Развитие речи старших дошкольников: требование ФГОС
статья по развитию речи (старшая группа)
Развитие речи старших дошкольников: требование ФГОС
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться понимания, адекватной реакции со стороны окружающих. Сформированность навыков связной речи, является условием формирования межличностных отношений с окружающим социумом.
Овладение речью сложный психический процесс. Речь начинает формироваться, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат ребенка достигли определенного уровня развития. Однако без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Понятие «речь» очень обширно. Каждая из ее составляющих – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй – неотделимы друг от друга. Все они формируются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие одной ведет к недоразвитию другой. Речь ребенка формируется только в процессе общения с окружающими, большая роль в ее правильном формировании принадлежит воспитателям и взрослым.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
1.Развитие свободного общения со взрослыми;
2.Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны; связной речи – диалогической и монологической формы; формирования словаря) в различных формах и видах детской деятельности.
3.Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
4.Воспитания интереса и любви к чтению
На каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который надо решать параллельно и своевременно.
Для успешного развития ребёнка дошкольного возраста необходимо создавать условия, которые будут оснащены разнообразными сенсорными и игровыми материалами. Для благоприятного речевого развития ребенка немаловажную роль играет и речь взрослого, которая воздействует на развитие речи дошкольника.
К основным компонентам речевой развивающей среды можно отнести правильную речь педагога и материальное оснащение для каждой возрастной группы.
В старшей и подготовительной группах:
− правильная речь педагога;
− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения (развитие речевого взаимодействия со сверстниками; знакомство с правилами речевого общения, формирование вопросно-ответных форм высказываний, умение поддерживать несложные беседы);
− способы и средства, направленные на формирование навыков монологической речи (пересказ и составление рассказов);
− пополнение уголка в «Уголке экспериментирования» (расширение знаний и представлений об окружающем мире, обсуждение полученных знаний);
− создание в группе Речевого уголка (атрибуты для выполнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений и т. д.).
При таких характерных принципах речевого развития в каждой возрастной группе: − формируются хорошие условия для развития речевой активности детей в специально организованной и самостоятельной деятельности; − повышается речевая активность детей; − дети овладевают речевыми умениями и навыками в естественной разговорной среде. А так же игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра активизирует детей к общению.
Основными направлениями работы по развитию речи являются:
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя.
4. Развитие связной речи (Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание).
5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога. Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.
Образовательные ситуации используются:
– в непосредственно организованной образовательной деятельности – в процессе организации различных видов детской деятельности детей, заданных ФГОС. Они направлены на формирование у детей знаний, умений рассуждать, делать выводы, на развитие умений в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественно литературы и фольклора, конструктивной, изобразительной, музыкальной, двигательной);
– в ходе режимных моментов и направлены на закрепление имеющихся знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poigray_so_mnoy_._zima.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
П О И Г Р А Й С О М Н О Й …
Познакомить ребенка с основными признаками зимы:
Что происходит с погодой. Как одеваются люди. Что происходит с животными.
Познакомить с зимними месяцами и основными событиями (праздниками), которые отмечают в каждом зимнем месяце (в том числе и личные, семейные праздники).
Загадки о зиме:
Белым пледом лес укрыт, И медведь в берлоге спит. Снег, как белая кайма. Кто хозяйничал? (Зима) | Вот какие чудеса: Стали белыми леса, Берега озер и рек. Что случилось? Выпал… (Снег) | Кружит снег она вдоль улиц, Словно перья белых куриц. Зимушки-зимы подруга, Северная гостья… (Вьюга) |
Кто-то тучу, как перину, Разорвал наполовину Вниз посыпались пушинки — Серебристые… (Снежинки) | Подышал он на окно — Вмиг покрылось льдом оно. Даже веточки берез Инеем укрыл… (Мороз) | Змейкой вьются по земле, Воют жалостно в трубе, Засыпают снегом ели. Это — зимние… (Метели) |
Физ. Минутка «Снег»
Как на горке снег, снег, | (встаем на носочки, руки вверх) |
И под горкой снег, снег | (приседаем) |
И на елке снег, снег, | (встаем, руки в стороны) |
И под елкой снег, снег. | (обхватываем себя руками) |
А под снегом спит медведь, | (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя) |
Тише, тише, не шуметь | (пальчик к губам, шепотом) |
Грамматический строй речи:
«Подбери признаки» (не менее трех признаков):
Зима (какая?) – …
Снеговик (какой?) — …
Сосулька (какая?) – …
Ветер (какой?) - …
Снежинка (какая?) - …
Новогодняя елка (какая?) - …
Погода (какая?) - …
Настроение зимой (какое?) - …
«Посчитай»:
одна гирлянда, две …, три …, четыре …, пять;
один снежок, два …, три…, четыре …, пять …
одна сосулька, две …, три …, четыре …, пять
П О И Г Р А Й С О М Н О Й …
Связная речь:
Исправь ошибку: Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снеговика, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.
Грамматический строй речи:
«Назови ласково»:
зима – …
снег – …
санки – …
елка - …
снеговик - …
горка - …
«Скажи наоборот»:
Летом дни жаркие, а зимой - …
Летом небо светлое, а зимой - …
Летом день длинный, а зимой - …
Летом солнце яркое, а зимой - …
Весной лед на речке тонкий, а зимой - …
Снег мягкий, а лед - …
Одни сосульки длинные, а другие - …
«Один – много» (множественное число):
хоровод – хороводы
подарок - …
хоккеист – …
снежок – …
праздник - …
лыжник – …
горка - …
клюшка - …
елка - …
снеговик - …
Пальчиковая гимнастика: «Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять | (загибаем пальчики) |
Мы во двор пошли гулять | (указательным и средними пальчиками "идем" по столу) |
Бабу снежную слепили | (катаем ручками "комок") |
Птичек крошками кормили | ("кормим птичек ") |
С горки мы потом катались | (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) |
А ещё в снегу валялись | (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) |
Все в снегу домой пришли | (отряхиваем ладошки) |
Суп поели | ("едим суп"), |
Спать легли | (ладошки под щечку). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1 Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...
дидактическая игра по развитию речи старших дошкольников "Развиваем речь- думаем логически
"ОКНО В МИР ПРИРОДЫ" ...
Статья "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация"
Статья Разенковой Е.В. посвящена формированию коммуникативных навыков с помощью игр. В статье приводятся примеры игр и этюдов....
Статья "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация"
В данной статье освещен вопрос формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация. Игра – основная деятельность дошкольников, а потому формиро...
Развитие речи младших дошкольников: требование ФГОС
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается доби...
«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Дидактический синквейн является результативным методом развития связной речи....
Мастер-класс по развитию речи старших дошкольников "Играем и развиваем речь дошкольника"
Сообщение о мастер-классе по развитию речи в подготовительной группе.В этом учебном г...