ДИСТАНЦИОННЫЙ МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Совершенствование речевых навыков дошкольников в играх с математическим содержанием в семейном кругу»
методическая разработка по развитию речи
В настоящее время в процессе коррекционного обучения у детей с общим недоразвитием речи все чаще выявляются трудности в усвоении математических представлений. Решать эту проблему педагогам приходится на фоне низкой познавательной активности и отсутствия интереса у детей к образовательной деятельности. Использование игр с кубиками, лото, математических карт помогает формировать элементарные математические представления и совершенствовать речевые навыки детей. А если к процессу подключаются родители, то интерес детей к деятельности значительно повышается. Поэтому целью данного мастер - класса является вовлечение родителей в организацию в семейном кругу игр с математическим содержанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_sovershenstvovanie_rechevyh_navykov_1.docx | 29.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед ГБДОУ д/с № 108
Выборгского района Санкт - Петербурга
Морозкова С.Ф.
ДИСТАНЦИОННЫЙ МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Совершенствование речевых навыков дошкольников в играх с математическим содержанием в семейном кругу»
Цель: Вовлечение родителей в речевую работу с детьми с помощью игр с математическим содержанием.
Задачи: 1. Развивать у родителей интерес к речевой работе с детьми.
- Формировать умение организовывать совместную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
- Познакомить родителей с играми с математическим содержанием, научить игровым упражнениям, стимулирующих активную речь ребенка.
- Дать рекомендации по работе с ребенком в домашних условиях.
Участники мастер-класса: родители детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет), учитель- логопед (ведущий практикума).
Продолжительность: 35-40 минут
Информационно - техническое обеспечение: платформа для дистанционного обучения ZOOM, презентация «Игры и упражнения с математическим содержанием», памятка для родителей: «Играем всей семьей – обучаем с увлечением».
Оборудование: ноутбук или компьютер у каждого участника мастер - класса, набор: карточки из картона 10х14, квадраты красного и черного цвета 1х1 см – по 55 штук, круги диаметром 10 см красного и черного цвета – по 55 штук, фломастеры, клей – у каждого участника, цифры первого десятка у ведущего, набор карточек «Математические карты» - у ведущего, памятка для родителей.
Предварительная работа:
1. Подбор и изучение литературы по теме семинара.
2. Оформление презентации: «Игры и упражнения с математическим содержанием».
3. Разработка памятки для родителей.
4. Подготовка родителями набора: круги и квадраты красного и черного цвета – по 55 штук каждого, 40 заготовок картона размером 10х14, фломастеры, клей - для изготовления математических карт.
Ход:
- Организационный момент:
- Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что присоединились к нашему мероприятию.
- В начале нашей встречи хочу, чтобы вы ответили на вопрос, какие совместные игры с детьми и как часто вы организуете дома?
Родители отвечают на вопрос. Логопед оценивает разнообразие семейных игр и подводит родителей к теме мастер – класса.
- Сегодня моя задача: познакомить вас с эффективными играми по активизации речи дошкольников. Мы поговорим о том, как легко и интересно совершенствовать речевые навыки детей в домашних условиях и какие игры можно для этого использовать. В конце встречи мы обсудим информацию, полученную в ходе мастер–класса, и вы оцените, насколько полезной и интересной для вас она была.
- Выступление учителя-логопеда и демонстрация презентации
«Игры и упражнения с математическим содержанием»
В настоящее время в процессе коррекционного обучения у детей с общим недоразвитием речи все чаще выявляются трудности в усвоении математических представлений. Решать эту проблему педагогам приходится на фоне низкой познавательной активности и отсутствия интереса у детей к образовательной деятельности.
Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит, и успешным. Дошкольники очень любят игры, особенно им интересно заниматься какой - либо деятельностью вместе со взрослыми. Поэтому мы - педагоги и вы - родители можем помочь детям легко и непринужденно освоить счет в играх с математическим содержанием, решая при этом речевые задачи.
Эти настольные игры знают и любят в каждой семье - это игры с кубиками, лото, и даже карты. Есть уникальная возможность учить детей увлекательно!
В логопедической работе с детьми я использую игры с математическим содержанием в различных вариантах на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях для повышения речевой активности при автоматизации звука «Р»
Сегодня мы с вами изготовим набор математических карт, которые вы сможете использовать для игры со своими детьми.
Демонстрация презентации.
Слайд презентации | Действия логопеда | Действия родителей |
1 слайд Математические карты Фото набора карт | Математические карты - это карточки размером 10x14, на которых есть цифра и соответствующее количество красных или черных кругов или квадратов. В комплект входит 40 карточек: 10 – с красными кругами, 10 – с черными кругами, 10 – с красными квадратами, 10 – с черными квадратами. Я предлагаю вам выбрать фигуру определенного цвета и наклеить фигуры на картон таким образом, чтобы получилось 10 карточек с количеством фигур от 1 до 10. В левом верхнем и правом нижнем углу написать соответствующую количеству фигур цифру. У вас получился цифровой ряд от 1 до 10 одной фигуры одного цвета. Предлагаю вам выбрать еще одну фигуру черного или красного цвета и сделать еще 10 карточек для игры. В дальнейшем вы сами сделаете 2 таких же числовых ряда с оставшимися фигурами – всего у вас их будет 4, как у меня. | Родители раскладывают выбранные фигуры на картон, приклеивают их, пишут цифры на карточках. |
2 слайд Разложи карточки Цели: Закреплять счет в пределах первого десятка, формировать понятия «предыдущее» и «последующее» число, развивать внимание, память. Фото, разложенных по цвету и фигурам карт | Логопед объясняет правила игры и предлагает каждому родителю выполнить вариант игры. Ход игры: Игроку предлагается выбрать из всего комплекта карточек только карточки с одной фигурой определенного цвета, например: с красным квадратом. Затем предлагается разложить карточки в порядке возрастания от 1 до 10, при этом проговаривая сколько и каких предметов на карточке. Например: один красный квадрат, два …десять красных квадратов. Логопед предлагает родителям варианты раскладывания карточек и просит родителей ответить на вопросы: Разложите карточки только с одной фигурой определенного цвета в порядке убывания от 10 до 1. Разложите карточки с другой фигурой в порядке возрастания. Назовите количество фигур и их цвет на карточке, которая находится между двумя любыми карточками, например: между 4 и 6. Назови количество фигур и их цвет на карточке, которая находится перед (после) карточкой, например: с 3 фигурами. Выберите и назовите карточки, на которых определенное количество предметов, например: по 4. | Родители раскладывают изготовленные карты в порядке убывания (возрастания), проговаривая весь числовой ряд, называя фигуру и цвет. Родители выполняют инструкцию логопеда и отвечают на вопросы, соответствующие вариантам игры, называя количество фигур и их цвет. |
3 слайд Составь число Цели: закреплять состав числа в пределах первого десятка, развивать внимание, память. Фото цифры и 2 карточек с количеством фигур в сумме равное цифре | Логопед объясняет правила игры и предлагает каждому родителю выполнить вариант игры. Ход игры: Разложите рядами карточки фигур одного цвета от 1 до 10 таким образом, чтобы карточки с одинаковым количеством фигур были друг под другом. А теперь составьте из 2 карточек с разными фигурами цифру, Например: 5. Это: 1 красный круг и 4 черных квадрата. 2 красных круга и 3 черных квадрата. 3 красных круга и 2 черных квадрата. 4 красных круга и 1 черный квадрат. Таким образом, можно в игровой форме закрепить у детей состав числа. | Родители выкладывают карточки с разными фигурами, составляющие в сумме число 5. |
4 слайд У кого больше? Цели: Закреплять счет в пределах первого десятка, формировать понятия «больше» и «меньше», развивать внимание, память. Фото 2 карт, знак вопроса | Логопед объясняет правила игры и предлагает каждому родителю выполнить вариант игры. Ход игры: Играет от 2 до 4 человек. Раздаются карточки, независимо от определенного цвета и фигуры. Каждый игрок, выкладывая на стол по одной карточке, называет, сколько фигур на его карточке. Например: у меня 5 черных квадратов. Затем играющие сравнивают количество фигур на карточках. У кого больше фигур на карточке, тот и забирает свою и чужую карточку, проговаривая: 5 больше, чем 3, я забираю карточки. В конце выигрывает тот, у кого больше карточек на руках. Логопед предлагает каждому родителю собрать все карты в одну стопочку, перевернув их стороной с фигурами вниз. Затем каждый участник мастер – класса поворачивает верхнюю карточку стороной с фигурами вверх, называя при этом количество и цвет фигур. Далее количество фигур на карточках сравнивается и определяется победитель. Варианты: Каждый игрок выбирает карточки с определенной фигурой определенного цвета. Дети называют у кого меньше фигур. | Каждый родитель переворачивают по одной карте и называет количество фигур и их цвет: У меня 5 красных кругов. Затем сравнивают количество фигур на своих картах, выбирая большую (меньшую). |
5 слайд Рефлексия Фото смайликов | Обмен впечатлениями о мастер-классе. Наша встреча подошла к концу. Предлагаю поделиться своими мыслями о нашем мероприятии: * Интересна ли была тема мастер-класса? * Что полезного для себя Вы узнали? * Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему? * Будете ли использовать игры, рассмотренные в ходе мастер–класса? Чтобы Вы смогли организовать такие игры со своим ребенком, я подготовила памятку с их описанием. Возможно, Вы придумаете свои варианты проведения игр, не забудьте поделиться с нами. Если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. До новых встреч! | Родители высказывают свои мнения о проведенном мастер - классе |
Литература
1. Концепция дошкольного воспитания.
2. Использование игровых приемов при обучении дошкольников счету. Курсовая работа. - http://xreferat.ru/71/4373-1-ispol-zovanie-igrovyh-priemov-pri-obuchenii-doshkol-nikov-schetu.html
3. Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В. Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями/ под общей редакцией В.И. Черновой: Методическое пособие. - Хабаровск, 2003. - 155 с.
Приложение 1
Памятка для родителей
«Играем всей семьей – обучаем с увлечением»
В играх с картами для повышения речевой активности при автоматизации звука «Р» эффективно использовать математические карты.
Это карточки размером 10x14, на которых есть цифра и соответствующее количество красных или черных кругов или квадратов. В комплект входит 40 карточек: 10 – с красными кругами, 10 – с черными кругами, 10 – с красными квадратами, 10 – с черными квадратами.
«Разложи карточки»
Цели: Закреплять счет в пределах первого десятка, формировать понятия «предыдущее» и «последующее» число, развивать внимание, память
Ход игры:
Игроку предлагается выбрать из всего комплекта карточек только карточки с одной фигурой определенного цвета, например: с красным квадратом.
Затем предлагается разложить карточки в порядке возрастания от 1 до 10, при этом проговаривая сколько и каких предметов на карточке.
Например: один красный квадрат, два …десять красных квадратов.
Варианты:
Разложить карточки только с одной фигурой определенного цвета в порядке убывания от 10 до 1.
Разложить все карточки в порядке возрастания.
Разложить все карточки в порядке убывания.
Выбери, назови карточки, на которых определенное количество предметов, например: по 4.
«У кого больше?»
Цели: Закреплять счет в пределах первого десятка, формировать понятия «больше» и «меньше», развивать внимание, память.
Ход игры:
Играет от 2 до 4 человек. Раздаются карточки, независимо от определенного цвета и фигуры. Каждый игрок, выкладывая на стол по одной карточке, называет, сколько фигур на его карточке.
Например: у меня 5 черных квадратов.
Затем играющие сравнивают количество фигур на карточках. У кого больше фигур на карточке, тот и забирает свою и чужую карточку, проговаривая: 5 больше, чем 3, я забираю карточки.
В конце выигрывает тот, у кого больше карточек на руках.
Варианты:
Каждый игрок выбирает карточки с определенной фигурой определенного цвета.
Дети называют у кого меньше фигур.
«Составь число»
Цели: закреплять состав числа в пределах первого десятка, развивать внимание, память.
Ход игры:
Игроки раскладывают рядами карточки фигур одного цвета от 1 до 10 таким образом, чтобы карточки с одинаковым количеством фигур были друг под другом.
Взрослый предлагает составить из 2 карточек с разными фигурами определенную цифру. Например: 5.
Это:
1 красный круг и 4 черных квадрата.
2 красных круга и 3 черных квадрата.
3 красных круга и 2 черных квадрата.
4 красных круга и 1 черный квадрат.
Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.
В играх с кубиком можно использовать большой или маленький кубик и передавать его друг другу.
«Кубик кидаем и хлопаем»
Цели: Закреплять счет в пределах первого десятка; формировать понятия «предыдущее» и «последующее» число; развивать внимание, память.
Оборудование: кубик, цифры от 1 до 7.
Ход игры:
Играющий кидает кубик и хлопает столько раз, сколько выпало точек на кубике. При разучивании игры взрослый дублирует количество выпавших точек на кубике показом цифры, а затем ребенок сам выбирает цифру и хлопает соответствующее количество раз.
Варианты:
Играющий кидает кубик и хлопает на один меньше, чем выпало точек на кубике.
Играющий кидает кубик и хлопает на один больше, чем выпало точек на кубике.
Усложнение: кидаем 2 кубика одновременно, цифры (необходимое количество, чтобы составить все числа до 12)
Цели: закреплять состав числа в пределах первого десятка.
«Кубик кидаем и считаем»
Игра используется как дидактическая игра по закреплению знаний детей по лексическим темам и по закреплению звукопроизношения.
Цели: Закреплять умение считать в пределах 6, согласовывать числительное и существительное, согласовывать числительное, прилагательное и существительное, автоматизировать поставленные звуки.
Оборудование: кубик, цифры, предметные картинки по изучаемой теме или с определенным звуком.
Ход игры:
Играющий кидает кубик и называет такое количество предметов, какое выпало на кубике.
Например: одна лодка, две лампы, три плота…
Варианты:
Одна желтая лодка, две настольные лампы, три пластмассовых плота…
Нет одной лодки, двух ламп, трех плотов…
Нет одной желтой лодки, двух настольных ламп, трех пластмассовых плотов…
Усложнение: кидаем 2 кубика одновременно, цифры (необходимое количество, чтобы составить все числа до 12)
Цели: закреплять состав числа в пределах первого десятка.
«Кубик кидаем и придумываем»
Цели: закреплять умение детей придумывать предложения с определенным количеством слов.
Оборудование: кубик, предметные картинки, сюжетные картинки
Ход игры:
По предметным и сюжетным картинкам придумываем предложение, количество слов в котором соответствует выпавшему количеству точек на кубике.
Усложнение: кидаем 2 кубика одновременно, цифры (необходимое количество, чтобы составить все числа до 12)
Цели: закреплять состав числа в пределах первого десятка, учить распространять предложения однородными членами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей воспитанников в старшей логопедической группе «Игры на формирование фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей 5-6 лет»
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной язы...
Мастер -класс для педагогов развитие речевых навыков по средством театрализованной игры.
Театрализованная игра «Кто как считает?»1.Вводная часть (5 минут)Раз, два, три, четыре, пять —Вы хотите поиграть?Называется игра«Разминка театральная».-Сказки любите чита...
Дистанционный мастер-класс с родителями «Космическое путешествие».
Тема: Мастер-класс с родителями (дистанционно) «Космическое путешествие» (изготовление картинки с элементами пластилинографии «Ракета»)...
Конспект дистанционного мастер-класса для родителей "Урок на расстоянии"
Конспект совместного с родителями дистанционного мероприятияМастер-класс«Пластилин ручной работы - как нетрадиционный материал в развитии творческих способностей детей»...
Дистанционный мастер-класс с родителями и детьми средней группе «За безопасность вместе»
Дистанционный мастер-класс с родителями и детьми средней группе «За безопасность вместе»Дистанционный мастер-класс с родителями и детьми средней группе «За безопасность вместе»...
Дистанционный мастер - класс для родителей «Искусство Эбру – рисование на воде»
Рисование в технике Эбру – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим творческим делом можно не только в детском саду, но и дома всей семьей. Созданные работы могут быть подарены...