Мастер-класс для родителей воспитанников в старшей логопедической группе «Игры на формирование фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей 5-6 лет»
материал
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей воспитанников в старшей
логопедической группе
«Игры на формирование фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей 5-6 лет» (старшая группа)
Цели:
• Учить родителей правильно организовывать работу по развитию фонематического восприятия в ходе игр, игровых упражнений в домашних условиях .
• Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования фонематического слуха.
Материал: буклеты, игры на развитие фонематического слуха.
1.Вступительная часть.
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Фонематический слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (коЗа – коСа и т.п.). Нарушение фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения. Особые трудности возникают у детей с нарушенным фонематическим слухом на этапе обучения грамоте, а именно, при овладении чтением и письмом, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка ребенка. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове, так как необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированного фонематического слуха как способности к различению как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Ребенок в 4-6 лет должен уметь: Выделять звук в звуковом ряду (4-5 лет). Выделять слог и слово в ряду слогов и слов (4-5 лет). Выделять начальный гласный звук в слове (4-5 лет). Подбирать и называть слова, начинающиеся с заданного звука (4-5 лет). Различать фонетически сходные слова по их лексическому значению (4-5 лет). Дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости (к 5 годам). Выделять согласный звук в конце слова (5-6 лет). Дифференцировать свистящие и шипящие звуки (5-6 лет). Делить слово на слоги, определять количество слогов в слове (5-6 лет). Определять наличие заданного звука в слове (5-6 лет). Определять место звука в слове (к 6 годам). Определять количество слов в предложении, учитывая наличие «коротких» слов-предлогов (5-6 лет) и др.
2. Демонстрация речевых игр.
«СТОП – ИГРА». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
«РАЗВЕДЧИКИ». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.
«УГАДАЙ-КА». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.
«ИСПРАВЛЯЙ-КА». Произнесите слова в «дефектном» произношении и попросите ребенка исправить ошибку.
«БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.
«КТО БОЛЬШЕ?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.
«МЫ – АРТИСТЫ». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно).
Большинство фонематических игр - это игры со словами, точнее, со способностью различать в словах отдельные звуки. Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
«Смотри, не ошибись!» Вначале предложите ребенку придумать вместе с вами слова, которые начинаются на «за». Ребенок предлагает: «Занавеска, замок, залезать...»Теперь измените задания: слова должны заканчиваться на «за»: «глаза, береза, стрекоза». Варьируйте упражнение с другими слогами.
«Исправь Незнайкины ошибки».Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки. Коса прыгнула через забор. Колова даёт вкусное молоко. Рошадь жуёт сочную траву. Коска ловит мышку. Собаха сторожит дом. Мама валит касу.
«Подбери правильно рифму»
Отругала мама зайку, Он надел под свитер гайку. (майку).
Много снега во дворе, Едут танки по горе.(санки)
Пес Барбос совсем не глуп, Он не хочет рыбный дуб (суп).
Не случайно у сестрички фантики в косичках (бантики).
Проплывает под мостом серый, скользкий, длинный дом (сом)
Здесь в лесу есть злые звери, запирайте на ночь... (двери)
Как-то вечером две мышки унесли у Пети... (книжки)
«Грузы я возить привык!» —Говорит нам ... (грузовик)
Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке... (мяч)
Портфель я выронил из рук,такой большой на ветке... (жук)
Шел по лесу шустрый мишка,на него свалилась... (шишка)
Ветер, ветер, ты могуч,ты гоняешь стаи... (туч)
3.Заключительная часть (раздача буклетов).
Развитие фонематического слуха у дошкольников отражает не только способность ребенка правильно произносить слова и не путать слоги, но и свидетельствует о готовности ребенка к письму. Уверена, что данные логопедические упражнения помогут развитию у ребёнка не только речевых, но и других необходимых для школьного обучения процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления, познавательной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на формирование фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОНР 5-6 лет.
Игры на формирование фонематического слуха и навыков звукового анализаи синтеза у детей с ОНР5-6 лет....
Мастер-класс для родителей «Игры на формирование фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей 5-6 лет»
Учить родителей правильно организовывать работу по развитию фонематического восприятия в ходе игр, игровых упражнений в домашних условиях...
Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.
Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье раскрыта актуальность данного вопроса, представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и формированию навыков звукового анализа....
Мастер –класс для педагогов « Игры и упражнения на формирование фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей 5-6 лет» (старшая группа)
laquo;Речь- удивительное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им» (Г.Гегель)Цели: помочь педагогам правильно организовать в условиях ДОУ игры по развитию фонематического воспр...
Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа посредством занимательных игр и игровых упражнений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи
Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа посредством занимательных игр и игровых упражнений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи. Методиче...