НОД по звуковой культуре речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Детский сад № 15 "Березка"
Конспект НОД по развитию речи
«Волшебный мир звуков»
для детей подготовительной группы
Подготовила и провела:
воспитатель Митенкова М.М.
2021 г.
Цель: совершенствование звукопроизношения, слухового внимания и восприятия детей.
Задачи:
- Упражнять детей в различении на слух звуков с-з;
- развивать фонематический слух;
- Продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук, находить место звука в слове;
- Добиваться чёткого и правильного произнесения фраз;
- Развивать познавательный интерес и речь.
Средства:
Изображения совы и зайца (С. Вохринцева), заколдованного замка серого цвета (цветной), разрезанные на 4 части; карточки на каждого ребенка с тремя окошечками для определения места звука в слове, фишки серого цвета, счётные палочки.
Способы:
Игровой прием; речевой материал, используемый для различения звуков з и с во фразовой речи: загадки, скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика, анализ слов, физкультминутка.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, прежде чем начать занятие давайте мы с вами разогреем наши язычки, сделаем артикуляционную гимнастику.
1. Артикуляционная гимнастика.
Раз – окошечко открыли
Два – мы дудочку купили
Три – в улыбке наши губки
На четыре – чистим зубки.
Воспитатель: Ребята, а что такое – волшебство?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы ответили правильно, а теперь мы с вами отправимся в волшебный мир звуков. А в гости к каким звукам мы с вами отправимся, вы узнаете из загадок.
2. Загадки.
- Всю ночь летает
Мышей добывает
Станет светло
Спать летит в дупло.
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это сова. С какого звука начинается слово-сова?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мы отправимся в гости к звуку –с. но одному в волшебном царстве скучно, поэтому вместе со звуком –с живет еще один звук слушайте загадку.
2.Это что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы.
(ответы детей)
Правильно, это заяц. С какого звука начинается слово заяц?
(ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами отправимся в царство звуков –с- и –з-. Давайте произнесем эти звуки. Посмотрите, ребята, это замок звуков. Но почему он такой мрачный?
(ответы детей)
Воспитатель: Оказывается, этот замок заколдовал злой волшебник Звукоед. И теперь в этом царстве звуки пропали и все слова стали непонятными. Ребята, зайка и сова просят вас расколдовать замок, а для этого нам надо выполнить несколько заданий.
3. Д/и «Пропали звуки».
Я вам сейчас буду называть слова, из которых пропали звуки –с- или –з-, а вы должны восстановить слово и сказать его правильно.
…агадка (загадка), …ыр (сыр), …онт (зонт), арбу… (арбуз), …такан (стакан), …неговик (снеговик), гла… (глаз), меду…а (медуза), …еркало (зеркало), …амовар (самовар), во…дух (воздух).
Воспитатель: Молодцы, задание вы выполнили, вы расколдовали одну часть замка.
4. Д/и «Найди звук в слове».
Воспитатель: Второе задание. В стихотворении найдите слова со звуком –с-. Это задание совы.
В лесу темно
Все спят давно
Одна сова не спит
На суку сидит.
(ответы детей)
Воспитатель: В этом стихотворении семь слов со звуком –с-, вы справились с заданием! Давайте еще раз произнесем эти слова (Повтор слов)
А теперь стихотворение вам приготовил заяц. Вам надо найти слова со звуком –з-.
Засияло зарево
За окном закат
Ярко- красным пламенем
Озарил зайчат.
(ответы детей)
Воспитатель: В этом стихотворении шесть слов со звуком –з-. Давайте еще раз произнесем эти слова (Повтор слов)
5. Чистоговорки.
Воспитатель: Молодцы, вы помогли расколдовать еще одну часть замка. Ребята, сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому, что они помогают красиво и правильно говорить. Она предлагает поиграть. Я буду говорить, а вы по очереди будите повторять.
Са-са-са выпала роса
За-за-за залетела стрекоза
Си-си-си смотри, не укуси
Зи-зи-зи капусту погрузи
Се-се-се помоги лисе
Зе-зе-зе запаси сена козе
Зы-зы-зы расцвели розы
Сы-сы-сы выросли усы
Су-су-су карамельку сосу
Зу-зу-зу купили мы козу
Уз-уз-уз маленький карапуз
6. Скороговорки.
Воспитатель: зайчик любит разучивать скороговорки. Давайте и мы с вами разучим
- У киски в миске рис и сосиски.
Воспитатель: Сначала повторим медленно, а потом быстро.
(Хоровые и индивидуальные ответы детей).
- Заяц Егорка свалился в озерко.
Смотрите, ребята, мы с вами расколдовали еще одну часть замка. Мы выполнили уже много заданий, нам надо немного размяться.
7. Физкультминутка.
Зайка по лесу скакал (прыжки)
Зайка корм себе искал (повороты влево и вправо)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись как стрелки ушки (ладошки у головы)
Шорох тихий раздается (прислушиваются)
Кто-то по лесу крадется.
Может ежик здесь шуршит (трут ладошками)
Может мышка прочь бежит (перебирают пальцами)
Может мишка здесь гуляет (ходят в перевалочку)
Может птица пролетает (движения скрещенными ладонями)
Заяц путает следы (легкий бег)
Убегает от беды
Прыгнул в бок и повернулся
И под кустиком свернулся (присесть)
Словно беленький клубок
Чтоб никто найти не мог.
8. Д/у «Найди место звука в слове».
Воспитатель: Вот, я вижу конверт, а в нем написаны слова. Ребята, вам надо определить, где стоит звук в слове, и вы расколдуете еще одну часть замка. Давайте вспомним, где может стоять нужный нам звук в слове.
Дети: Звук в слове может стоять в начале, середине или в конце.
Воспитатель: Возьмите карточки с окошечками и ставьте фишку в первое, среднее или последнее окошечко, определяя место звука в слове.
(дети самостоятельно выполняют задания, воспитатель осуществляет контроль)
- Озеро, заря, воздух, нос, сено, осина.
9. Игра «Секрет».
Дети сидят на стульчиках рядом друг с другом. Воспитатель передает ребенку, который сидит первым в ряду, «важное сообщение» (например, произносит такие фразы: «Зина видела серого зайца в лесу»,
«У Сони красивые зелёные и красные ленты», и т. п.) и предлагает передать «сообщение» другому ребенку шепотом, так, чтобы не слышали остальные. «Сообщение» передается по цепочке. Последний ребенок произносит фразу вслух.
10. Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, вы расколдовали весь замок. Посмотрите, какой он красивый и яркий. Вы правы, здесь живут все слова со звуками –с- и -з-.
-Вам понравилось наше волшебное приключение?
-Какие звуки мы сегодня повторили?
-Какие задания вам понравились?
-Что вам показалось трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.
Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...
Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
ТЕМА: «ЗВУКОВОЙ ГОРОДОК» Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе
Развивать у детей звуковую культуру речи...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)
Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...