Статья "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация"
статья (старшая группа)

Духовникова Марина Евгеньевна

В данной статье освещен вопрос формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация. Игра – основная деятельность дошкольников, а потому формировать у детей коммуникативные навыки и нравственные представления необходимо с её помощью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kommunikativnye_navyki.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Духовникова М.Е., воспитатель

ГБДОУ д/с №94 Красносельского района

Санкт-Петербурга

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ

Дошкольный возраст – главный период зарождения и развития у ребенка отношений с другими людьми. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Группа детского сада является первым коллективом ребенка, и от отношений, которые сложатся в нем, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

В настоящее время эта проблема приобретает особую важность, так как нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения детей, а также с недостаточным развитием их нравственно-эмоционального «багажа». Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. К сожалению, для большинства детей сегодня лучшим другом становится либо телевизор, либо компьютер, а любимым занятием – просмотр мультиков или компьютерные игры. Общение детей уменьшилось не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь именно живое общение существенно обогащает жизнь детей и раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. ФГОС ДО ориентирован на создание ситуации социальной успешности дошкольников, и поэтому ключевое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития.

Игра – основная деятельность дошкольников, а потому формировать у детей коммуникативные навыки и нравственные представления необходимо с её помощью. Рассмотрим примеры таких игр для детей 5-7 лет.

 «Я хороший». Цель: развивать у детей чувство собственного достоинства, научить видеть в себе положительные стороны. Ход игры: игра проводится в небольшой группе детей. Игра заключается в том, что каждый ребенок должен определить одно из своих положительных качеств ,а другие дети -догадаться ,о каком именно качестве идет речь. Ребенок подходит к педагогу и называет ему одно из своих достоинств. Затем, обращаясь к остальным детям сообщает: «Я хороший, потому что…» Остальные дети по очереди называют положительные качества этого ребенка до тех пор, пока кто-нибудь из детей не угадает, что именно было загадано. Затем игра продолжается с ребенком, который правильно назвал загаданное качество. В игре должны принять участие все присутствующие дети. Игра поможет детям увидеть реальную картину отношения к себе, сравнить самооценку ребенка с оценкой его окружающими. Возможно, он узнает много нового о себе и увидит, что некоторые черты характера, которые он не считал достоинствами, выглядят таковыми в глазах других людей

 «Острова». Цель: развить представление детей о моральном выборе. Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Мы живем в мире, где есть добро и зло, прощение и гнев, радость и невзгоды, лишения, трудности. Люди часто сравнивают жизнь с житейским морем, которое бывает очень бурным и хмурым, с волнами, сметающими все на своем пути. Но на любом море есть острова, которые помогают спастись человеку от бури. Такие острова есть и в житейском море: от зла нас спасает добро, от гнева – прощение, от невзгод – терпение и трудолюбие и т.д. Пока звучит музыка, вы «плаваете» в житейском море. Как только она прекращается, вы должны найти островок (из бумаги), занять его и придумать ему название. А названием острова будет то качество, которое, как вы считаете, может помочь вам в жизни.  

«Светофор». Цель: развить у детей навык морально-нравственной оценки жизненных ситуаций. Воспитатель приводит примеры жизненных ситуаций. Каждый пример заканчивается положительным или негативным поступком героя. Без предварительного коллективного обсуждения дети с помощью «светофора» показывают свое отношение к тем или иным действиям. (карточки красного и зеленого цвета. Красный цвет означает несогласие ребенка с предлагаемым в описываемой ситуации способом решения нравственной проблемы и показывает запрет на такие действия. Зеленый цвет демонстрирует согласие ребенка и открывает дорогу в жизнь подобным поступкам.

Разнообразие перечисленных выше игр демонстрирует, что можно и нужно шире использовать педагогические возможности развивающих игр и игровых упражнений, этюдов для формирования коммуникативных навыков у дошкольников.

     

      Литература

  1. Новиков А.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста. М.: Смысл, 2010. 34 с.
  2. Павленко Т. Почему они конфликтуют? Возрастные особенности развития коммуникативных действий // Дошкольное воспитание. 2011. №1. С. 72-77.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников. Требования ФГОС ДО к реализации образовательной области «Познавательное развитие».

В данной статье раскрывается актуальность проблемы эколгичсекого воспитания в детском саду, а так же требования ФГОС ДО к реализации образовательной области «Познавательное развитие»....

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

Статья "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация"

Статья Разенковой Е.В. посвящена формированию коммуникативных навыков с помощью игр. В статье приводятся примеры игр и этюдов....

Формирование коммуникативных навыков у младших дошкольников: требования ФГОС и их реализация.

Статья о формировании коммуникативных навыков у младших дошкольников: требования ФГОС и их реализация....

Физическое воспитание дошкольников: требования ФГОС и их реализация в ДОО

Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно – правовых документов: Законами РФ «Об образ...

Формирование коммуникативных навыков у дошкольников: требования ФГОС и их реализация.

Согласно новым требованиям ФГОС одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации меж...