Развитие речи старших дошкольников: требование ФГОС
статья по развитию речи (старшая группа)

Козлова Наталья Владимировна

Развитие речи старших дошкольников: требование ФГОС

   Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться понимания, адекватной реакции со стороны окружающих. Сформированность навыков связной речи, является условием формирования межличностных отношений с окружающим социумом.

  Овладение речью сложный психический процесс. Речь начинает формироваться, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат ребенка достигли определенного уровня развития. Однако без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Понятие «речь» очень обширно. Каждая из ее составляющих – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй – неотделимы друг от друга. Все они формируются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие одной ведет к недоразвитию другой. Речь ребенка формируется только в процессе общения с окружающими, большая роль в ее правильном формировании принадлежит воспитателям и взрослым.

  Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение  следующих  задач:

1.Развитие свободного общения со взрослыми;

2.Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны; связной речи – диалогической и монологической формы; формирования словаря) в различных формах и видах детской деятельности.

3.Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

4.Воспитания интереса и любви к чтению

На каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения. У каждой  из перечисленных задач есть целый круг проблем, который надо решать параллельно и своевременно.

Для успешного развития ребёнка дошкольного возраста необходимо создавать условия, которые будут оснащены разнообразными сенсорными и игровыми материалами. Для благоприятного речевого развития ребенка немаловажную роль играет и речь взрослого, которая воздействует на развитие речи дошкольника.

К основным компонентам речевой развивающей среды можно отнести правильную речь педагога и материальное оснащение для каждой возрастной группы.
В старшей и подготовительной группах:

 − правильная речь педагога;

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения (развитие речевого взаимодействия со сверстниками; знакомство с правилами речевого общения, формирование вопросно-ответных форм высказываний, умение поддерживать несложные беседы);

− способы и средства, направленные на формирование навыков монологической речи (пересказ и составление рассказов);

− пополнение уголка в «Уголке экспериментирования» (расширение знаний и представлений об окружающем мире, обсуждение полученных знаний);

 − создание в группе Речевого уголка (атрибуты для выполнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений и т. д.).

При таких характерных принципах речевого развития в каждой возрастной группе: − формируются хорошие условия для развития речевой активности детей в специально организованной и самостоятельной деятельности; − повышается речевая активность детей; − дети овладевают речевыми умениями и навыками в естественной разговорной среде. А так же игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра активизирует детей к общению.

Основными направлениями работы по развитию речи являются:

1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя.

4. Развитие связной речи (Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание).

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога. Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.

Образовательные ситуации используются:

– в непосредственно организованной образовательной деятельности – в процессе организации различных видов детской деятельности детей, заданных ФГОС. Они направлены на формирование у детей знаний, умений рассуждать, делать выводы, на развитие умений в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественно литературы и фольклора, конструктивной, изобразительной, музыкальной, двигательной);

– в ходе режимных моментов и направлены на закрепление имеющихся знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poigray_so_mnoy_._zima.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

П О И Г Р А Й    С О    М Н О Й …

Познакомить ребенка с основными признаками зимы:

Что происходит с погодой. Как одеваются люди. Что происходит с животными.

Познакомить с зимними месяцами и основными событиями (праздниками), которые отмечают в каждом зимнем месяце (в том числе и личные, семейные праздники).

Загадки о зиме:

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал?

(Зима)

Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал…

(Снег)

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц.

Зимушки-зимы подруга,

Северная гостья… (Вьюга)

Кто-то тучу, как перину,

Разорвал наполовину

Вниз посыпались пушинки —

Серебристые…

(Снежинки)

Подышал он на окно —

Вмиг покрылось льдом оно.

Даже веточки берез

Инеем укрыл…

(Мороз)

Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это — зимние…

(Метели)

Физ. Минутка  «Снег»

Как на горке снег, снег,          

(встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег

(приседаем)

И на елке снег, снег,              

(встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег.          

(обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь,    

(покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь            

(пальчик к губам, шепотом)

Грамматический строй речи:

«Подбери признаки» (не менее трех признаков):

Зима (какая?) – …

Снеговик (какой?) — …

Сосулька (какая?) – …

Ветер (какой?) - …

Снежинка (какая?) - …

Новогодняя елка (какая?) - …

Погода (какая?) - …

Настроение зимой (какое?) - …

«Посчитай»:

одна гирлянда, две …, три …, четыре …, пять;

один снежок, два …, три…, четыре …, пять …

одна сосулька, две …, три …, четыре …, пять

П О И Г Р А Й    С О    М Н О Й …

Связная речь:

Исправь ошибку: Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снеговика, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.

 

Грамматический строй речи:

«Назови ласково»:

зима – …

снег – …

санки – …

елка - …

снеговик - …

горка - …

«Скажи наоборот»:

Летом дни жаркие, а зимой - …

Летом небо светлое, а зимой - …

Летом день длинный, а зимой - …

Летом солнце яркое, а зимой - …

Весной лед на речке тонкий, а зимой - …

Снег мягкий, а лед - …

Одни сосульки длинные, а другие  - …

«Один – много» (множественное число):

хоровод – хороводы

подарок - …

хоккеист – …

снежок – …

праздник - …

лыжник – …

горка - …

клюшка - …

елка - …

снеговик - …

Пальчиковая гимнастика: «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

(загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять

(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)

Бабу снежную слепили

(катаем ручками "комок")

Птичек крошками кормили

("кормим птичек ")

С горки мы потом катались

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли

(отряхиваем ладошки)

Суп поели

("едим суп"),

Спать легли

(ладошки под щечку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Статья "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация"

Статья Разенковой Е.В. посвящена формированию коммуникативных навыков с помощью игр. В статье приводятся примеры игр и этюдов....

Статья "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация"

В данной статье освещен вопрос формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация. Игра – основная деятельность дошкольников, а потому формиро...

Развитие речи младших дошкольников: требование ФГОС

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается доби...

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Дидактический синквейн является результативным методом развития связной речи....

Мастер-класс по развитию речи старших дошкольников "Играем и развиваем речь дошкольника"

Сообщение о мастер-классе по развитию речи в                     подготовительной группе.В этом учебном г...