НОД по звуковой культуре речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Митенкова Мария Михайловна

НОД по звуковой культуре речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._nod.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Детский сад № 15 "Березка"

Конспект НОД по развитию речи

«Волшебный мир звуков»

для детей подготовительной группы

Подготовила и провела:

воспитатель Митенкова М.М.

2021 г.

Цель: совершенствование звукопроизношения, слухового внимания и восприятия детей.

Задачи:

  • Упражнять детей в различении на слух звуков с-з;
  • развивать фонематический слух;
  • Продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук, находить место звука в слове;
  • Добиваться чёткого и правильного произнесения фраз;
  • Развивать познавательный интерес и речь.

Средства:

Изображения совы и зайца (С. Вохринцева), заколдованного замка серого цвета (цветной), разрезанные на 4 части; карточки на каждого ребенка с тремя окошечками для определения места звука в слове, фишки серого цвета, счётные палочки.

Способы:

Игровой прием; речевой материал, используемый для различения звуков з и с во фразовой речи: загадки, скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика, анализ слов, физкультминутка.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, прежде чем начать занятие давайте мы с вами разогреем наши язычки, сделаем артикуляционную гимнастику.

1. Артикуляционная гимнастика.

Раз – окошечко открыли

Два – мы дудочку купили

Три – в улыбке наши губки

На четыре – чистим зубки.

Воспитатель: Ребята, а что такое – волшебство?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вы ответили правильно, а теперь мы с вами отправимся в волшебный мир звуков. А в гости к каким звукам мы с вами отправимся, вы узнаете из загадок.

 2. Загадки.

  1. Всю ночь летает

Мышей добывает

Станет светло

Спать летит в дупло.

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это сова. С какого звука начинается слово-сова?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, мы отправимся в гости к звуку –с. но одному в волшебном царстве скучно, поэтому вместе со звуком –с живет еще один звук слушайте загадку.

2.Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы.

 (ответы детей)

Правильно, это заяц. С какого звука начинается слово заяц?

(ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами отправимся в царство звуков –с- и –з-. Давайте произнесем эти звуки. Посмотрите, ребята, это замок звуков. Но почему он такой мрачный?

(ответы детей)

Воспитатель: Оказывается, этот замок заколдовал злой волшебник Звукоед. И теперь в этом царстве звуки пропали и все слова стали непонятными. Ребята, зайка и сова просят вас расколдовать замок, а для этого нам надо выполнить несколько заданий.

 3. Д/и «Пропали звуки».

Я вам сейчас буду называть слова, из которых пропали звуки –с- или –з-, а вы должны восстановить слово и сказать его правильно.

…агадка (загадка), …ыр (сыр), …онт (зонт), арбу… (арбуз), …такан (стакан), …неговик (снеговик), гла… (глаз), меду…а (медуза), …еркало (зеркало), …амовар (самовар), во…дух (воздух).

Воспитатель: Молодцы, задание вы выполнили, вы расколдовали одну часть замка.

 4. Д/и «Найди звук в слове».

Воспитатель: Второе задание. В стихотворении найдите слова со звуком –с-. Это задание совы.

В лесу темно

Все спят давно

Одна сова не спит

На суку сидит.

(ответы детей)

Воспитатель: В этом стихотворении семь слов со звуком –с-, вы справились с заданием! Давайте еще раз произнесем эти слова (Повтор слов)

А теперь стихотворение вам приготовил заяц. Вам надо найти слова со звуком –з-.

Засияло зарево

За окном закат

Ярко- красным пламенем

Озарил зайчат.

(ответы детей)

Воспитатель:  В этом стихотворении шесть слов со звуком –з-. Давайте еще раз произнесем эти слова (Повтор слов)

 5. Чистоговорки.

Воспитатель: Молодцы, вы помогли расколдовать еще одну часть замка. Ребята, сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому, что они помогают красиво и правильно говорить. Она предлагает поиграть. Я буду говорить, а вы по очереди будите повторять.

Са-са-са выпала роса

За-за-за залетела стрекоза

Си-си-си смотри, не укуси

Зи-зи-зи капусту погрузи

Се-се-се помоги лисе

Зе-зе-зе запаси сена козе

Зы-зы-зы расцвели розы

Сы-сы-сы выросли усы

Су-су-су карамельку сосу

Зу-зу-зу купили мы козу

Уз-уз-уз маленький карапуз

 6. Скороговорки.

Воспитатель: зайчик любит разучивать скороговорки. Давайте и мы с вами разучим

- У киски в миске рис и сосиски.

Воспитатель: Сначала повторим медленно, а потом быстро.

(Хоровые и индивидуальные ответы детей).

 - Заяц Егорка свалился в озерко.

 Смотрите, ребята, мы с вами расколдовали еще одну часть замка. Мы выполнили уже много заданий, нам надо немного размяться.

 7. Физкультминутка.

Зайка по лесу скакал (прыжки)

Зайка корм себе искал (повороты влево и вправо)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки ушки (ладошки у головы)

Шорох тихий раздается (прислушиваются)

Кто-то по лесу крадется.

Может ежик здесь шуршит (трут ладошками)

Может мышка прочь бежит (перебирают пальцами)

Может мишка здесь гуляет (ходят в перевалочку)

Может птица пролетает (движения скрещенными ладонями)

Заяц путает следы (легкий бег)

Убегает от беды

Прыгнул в бок и повернулся

И под кустиком свернулся (присесть)

Словно беленький клубок

Чтоб никто найти не мог.

8. Д/у «Найди место звука в слове».

Воспитатель: Вот, я вижу конверт, а в нем написаны слова. Ребята, вам надо определить, где стоит звук в слове, и вы расколдуете еще одну часть замка. Давайте вспомним, где может стоять нужный нам звук в слове.

Дети: Звук в слове может стоять в начале, середине или в конце.

Воспитатель: Возьмите карточки с окошечками и ставьте фишку в первое, среднее или последнее окошечко, определяя место звука в слове.

(дети самостоятельно выполняют задания, воспитатель осуществляет контроль)

- Озеро, заря, воздух, нос, сено, осина.

 9. Игра «Секрет».

 Дети сидят на стульчиках рядом друг с другом. Воспитатель передает ребенку, который сидит первым в ряду, «важное сообщение» (например, произносит такие фразы: «Зина видела серого зайца в лесу»,

«У Сони красивые зелёные и красные ленты», и т. п.) и предлагает передать «сообщение» другому ребенку шепотом, так, чтобы не слышали остальные. «Сообщение» передается по цепочке. Последний ребенок произносит фразу вслух.

 10. Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы, вы расколдовали весь замок. Посмотрите, какой он красивый и яркий. Вы правы, здесь живут все слова со звуками –с- и -з-.

-Вам понравилось наше волшебное приключение?

-Какие звуки мы сегодня повторили?

-Какие задания вам понравились?

-Что вам показалось трудным?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...