:
1.Образовательные:
- упражнять в различении (на слух) знакомого звука
- упражнять в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах
- учить находить слова со звуками ж– ш;
- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
2.Развивающие:
- способствовать развитию фонематического слуха;
- способствовать развитию артикуляционной моторики;
- способствовать развитию мелкой моторики;
- способствовать развитию мышления, памяти, связной речи;
3.Воспитательные:
-воспитывать интерес к занятиям;
-соблюдать правила поведения на занятии;
-воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
Предварительная работа:
Рассматривание картинки со звуком «ж-ш», загадывание загадок (мишка, мышь, кошка, машина, жук, жираф. Душ…., разучивание скороговорок.
Методы и приёмы:
1.Игровые: игровая ситуация, игровой материал, физкультминутка, дидактические игры и упражнения, воображаемая ситуация.
2.Словесные: рассказ воспитателя, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые повторения, поощрение, заучивание наизусть, д/игры с наглядным материалом.
3.Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, показ.
4.Практические: подражательные упражнения, игры.
Средства реализации: игрушки жук, змея; карточки с изображением: жирафа, шарфа, журавля, кошки, жука, шишки, мышки, ромашки, машины, желудя, шиповника, жеребенка; фишки желтого и зеленого цвета, карточка для игры «Четвертый лишний»,
су-джок массажеры.
Ход ООД.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель: -Здравствуйте, дети! Сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы узнаете отгадав загадки.
- Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – …
Дети: ЖУК»
выставляется игрушка
Воспитатель:- Правильно дети, это жук, а зовут его Жужу.
Послушайте еще одну загадку.
Веревка по земле ползет,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я –
Дети: ЗМЕЯ
выставляется игрушка
Воспитатель: -Молодцы, это змея. Зовут её змейка Шушу.
Воспитатель: Дети, жук Жужу предлагает с ним поиграть!
Артикуляционная гимнастика.
1. Упражнение «Улыбка»
— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.
2. Упражнение «Чьи зубы чище?»
— Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Дети, змейка тоже хочет с вами поиграть.
Дыхательная гимнастика «Подуем на жучка».
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Как жужжит жук?
Дети: жжж. Хоровые и индивидуальные ответы
Воспитатель: Как шипит змея?
Дети: шшш. Хоровые и индивидуальные ответы
Воспитатель: ш – это песня змеи, а звук ж– песня жука. Услышав звук ш выполняем зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.
Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.
Воспитатель: У вас на столах лежат фишки желтого, зеленого цвета. Если я назову слово где вы услышите звук Ш, вы поднимаете желтую фишку. А если звук Ж, то зеленую
Предлагаемые слова для игры:
жираф, шарф, журавль, кошка, жук, шишка, мышка, ромашка, машина, желудь, шиповник, жеребенок.
Воспитатель: Молодцы
Воспитатель: предлагаю произнести чистоговорки
1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш.
2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу.
3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша.
4. Жа-жа-жа, я поймал ужа.
5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу.
6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши.
Воспитатель: перед вами на столах карточки. Положите перед собой. Рассмотрите. А теперь послушайте внимательно задание. В названиях этих картинок спрятаны звуки Ж или Ш, одна из картинок лишняя. Подумайте и зачеркните лишнюю.
Итак, начали:
1. Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?
2. Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему?
3. Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф. Какая картинка лишняя, почему?
Хорошо справились с заданием, зачеркнули все лишние предметы.
Физкультминутка:
Попугай
Жил на свете попугай.
Крылья шире расправляй. (Руки в стороны, влево, вправо.)
Он любил летать всех выше,
Выше пальм, жирафов выше. (Потянуться на носках, руки вверх.)
В гости к деткам прилетал,
Вместе с ними отдыхал, (Делать приседания.)
Прыгал, кланялся, шалил, (Наклоны головы или туловища вперед.)
С малышами говорил.
Воспитатель: предлагаю поиграть. Я начну предложение, а вы закончите.
Воспитатель: И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по…
Дети: животикам.
Воспитатель: Лежебока рыжий кот
Отлежал себе…
Дети: живот.
Воспитатель: И беседовал с ужами, заяц хлопая
Дети: ушами
Воспитатель: Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему…
Дети: поможет.
Воспитатель: Как на тоненький ледок выпал беленький
Дети: снежок
Воспитатель: Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на…
Дети: машине.
Воспитатель: Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень
Дети: жарко.
Воспитатель: Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.
Воспитатель: А сейчас предлагаю нам немного отдохнуть и поиграть в игру с су-джок массажером «Ходит ежик без дорожек»
Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу Дети катают мячик в руках, делая
движения вперед-назад,вправо-влево
между ладонями.
И иголками своими колется, колется Дети кладут мячик на правую ладонь.
Каждым пальцем левой руки поочередно
нажимают на бугорок мячика, затем
меняют руки.
А я ежику- ежу ту дорожку покажу, Мячики держат в левой руке и скатывают
его с правого плеча в ладонь правой руки,
затем меняют руки.
Где катают мышки маленькие шишки. Катают мячик в руках, делая движения
вперед-назад, вправо-влево между
ладонями.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький. Например: снег-снежок
Воспитатель: утюг
Дети: утюжок,
Воспитатель: сапог
Дети: сапожок,
Воспитатель: петух
Дети: петушок,
Воспитатель: флаг
Дети: флажок,
Воспитатель: пирог
Дети: пирожок
Воспитатель: Молодцы ребята.
Рефлексия. Воспитатель: А сейчас ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии?
Дети: играли в дидактическую игру «Большой маленький», «Четвертый лишний», «Закончи предложение», произносили чистоговорки, отгадывали загадки,
Воспитатель: С какими звуками мы сегодня играли?
Дети: Ж и Ш
Ход ООД.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель: -Здравствуйте, дети! Сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы узнаете отгадав загадки.
- Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – …
Дети: ЖУК»
выставляется игрушка
Воспитатель:- Правильно дети, это жук, а зовут его Жужу.
Послушайте еще одну загадку.
Веревка по земле ползет,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я –
Дети: ЗМЕЯ
выставляется игрушка
Воспитатель: -Молодцы, это змея. Зовут её змейка Шушу.
Воспитатель: Дети, жук Жужу предлагает с ним поиграть!
Артикуляционная гимнастика.
1. Упражнение «Улыбка»
— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.
2. Упражнение «Чьи зубы чище?»
— Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Дети, змейка тоже хочет с вами поиграть.
Дыхательная гимнастика «Подуем на жучка».
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Как жужжит жук?
Дети: жжж. Хоровые и индивидуальные ответы
Воспитатель: Как шипит змея?
Дети: шшш. Хоровые и индивидуальные ответы
Воспитатель: ш – это песня змеи, а звук ж– песня жука. Услышав звук ш выполняем зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.
Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.
Воспитатель: У вас на столах лежат фишки желтого, зеленого цвета. Если я назову слово где вы услышите звук Ш, вы поднимаете желтую фишку. А если звук Ж, то зеленую
Предлагаемые слова для игры:
жираф, шарф, журавль, кошка, жук, шишка, мышка, ромашка, машина, желудь, шиповник, жеребенок.
Воспитатель: Молодцы
Воспитатель: предлагаю произнести чистоговорки
1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш.
2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу.
3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша.
4. Жа-жа-жа, я поймал ужа.
5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу.
6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши.
Воспитатель: перед вами на столах карточки. Положите перед собой. Рассмотрите. А теперь послушайте внимательно задание. В названиях этих картинок спрятаны звуки Ж или Ш, одна из картинок лишняя. Подумайте и зачеркните лишнюю.
Итак, начали:
1. Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?
2. Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему?
3. Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф. Какая картинка лишняя, почему?
Хорошо справились с заданием, зачеркнули все лишние предметы.
Физкультминутка:
Попугай
Жил на свете попугай.
Крылья шире расправляй. (Руки в стороны, влево, вправо.)
Он любил летать всех выше,
Выше пальм, жирафов выше. (Потянуться на носках, руки вверх.)
В гости к деткам прилетал,
Вместе с ними отдыхал, (Делать приседания.)
Прыгал, кланялся, шалил, (Наклоны головы или туловища вперед.)
С малышами говорил.
Воспитатель: предлагаю поиграть. Я начну предложение, а вы закончите.
Воспитатель: И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по…
Дети: животикам.
Воспитатель: Лежебока рыжий кот
Отлежал себе…
Воспитатель: живот.
Воспитатель: И беседовал с ужами, заяц хлопая
Воспитатель: ушами
Воспитатель: Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему…
Воспитатель: поможет.
Воспитатель: Как на тоненький ледок выпал беленький
Воспитатель: снежок
Воспитатель: Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на…
Воспитатель: машине.
Воспитатель: Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень
Воспитатель: жарко.
Воспитатель: Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.
Воспитатель: А сейчас предлагаю нам немного отдохнуть и поиграть в игру с су-джок массажером «Ходит ежик без дорожек»
Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу Дети катают мячик в руках, делая
движения вперед-назад,вправо-влево
между ладонями.
И иголками своими колется, колется Дети кладут мячик на правую ладонь.
Каждым пальцем левой руки поочередно
нажимают на бугорок мячика, затем
меняют руки.
А я ежику- ежу ту дорожку покажу, Мячики держат в левой руке и скатывают
его с правого плеча в ладонь правой руки,
затем меняют руки.
Где катают мышки маленькие шишки. Катают мячик в руках, делая движения
вперед-назад, вправо-влево между
ладонями.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький. Например: снег-снежок
Воспитатель: утюг
Дети: утюжок,
Воспитатель: сапог
Дети: сапожок,
Воспитатель: петух
Дети: петушок,
Воспитатель: флаг
Дети: флажок,
Воспитатель: пирог
Дети: пирожок
Воспитатель: Молодцы ребята.
Рефлексия. Воспитатель: А сейчас ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии?
Дети: играли в дидактическую игру «Большой маленький», «Четвертый лишний», «Закончи предложение», произносили чистоговорки, отгадывали загадки,
Воспитатель: С какими звуками мы сегодня играли?
Дети: Ж и Ш
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»
Кноспект занятия в разновозрастной группе 4-7 лет...
Конспект занятия по развитию речи в старшей разновозрастной группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"....
Конспект ООД в старшей группе по развитию речи: «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»
Данный конспект разработан с учетом ФГОС...
Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"
Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...
Методическая разработка по развитию речи .Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»...