Роль мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)
Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,
Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,
Их он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский.
С вступлением в силу ФГОС ДО стали предъявляться требования к результатам освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования воспитанник должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель ФГОС ДО речевого развития это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Подготовил: воспитатель
Салиева А.В.
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,
Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,
Их он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский.
С вступлением в силу ФГОС ДО стали предъявляться требования к результатам освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования воспитанник должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель ФГОС ДО речевого развития это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи.
В речи детей существует множество проблем:
• Односложная речь, неспособность построить распространенное предложение;
• Бедность речи, недостаточный словарный запас;
• Трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ, пересказ);
• Отсутствие навыков культурной речи;
Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами я считаю необходимым использовать в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В.А. Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
- Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка.
- Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка.
- Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания.
- Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.
Цель моей деятельности:
развитие связной речи старших дошкольников посредством мнемотехники.
Задачи моей педагогической деятельности:
1. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
3. Создать условия для развития связной речи:
- Разработать и апробировать серию занятий с использованием мнемотехники
- Создать наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники
4. Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
Поделиться опытом профессиональной деятельности с педагогами ДОУ.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для внедрения мнемотехнических технологий в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения уровня сформированности связной речи у детей дошкольного возраста.
А также развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного моделирования - мнемотаблицами.
1.в пересказе;
3. в составлении рассказов;
2. в заучивании стихотворений;
4. формировании грамматически развитой речи.
Согласно данной педагогической идее, обучающий процесс должен строиться на комбинировании личностно - ориентированного, развивающего, деятельностного подходов с использованием игровых форм работы.
На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:
- требования ФГОС ДО;
-теоретические основы психологического развития дошкольников;
- изучение методической литературы и опыта коллег;
- апробирование инновационных педагогических технологий;
Реализация ведущей идеи опыта.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает создание развивающей предметно-пространственной среды.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит» … Е. И. Тихеева
(Елизавета Ивановна Тихеева (1867 — 1943) — известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей)
Моя работа проходила в несколько этапов:
1 этап – начальный (констатирующий)
Начальный период предполагал обнаружение проблемы, изучение научно- педагогической литературы, изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети интернет, диагностики речи детей.
А также с организации предметно-развивающей среды в группе - центра речевого развития:
- подбор дидактических игр для активизации словаря, формирования грамматического строя речи;
- изготовление дидактических пособий
- подбор дидактического материала - мнемотаблицы для работы по развитию связной речи, заучиванию стихотворений, составлению рассказов, пересказыванию произведений художественной литературы;
- изготовление дидактического материала – моделей сказок, рассказов.
2этап – основной (формирующий)
Апробация системы формирования связной речи посредством мнемотехники у детей дошкольного возраста, открытые показы занятий для педагогов ДОУ, доступная развивающая среда.
3 этап – заключительный (контрольный)
Становление опыта, оценка результатов, итоговый мониторинг, описание работы.
Диапазон опыта представлен системой работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники.
Новизна опыта состоит в комбинировании традиционных и современных методик и технологий по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Результативность опыта
Результат проведенной работы следующий:
1 Разработана и включена в образовательный процесс система приемов мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
2 Разработано дидактическое обеспечение.
3 Разработана система мониторинга эффективности деятельности.
У воспитанников наметилась положительная динамика развития связной речи. Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец), легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять ее в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя. Научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, заучивать стихотворения, повысилась познавательная активность детей.
Вышеизложенная система работы, основанная на применении развивающих технологий, способствует развитию словесно-логического мышления, умственных способностей, дает «пищу» для тренировки внимания, памяти, воображения детей. На основании данных показателей можно сделать вывод о моделировании, как эффективном средстве всестороннего воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Проанализировав результаты своей работы, наметила для себя перспективу:
- продолжить изучение новых технологий;
-изучить опыт других педагогов и внедрить в практику работы специфику обучения связной речи детей;
-распространение личного опыта
Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ней повышают и создают устойчивый интерес у детей к занятиям. Это свидетельствует о том, что использование модели в речевой работе с детьми может стать увлекательным средством познания, а в дальнейшем творческим, увлекательным процессом обучения.
При проведении мониторинга получены следующие данные:
Уровень сформированности связной повысился на 30,7%.
Анализ результатов мониторинга доказывает, что уровень развития речи будет выше, если для ее формирования использовать приемы мнемотехники
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт до
- Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
- Т.А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов»
- О.С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»
- Т.В. Большова «Учимся по сказке.» «Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.»
- Л.В. Омельченко «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи»
- A.M. Бородич «Методика развития речи детей дошкольного возраста»
- Л.А. Пашковская «Педагогическая технология развития связной речи дошкольников с использованием моделирования»
- Т.Б. Филичева «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста.»
- М.М. Алексеева, О.С. Ушакова «Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях», «Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным емуПяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,Их он усвоит на лету.К. Д. Ушинский.С вступлением...
«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...
«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...
Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г
Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...
Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...
Конспект открытого занятия по развитию речи Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста Тема «Зимняя книга» Подготовительная группа
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста...
Проект по развитию речи в старшей группе Развивающая технология «Мнемотехника» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах худо...