Проект по чтению художественной литературы для детей подготовительной группы «Доброе чтение»
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 348.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №42 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Проект по чтению художественной литературы
для детей подготовительной группы
«Доброе чтение»
Автор проекта: воспитатель Кравченко И.В.
Сыктывкар, 2021
Пояснительная записка.
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Её особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения.
В круг детского чтения входят:
произведения устного творчества русского народа и народов мира;
классическая детская литература (отечественная и зарубежная);
современная литература (русская и зарубежная).
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Одной из главных задач в формировании личности дошкольника является воспитание культурного поведения. К средствам воспитания культурного поведения следует отнести развивающую среду, игру, художественную литературу. Велика роль художественной литературы, так как она воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, ребёнку читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.
Нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. В этом случае нравственный идеал приобретает системный многосторонний характер.
Дифференцированный подбор примеров и педагогически взвешенная последовательность их демонстрации, обеспечивает становление нравственно-воспитанной личности, готовой к активному действию.
Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место.
В. А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Цель проекта: приобщить детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми средствами художественной литературы.
Задачи:
- Активизировать речевое и мыслительное творчество детей.
- Расширять словарный запас детей.
- Развивать память, внимание, основные познавательные и речевые умения дошкольников.
- Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.
- Расширять представления об окружающем мире.
- Учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.
- Содействовать развитию связной речи детей.
- Познакомить с русскими и зарубежными писателями.
- Развивать способность детей отличать хорошее от плохого как в сказке, так и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- Воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору.
- Приобщить детей к истокам народной культуры.
- Воспитывать у детей дошкольного возраста позицию активного читателя, интерес и уважение к книге как источнику культуры и информации.
- Способствовать формированию нравственных качеств: отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу и т. д.
Примерный план реализации проекта:
Срок проведения | Тема | Цели и задачи | Примечания |
Сентябрь 1 неделя | Выбор темы. Подбор материала. | Мониторинг уровня читательских компетенций детей. Подбор материала. Составление плана проекта. | |
2 неделя | Беседа «Её Величество Книга» | Вызвать интерес к чтению художественной литературы. Раскрыть роль книги в жизни людей, показать значение книг и чтения для формирования интеллектуальных и творческих способностей детей. | Презентация «Как появилась книга» |
3 неделя | Беседа «Сказка мудростью богата». Чтение русской народной сказки «Лиса и кувшин» | Познакомить детей с разнообразием русских народных сказок. Обогащать читательский опыт детей за счёт произведений более сложного жанра (волшебные сказки). Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя. | |
4 неделя | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» | Знакомство с биографией писателя. Обратить внимание на то, как в жанре сказки писатель описывает осенний сбор и отлет разных птиц. На примере героев сказки прививать чуткое и заботливое отношение к пернатым друзьям. Воспитывать любовь и чувство сострадания к животным. | Презентация по биографии автора + картинки к сказке Рисование по сказке
|
Октябрь 1 неделя | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про козявочку» | Воспитывать положительные жизненные позиции, веру в лучшее, добро. | |
2 неделя | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Медведко» | Воспитывать бережное отношение и любовь к животным. | Презентация – картинки по рассказу |
3 неделя | Дело мастера боится. Чтение рассказа Н.Носова «Мишкина каша» | Познакомить с творчеством Н.Носова. Воспитывать у детей уважение к труду, к человеку мастеру. | Презентация с краткой биографией Н.Носова. |
4 неделя | Тема сиротства в стихах для детей. Стихотворение А.С.Шишкова «Нищенькая» | Познакомить со стихотворением мольбой. С помощью анализа стихотворения формировать у детей понятие сиротства и эмоциональное отношение к нему. | |
Ноябрь 1 неделя | «Значит, к нам подкралась лень»: «Лень до отеть» «Три брата ленивых» Юнна Мориц «Трудолюбивая старушка» О.Бундур «Запахи дня» | Формировать оценку понятия «лень», используя педагогическое воздействие художественного слова на детей. | |
2 неделя | «Русские былины и сказания». Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | Познакомить детей с новым жанром литературы. Выявить, в чем отличие былины от сказки. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать; - Воспитывать у детей уважение и любовь к истокам своей Родины. | Рассматривание картины «Три богатыря» |
3 неделя | Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» | Воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину. | |
4 неделя | Русская народная сказка «Никита Кожемяка» | Вспомнить русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой. Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. Воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к русским воинам. | |
Декабрь 1 неделя | Мини-викторина по сказке «Никита Кожемяка» и былинам про богатырей. | Актуализировать знания детей о ранее прочитанном. Развитие умения работать в команде. Умение договариваться. | Презентация - игра Работа в командах |
2 неделя | Чтение басни Крылова «Зеркало и обезьяна». | Познакомить детей с новым жанром литературы - басней, её жанровыми особенностями. Учить детей осознавать и понимать идею басни. Учить детей выражать своё отношение к персонажам, правильно оценивать и характеризовать их нравственные качества. Знакомство с творчеством И. А. Крылова. Воспитывать уважительное отношение к людям, дать понять то, что нельзя смеяться над другими. | Презентация с биографией Крылова. Книга с баснями Крылова. |
3 неделя | Знакомство с творчеством С. Т. Аксакова. Чтение сказки «Аленький цветочек». | Дать понимание того, что внешность обманчива. За внешней красотой может скрываться убогая душа, а за уродством наоборот может быть доброе, любящее сердце. | Презентация с биографией С.Т. Аксакова |
4 неделя | К.Паустовский «Тёплый хлеб» | Воспитывать доброе отношение к животным, к людям. | Портрет К.Паустовского Картинки по рассказу |
Январь 2 неделя | Л. Толстой «Прыжок» | Знакомство с писателем. Совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей. Воспитывать чувство сопереживания и сострадания, чувство ответственности за свои поступки. | Презентация по биографии Л.Н. Толстого |
3 неделя | Л.Толстой «Лев и собачка» | Воспитывать чувство сопереживания героям были. Воспитывать чувство любви и бережного отношения к животным. | Иллюстрированная книга |
4 неделя | К.Ушинский «Слепая лошадь» | Воспитывать бережное отношение к окружающим, в т.ч. к «братьям нашим меньшим», вызывать желание приходить к ним на помощь. | Портрет писателя |
Февраль 1 неделя | Е. Воробьев «Обрывок провода» | Воспитывать уважение к героям войны, вызывать восхищение силой духа, мужеством, бесстрашием защитников Отечества. | Портрет писателя |
2 неделя | Ю.Коваль «Выстрел» | Воспитывать бережное отношение к птицам и всему живому на Земле. | Портрет писателя |
3 неделя | Соколов-Микитов «Соль Земли» | Воспитывать бережное отношение к природе | Портрет писателя |
4 неделя | Викторина по прочитанным рассказам и биографиям писателей. | Вспомнить прочитанные рассказы. Актуализировать знания детей по ранее прочитанному. | Презентация-игра |
Март 1 неделя | К.В. Драгунская «Лекарство от послушности» | Воспитывать у детей стремление познавать мир, фантазировать, выдумывать, играть, веселится. Воспитывать умение верить в чудеса. | Портрет писателя |
2 неделя | А.С.Пушкин «Сказко о мертвой царевне и о семи богатырях» | Воспитывать умение видеть внутреннюю красоту человека – умение любить и сострадать. Стремится делать добрые дела, подвести к пониманию: Добро всегда побеждает зло. | |
3 неделя | Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» | Развивать способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать своеобразие форм, образность языка. Учить называть главную мысль сказки. | Портрет писателя Презентация с иллюстрациями по сказке |
4 неделя | Топелиус Сакариас «Три ржаных колоска» | Воспитывать доброе отношения к людям и животным, умение сострадать. | Иллюстрации |
Апрель 1 неделя | Шварц. «Сказка о потерянном времени». | Воспитывать умение бережно относится к своему и чужому времени, ценит время. | Портрет писателя |
2 неделя | Погорельский. «Черная курица или подземные жители» | Воспитывать чувство ответственности за свои поступки. | Портрет писателя |
3 неделя | В.Осеева «Хорошее» | Воспитывать доброту, вежливость, любовь и заботу к родным и близким людям, желание совершать добрые поступки. | Портрет писателя |
4 неделя | М.Зощенко «Глупая история» | Учить оценивать поступки героев, предложить ребятам рассказать, как бы они поступили в различных ситуациях на месте персонажей рассказа. | Портрет писателя |
Май 1 неделя | А. Куприн «Слон» | Воспитывать чувство сопереживания к больным людям. | Портрет писателя |
2 неделя | Г.Скребицкий «Всяк по своему» | Воспитывать бережное отношение к живой природе. | Портрет писателя Презентация с иллюстрациями по сказке. |
3 неделя | В. Гаршин «Лягушка-путешественница» | Воспитывать стремление детей познавать мир, стремиться к своим целям. Воспитывать скромность. | Портрет писателя. |
4 неделя | Литературное развлечение викторина. | Итоговое мероприятие. |
Список используемой литературы:
1. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.
2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112 с.
3. Дошкольное учреждение и семья –единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.
4. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с. 35 – 40.
5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с. 28
6. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.
7. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.
8. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитани дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 С.
9. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтение художественной литературы для детей подготовительной группы
Цель:Учить замечать красоту, чудеса природы, восхищаться ею на примере художественных произведений....
Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литературы для детей подготовительной группы Тема: «Чтение рассказа Е.Воробьева «Обрывок провода»
продолжать развивать интерес к художественной литературе, пополнить литературный багаж новым рассказом;Обращать внимание на выразительные средства;Воспитывать чувство сострадания к героям...
"Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы"
План самообразования...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ТЕМА: «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯТЕМА: «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы» Через литературу ребенок позн...
«Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»
развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы....
«Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы».
План по самообразованию на 2023-2024 год...
План по самообразованию на тему «Духовно – нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы» (старшая группа)
Духовно – нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни , обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства...