Конспекты по программе «Социокультурные истоки»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Углублять представления детей о доброте, как о ценном качестве человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_dorogi_dobra_vfa.docx | 22.41 КБ |
konspekt_1.docx | 21.51 КБ |
druzhnaya_semya.docx | 276.86 КБ |
dobrye_dela.docx | 16.78 КБ |
svetlaya_nadezhda.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по программе «Социокультурные истоки» «Дороги добра»
от 4 до 5 лет
Тема НОД: «Дороги добра»
Подготовила воспитатель
Клешёва Е.И.
Программное содержание:
-углублять представления детей о доброте, как о ценном качестве человека.
- учить детей подбирать подходящие слова, согласовывать с другими словами в предложении, формировать умения употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме;
- продолжать развивать коммуникативные навыки
(умение выслушать товарища, высказать свое мнение, проявлять доброжелательность);
- воспитывать любовь к ближнему, воспитывать навыки культурного общения.
Предварительная работа:
-Беседа с детьми о жизненных путях-дорогах и добрых делах детей и взрослых;
-чтение и драматизация сказки «Петушок и бобовое зернышко»;
-разучивание хороводной игры «Ой ранешенько вставала»;
-составление фотогазеты «Солнышко добра»;
-сюжетно-ролевая игра «Путешествие»;
-чтение потешек, разучивание пословиц о добре, хороводных игр «Огород»,
«Ой, вставала я ранешенько», произведений с последующим обсуждением К. Лукашевич «Добрая девочка»
-дидактические игры «Кто знает больше вежливых слов»,
«Мешок добрых дел», лото «Доброе дело»;
-выставка художественной литературы на тему «Добрая книга»;
-чтение второй книги для развития детей 4-5 лет «В добрый путь» под общей редакцией профессора РАЕН И.А. Кузьмина.
Словарная работа: доброта, дружба, дороги добра.
Материалы и оборудование: магнитофон, кормушка для птиц, дерево, домики, игрушки: петушок, собака, кукла, набор дидактической игры «Что такое хорошо и что такое плохо», «Цветок Добра»
Ход НОД: Звучит песня «ДОРОГОЮ ДОБРА» (сл. Энтин.Ю,композитор Минков).
Организационный момент
Дети входят в группу и становятся полукругом.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями!
Есть хорошая примета -
Всем с утра дарить приветы:
Солнцу красному привет!
Небу ясному привет!
Люди взрослые и малыши,
Вам привет от всей души!
Воспитатель:Есть солнце большое – оно на небе.
А есть маленькое солнышко – оно светит в каждом из нас.
Что это за солнышко такое? Как вы понимаете?
Дети: Это наша доброта, любовь, радость,дружба
Воспитатель: Ребята, а что значит быть добрым? Добрый человек - он какой?
(Передаем игрушку-солнышко)
Дети: Добрый человек любит людей и помогает им, делает добрые поступки, добрый человек бережёт природу и любит её. Заботливый, внимательный, отзывчивый
Воспитатель:Правильно, любовь и желание помочь другим согревает нас самих, как солнце.
Воспитатель: Как стать добрым? Как вы думаете?
Дети:Совершать добрые поступки, помогать.
Воспитатель: Кто вас учит быть добрыми?
Дети: родители, в семье
Воспитатель:Правильно, конечно, доброта берёт начало в семье.
Послушайте стихотворениеН.Тулуповой «Доброта»
Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит –
Радуются взрослые и дети.
(Раздаётся крик петушка).
Воспитатель: Ребята, кто это?
Дети: Петушок
Появляется петушок (Воспитатель заносит игрушку-петушок)
Воспитатель: Здравствуй петушок!
Петушок: Здравствуйте ребята!
Воспитатель: Из какой сказки петушок? вспомните, ребята.
Дети: Петушок и бобовое зернышко.
Воспитатель: А что случилось с петушком в этой сказке?
Дети: Подавился бобовым зёрнышком.
Воспитатель: А кто ему помог?
Дети: Курочка
Воспитатель:Какая по характеру курочка?
Дети: Добрая, отзывчивая, заботливая, вежливая.
Воспитатель: Можно ли путь, по которому прошла курочка, назвать дорогой добра?
Дети: Да. Курочка помогла петушку, выручила его из беды, сделала доброе дело.
Воспитатель: Как благодарил петушок курочку?
Дети: Спасибо тебе курочка за помощь и заботу, я тоже хочу быть добрым, как и ты помогать другим/
Воспитатель: Ребята, вы хотите быть добрыми и помогать другим, петушок хочет научиться вмести свами, предлагает вам пройти по дороге добра и оказать помощь.
Сначала нужно подготовится
Физминутка
Раз,два,три, четыре,пять-
Вмести мы пойдем гулять.
Ручки к солнцу потянулись,
Мы друг другу улыбнулись.
Быстро за руки возьмемся
И в кружочек соберемся
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта. (Дети выполняют движения согласно тексту)
Перед нами дорога и что впереди ждет нас, сейчас мы узнаем.
(Звучит песня «Дорогою добра»)
1.(Кормушка с птичкой)
Воспитатель: Зачем птицы прилетают к кормушку?
Дети: Зернышки клевать. Зимой тяжело найти корм птица.
Воспитатель: Давайте покормим птиц
Пальчиковая игра«Воробьи»
Воробьи-воробушки,
(сжать кулак, указательный и большой вытянуты в клювик)
Серенькие перышки!
(шевелят выпрямленными пальцами рук)
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
(стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот)
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
(погладить тыльные стороны рук поочередно)
Как бы нам поладить,
(хлопки в ладоши)
Чтоб дались погладить?
(потереть ладошки друг о друга)
Дети, как вы думаете можно назвать эту дорогу дорогой добра? Почему вы так думаете?
Дети: Да. Птичкам было холодно и голодно, а мы их покормили -сделали доброе дело.
Воспитатель: Ребята. В каком рассказе девочка помогла воробышкам?
Дети:В рассказе «Добрая девочка»
Воспитатель: На самом деле была девочка доброй?
Дети: Да. Она помогала птичкам в холодную зиму.
Она спасла птичкам жизнь.
Воспитатель: Молодцы, отправляемся дальше.
(Звучит песня «Дорогою добра»)
2.(подходят дети к домикам, где гуляет собачка)
Воспитатель: Как вы думаете, что случилось собакой? Где хозяин собачки?
А может быть,собачка отстало от хозяина?
( Дети высказывают предположения.)
Дети: А может быть, она потерялось?
Воспитатель: Что же нам делать?
Дети: Взять с собой. Отыскать хозяина.
Воспитатель: Мы найдем хозяина, отведем дом (Кукла- мальчик)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, была ли это дорога добра? Почему?
Дети: Да, мы помогли собаке отыскать хозяина.
(Звучит песня «Дорогою добра»)
Воспитатель: Ребята, здесь еще одна дорога. Куда же она нас приведет?
(Дети и воспитатель подходят к столу)
3.Дидактическая игра «Хорошие и плохие поступки»
Воспитатель: предлагает детям рассмотреть картинки и рассказать где хорошие поступки.
Дети рассказывают.
РЕСУРСНЫЙ КРУГ. (Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Нам пора возвращаться. У меня к вам есть задание, посмотрите, на столе лежит волшебный «Цветок Добра»,(Дети выбирают понравившиеся лепестки и рассказывают про свой хороший поступок, после приклеивают лепесток к цветку.)
Но он не простой - это цветок добра. Давайте расскажем о своих добрых делах, какие добрые поступки совершили сегодня вы? Дети, передавая цветок, говорят о своих поступках.
Молодцы, у вас получился просто поразительно красивый цветок!
РЕФЛЕКСИЯ. (Дети стоят полукругом)
Воспитатель: Вам понравилось совершать добрые поступки?
Дети: ДА.
Воспитатель: Что вы почувствовали, когда совершали добрые поступки?
Дети: Радость от того, что кому –то помогли и дружно справились.
Воспитатель: Какие же дороги мы называем «дорогами добра»?
Дети: Когда человек совершает добрые поступки.
Воспитатель: Наш петушок вместе с нами прошёл дорогами добра он научился помогать другим, совершать добрые поступки. Добрые дела всегда живут с нами рядом!
Спешите делать добро. Это здорово!
Воспитатель: Ребята, попрощаемся с гостями. До свидания.(Дети уходят под музыку «Дорогою добра»)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД с детьми старшей группы (5-6 лет)
по программе «Социокультурные Истоки»
на тему: «Верность родной земле»
Категория «Вера».
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие + познавательное развитие + речевое развитие
Цель:
Первоначальное прочувствованное восприятие социокультурной категории «Вера»
Задачи:
1. Расширять знания детей о славе богатырской.
2. Развивать умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению; обогащать образную сторону речи через характеристику образа русского богатыря (могучий, отважный, сильный, честный, непобедимый), пополнять активный словарь - богатырь, богатырская застава, доспехи (шлем, копье, булава, кольчуга, колчан).
3. Воспитывать интерес к истории страны и сохранять историческую память.
Виды деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, игровая, познавательная.
Формы организации: подгрупповая, 10-12 человек (совместная деятельность взрослого и детей) и индивидуальная (самостоятельная деятельность детей).
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, самостоятельная художественная речевая деятельность, ситуативный разговор, игра, работа в паре, работа в круге.
Предварительная работа:
- Чтение детям книги 1 для развития детей 5-6 лет «Верность родной
земле»; - Оформление выставки книг «Защитники Отечества»;
- Рассматривание репродукций картин Шишкина, Васнецова;
- Слушание фрагментов «Богатырской симфонии» А.Бородина;
- Раскрашивание образов русских богатырей (их доспехи и снаряжение);
- Изготовление медалей.
Оборудование: репродукция картины В. Васнецова «Богатыри», магнитные
мольберты, картинки со снаряжением богатыря, печатный материал для
работы в паре, карандаши, аудиозаписи: фрагменты «Богатырской
симфонии» А. Бородина, песня С. Намина «Богатырская наша сила». Ход занятия:
- Организационный момент. Присоединение к теме.
Звучит фрагмент «Богатырской симфонии» А.Бородина.
Воспитатель:
Ребята, слыша фрагмент «Богатырской симфонии» Александра Бородина, мне вспомнились следующие строки:
Три защитника, три брата, три богатыря..
Русь на подвиги богата говорят не зря.
Меч и лук, копье, булава,
Щит и верный конь…
Враг, не тронь родной державы!
Охраняет Русь по праву
Богатырской русской славы
Боевой огонь!
- Мелодия и стихотворение посвящены одной теме, этой же теме посвятил свою картину Виктор Васнецов. Посмотрите на нее.
-Ребята, вы знаете, кто на ней изображен? (ответы детей)
-Кто такие богатыри? (ответы детей)
2.Основная часть
Воспитатель. На рубежах Русской земли богатырской заставой стояли три главных богатыря. И внешность у них разная, и характеры несхожи, и происхождение неодинаковое. Но все смелые, сильные и добрые, все в народе
любимы, потому что совершили много ратных подвигов.
Проблема: как же различить богатырей?!
Русский народ много-много веков назад начал рассказывать о подвигах своих
воинов- богатырей сказы, былины. Были они наполнены исторической
правдой, поэтому и назывались не сказки, а былины, от слова «быль».
Воспитатель. Назовите, пожалуйста, основных богатырей былин ?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Воспитатель. Всех ли богатырей вы назвали, мы сейчас проверим (картина В. Васнецова «Богатыри»).
Как называется первая былина, про кого она?
Д: Про Илью Муромца.
Почему Илью прозвали Муромец?
Д: Потому что он родился в славном городе Муроме, в селе да Карачарове.
Как вы понимаете, что значит сиднем сидел?
Д:У него не двигались руки, ноги, у него не было сил.
Что же произошло однажды?
Д:Пришли странники, угостили его напитком медвяным и у Муромца появились силы.
В чем проявляется любовь к родителям? Как в старину называли мать и отца?
Д: Батюшка, Матушка. Илья Муромец помог родителям на работе убрать пеньки, пока они отдыхали;
Еще Илья Муромец просил у родителей прощеница – благословения перед дорогой.
Во второй былине, про какого богатыря узнали? Как называется эта былина?
Д: Добрыня Никитич и змей.
Кого победил Добрыня Никитич?
Д: Змея о двенадцати хоботах
Что помогло ему победить Змея Горыныча
Д: Сила, храбрость и голос из-под небес: «-Побейся 3 раза.»
Кого защитил русский богатырь Добрыня Никитич?
Д: Русский народ, родную землю.
О каком богатыре мы еще прочитали?
Д: Об Алеше Поповиче и Тугарине Змеевиче
Что помогло Алеше победить Тугарина Змеевича?
Ему помогла храбрость и молитва о том, чтоб пошел дождь.
Всё вышло по молитве, Туча дождевая намочила крылья коня Тугарина, и он упал на землю.
Воспитатель. Ребята, какими качествами обладают богатыри? Давайте назовем эти качества. Называем и, дотрагиваясь до плеча соседа, передаем дальше.
Отважный, мужественный, сильный, смелый, храбрый, бесхитростный, удалый, верный, миролюбивый, честный, преданный, могучий, здоровый, правдивый, надежный, твердый в слове.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите быть похожими на богатырей? Я предлагаю показать богатырскую силу.
Физкультминутка «Мы теперь богатыри»
Физминутка «Мы теперь – богатыри»
Потянулись: раз, два, три. Потянуться.
Мы теперь – богатыри. Показать (напрячь) бицепсы.
Мы ладонь к глазам приставим, Далее по тексту…
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из–под ладошек,
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
Воспитатель. Но трудно бы пришлось богатырю без снаряжения. Давайте поможем ему одеться.
Д/И «Помоги богатырю собраться в поход» Для выполнения задания разделитесь на группы – родители и дети.
Продуктивная деятельность. Каждая группа работает за столом, выбирают картинки с изображением оружия, доспехов, вырезают их и наклеивают на лист А-3 с изображением богатыря. Педагог подключается поочередно к работе каждой группе, уточняет, что они делают, какой результат хотят получить.
Вот мы и вооружили наших богатырей, никакой враг нам не страшен.
(дети проверяют правильность выполнения задания)
Воспитатель .Я предлагаю сейчас разделиться на пары, подойти к столам и выполнить задание. Раскрасьте кружки только под теми картинками, где изображены доспехи богатыря. Внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению.
Воспитатель:
Родная земля - это место, где родился и живет человек, беззаветно любит и
защищает ее. Богатыри и воины - защитники земли русской - это люди веры и правды, чести и долга. Люди благодарны им за их ратный труд, за их высокое предназначение - жизнь отдать за Веру и Отечество! Люди хотели отблагодарить богатырей за защиту. В ваших семьях тоже есть богатыри – защитники. Как вы думаете кто это? Да, конечно, это ваши папы и дедушки. Они тоже защищали Отечество. Я предлагаю сделать для них подарок – медали (раздаются заготовки). Вы можете оформить медаль для своего героя так, как вы хотите. (Работа детей). Дома вы вручите эту медаль и поблагодарить своих защитников за мирное небо у нас над головой.
3.Рефлексия
Воспитатель. Наше занятие о русских богатырях подходит к концу. Вспомним, какой завет оставили нам богатыри?
Защищать свою родину, беречь её. Защищать слабых бедных стариков, детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну - Родину.
Воспитатель. Скажите, дети, что вы сегодня узнали на занятии нового? Что показалось трудным? Что понравилось больше всего?
Используемая литература:
1. «Истоковедение» т 5., издание 5 (дополненное)., М. изд. Издательский дом ИСТОКИ
2. «Книга 1 для развития детей дошкольного возраста 5-6 лет»., М. изд. Издательский дом «ИСТОКИ» 2017г.
3. «Книга 1 для развития речи детей дошкольного возраста 5-6 лет» изд. Издательский дом «ИСТОКИ» 2017г.
4. Рекомендации по применению программы «Социокультурные Истоки» в ФГОС дошкольного образования. М., Издательский дом ИСТОКИ, 2015г
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия совместно с родителями
«Дружная семья» в средней группе
по программе духовно-нравственного развития
«Социокультурные истоки»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Задачи:
Образовательные:
-Формировать первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья»
-Формировать у детей и родителей отношения к семье, как основной из главных социокультурных ценностей.
-Формировать у детей способности договариваться, приходить к единому мнению, работать в паре.
Развивающие:
- Развивать умение слушать друг друга, высказывать свое мнение;
- Развивать у детей интерес к хороводным играм; эмоционально и выразительно выполнять движения в хороводной игре «У дедушки Трифона»;
- Активизировать речь детей, умение самостоятельно рассказывать про свою семью;
-Мотивировать родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей внимание и заботу о родных и близких людях, желание им помогать;
Виды деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная, музыкальная, художественная.
Предварительная работа
Проведение занятия с детьми на тему «Дружная семья» по программе «Моя семья». Чтение 1 части книги для развития детей 4-5 лет «Дружная семья» . Беседа с детьми по русской народной сказке «Братец Иванушка и сестрица Аленушка» (стр. 5-9), рассказов Л. Корсунской «Семья» (стр. 11), Э. Шима «Брат и младшая сестра» (стр. 18), Е. Пермяка «Первая рыбка» (стр.16); стихов Е. Трутневой «Наша бабушка», И. Бунин «Матушке», Р. Гамзатов «Дедушка» (стр. 12-13).
Материалы для занятия
Мультимедиа презентация «Дружная семья», Книга для развития детей 4-5 лет «Дружная семья», цветные карандаши, песочные часы, мультфильм про семью, шапка, платок, ромашка.
Ход занятия
Организационный момент
Звучит песня «Моя семья». Дети вместе с воспитателем и родителями заходят в группу. Родители сидят на стульчиках.
Подготовительный этап. Ресурсный круг.
Воспитатель: В этот солнечный день, я рада видеть сегодня и вас и ваших родителей в нашем зале. Мы как одна большая семья. А как говорят в народе «Вся семья вместе так и душа на месте».
Вы наверно догадались, что сегодня наш разговор пойдет о семье. А что такое семья? (Ответы детей)
Воспитатель: Семья – одна из самых великих ценностей жизни, к которой нужно относиться очень бережно.
Ребята, я вам предлагаю посмотреть небольшой фрагмент мультфильма.
(просмотр фрагмента мультфильма «Папа, мама и золотая рыбка» Беседа)
-Что произошло в семье мальчика? Давайте придумаем ему имя.
- Как вы думаете, почему поссорились папа и мама?
- Как мальчик прореагировал?
- Как вы думаете, что дальше делал мальчик?
-Что он почувствовал, когда увидел семью девочки? Какая у нее семья?
-А что такое семья? Расскажите, кто есть в вашей семье? (Обобщение воспитателя)
- У каждого из вас есть семья, она бывает большая и маленькая.
- А что нужно делать, чтобы не ругаться с родителями, младшими сестренками и братишками?
- А что такое дружная семья?
- А какую семью можно назвать дружной?
- Вашу семью можно назвать дружной?
Воспитатель: Ребята, а давайте мы сегодня вместе с вами попробуем разобраться, что такое «дружная семья» и что нужно делать, чтобы жить дружно и, возможно, поможем мальчику справиться и помирить его маму и папу. Вы согласны?
Воспитатель предлагает посмотреть презентацию «Дружная семья» (беседа по презентации):
- Кто изображен на фотографиях? (дети перечисляют). Как можно назвать одним словом папу, маму, бабушку, дедушку и вас? (семья).
- А какую семью можно назвать дружной? (в которой вместе читают книги, гуляют, помогают друг другу, трудятся и т. д.)
- Вашу семью можно назвать дружной? Почему вы так считаете? (Мы с мамой и папой вместе ходим на прогулку, вместе трудимся на даче, по вечерам мои родители читают мне книгу, вместе с братом (или сестрой) мы любим рисовать, мастерить поделки и т. д.).
Воспитатель: Ребята, а давайте мы для родителей и его семьи исполним песню «Что такое семья?», чтобы их порадовать.
Песня «Что такое семья?»
Дети садятся в круг.
Воспитатель читает отрывок: «А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает». (картинка на слайде)
- Скажите, из какой сказки этот отрывок? Правильно, эта сказка «Братец Иванушка и сестрица Аленушка»
- Как в этой сказке старшая сестра заботилась о младшем брате?
- Расскажите, что сделал брат, чтобы спасти свою сестру?
- Что помогло сестрице Аленушке и братцу Иванушке преодолеть все беды и остаться неразлучными? (Педагог обобщает ответы детей)
-Чему учит эта сказка?
Воспитатель предлагает детям прочитать наизусть стихи о семье.
Мы расскажем про семью…
Мою! Мою! Мою!
Нет на земле ее милей
Дороже, ближе и родней.
Мой папа лучший самый!
Он очень дружен с мамой!
Да и со мной признаюсь всем,
Почти не ведает проблем!
А моя мама - просто класс!
Не оторву влюбленных глаз!
Нежна и ласкова она
И днем, и ночью мне нужна!
Ты, моя бабушка, - лучшая самая!
Раньше была ты обычною мамою.
Но разрослась молодая семья,
В этом, признаюсь, заслуга моя!
Стала теперь ты «мамой вдвойне»:
Мамою мамы приходишься мне!
Мой дедушка – лучший на целой земле!
Спешит он по первому зову ко мне.
Всегда обогреет, всегда подбодрит,
Улыбкой сердечной наш дом озарит.
Обобщение воспитателя: Только в дружной семье близкие и родные проявляют заботу друг о друге. Как радостно старшим и детям вместе трудиться и отдыхать.
- Чем вам понравилась Юрина семья, о которой вы узнали в рассказе «Первая рыбка»?
- Почему, такого маленького Юру все похвалили? (Потому, что его очень любили и ценили его пусть и маленький вклад в общее дело).
- Я знаю, что вас тоже очень любят ваши родители.
Вспомнить рассказ Л. Корсунской «Семья»
-Какая фамилия была у семьи Лены?
-Почему у одной семьи одна фамилия общая?
-Какая фамилия у вашей семьи? (ответы детей)
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Воспитатель: У меня есть вот такая красивая удивительная ромашка. Ромашка считается символом любви и верности и дружной семьи. Я предлагаю вам ее сейчас передавать друг другу и дарить всем пословицы и поговорки о семье.
Ресурсный круг «Пословицы и поговорки о семье»
Физкультминутка
- Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в знакомую хороводную игру «У дедушки Трифона» (стр. 15).
Далее воспитатель предлагает детям сесть парами (столы в кругу)
Воспитатель обращает внимание на иллюстрации, помещенные в книге для развития с изображением дружной семьи (стр.19). Предлагает их рассмотреть.
- Кто изображен на иллюстрациях? Чем занимаются? Воспитатель последовательно рассматривает вместе с детьми иллюстрации.
Работа в паре «Дружная семья».
Этапы работы:
1.Индивидуальный этап. Воспитатель объясняет задание, предлагает детям сделать выбор. Дети отмечают иллюстрации с изображением дружной семьи знаком «+» на странице книги для развития.
Время работы 3 минуты. (переворачивает песочные часы)
По завершении времени индивидуального этапа воспитатель просит всех одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание.
2. Работа в паре с родителями
Воспитатель предлагает детям сравнить свой выбор с выбором соседа и прийти к общему мнению. Возможная схема общения:
- первый ребенок сообщает партнеру свое решение;
- второй внимательно слушает и выражает согласие или несогласие, знакомит со своим решением.
- далее дети и родители пытаются прийти к единому мнению.
Воспитатель внимательно наблюдает за действиями детей и родителей, поощряет тех, кто общался в спокойной, доброжелательной форме. За минуту до окончания данного времени воспитатель предупреждает детей о своевременном завершении диалога.
Время работы 3 минуты. (песочные часы)
3.Обсуждение в группе и экспертная оценка.
Одна из пар показывает выбранные иллюстрации и объясняет свое решение. Воспитатель предлагает детям начинать ответ словами: «Мы решили, мы думаем, мы отметили». При ответе дети аргументируют свой выбор, например: «Мы отметили иллюстрацию, где члены семьи вместе сажают растения, потому, что в дружной семье вместе трудятся». Педагог выявляет тех, кто согласен с данным решением. Затем предлагает выступить тех, у кого по-другому выполнено задание. Далее воспитатель дает экспертную оценку. Показывает, как нужно правильно выполнить задание. Педагог обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались, вовремя справились с заданием.
4. Заключительный этап.
- Понравилось ли вам работать в паре? (ответы детей)
Воспитатель предлагает вернуться к экрану и досмотреть мультфильм до конца.
Подвести их к выводу.
В конце занятия педагог благодарит детей за активную работу и предлагает рассмотреть странички книги «Дружная семья», где они со своими родителями, сестрами и братьями рисовали и выполняли коллаж «Моя семья».
Предварительный просмотр:
Занятие 7
Конспект итогового занятия по программе Социокультурные истоки «Добрые дела»
Задачи:
Воспитания у детей доброго отношения, любовь к ближнему.
Формирование потребности в социальном соответствии.
Дальнейшее развитие коммуникативных навыков.
Формирование мотивации на совершение добрых поступков.
Ход занятия:
Работа в круге. Прочтение сказки П. Ершова «Конек - горбунок».
Восп: Ребята, найдите в сказке фрагменты в которых Иван проявляет добрые качества?
Размышляем вместе с детьми.
Детям предлагается отправиться в сказочную страну, где совершаются только добрые дела. Воспитатель сообщает, что первая улица в этой стране называется «Вежливая».
Здравствуйте — желаю Вам здоровья!
В слове этом — мудрость, доброта,
Что всегда соседствуют с любовью,
И души славянской красота!
Вопросы к детям:
- Что вы делаете, если на своём пути встречаете родных или знакомых, взрослых и детей? (ответы детей)
- Объясните значение слова «здравствуйте»? (ответы детей)
- Что испытывает человек, когда с ним здороваются? (ответы детей)
- Как по-другому можно приветствовать человека? (ответы детей)
Ребята, на все вопросы вы ответили правильно, а значит нам открылась дорога на улицу «Прощание».
Вопросы к детям:
- Говорите ли вы вежливые слова, когда прощаетесь со знакомыми, близкими, друзьями? (ответы детей)
- Что можно сказать вместо слова «до свидания»? (ответы детей)
Вот мы и добрались до следующей улицы: «Волшебные слова».
- Я предлагаю вам игру: «Кто больше знает волшебных слов». Я вам задаю вопросы, вы внимательно слушаете и отвечаете.
- Какие слова нужно говорить, когда здороваешься? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром и т.д.)
- Какие слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-либо с просьбой? (Прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите)
- Какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь? (Простите, извините, прошу прощения)
- Какие слова мы произносим, прощаясь? (Прощайте, всего хорошего, всего доброго, спокойной ночи, до свидания т. д.).
- Сейчас вы стали маленькими волшебниками, потому что сказали свои важные волшебные слова.
Ребята давайте разберем ситуацию:
Мальчик крикнул прохожему: «Эй, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему, мальчик совершил несколько ошибок. Как вы думаете, какие?
(Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить. Мальчик забыл сказать слово «пожалуйста». Мальчик забыл сказать слово «извините»). Ошибки мы нашли. Скажите, как мальчик правильно должен был обратиться к прохожему. (Извините, Скажите, пожалуйста, который час?)
И наконец-то последняя остановка «Забота».
(Раздаётся кукареканье).
Восп: Ребята, кто это?
Дети: Петушок
Появляется петушок
Восп: Здравствуй петушок!
Пет: Здравствуйте ребята!
Восп: Из какой сказки петушок? вспомните, ребята.
Дети: Петушок и бобовое зернышко.
Восп: А что случилось с петушком в этой сказке?
Дети: Подавился бобовым зёрнышком.
Восп: А кто ему помог?
Дети: Курочка
Восп: Кто помогал курочке выручать петушка из беды?
Дети: Коровушка, хозяин, хозяюшка, кузнец.
Восп: Какими словами можно назвать курочку? Какая она?
Дети: Добрая, отзывчивая, заботливая, вежливая.
Дети: Курочка помогла петушку, выручила его из беды, сделала доброе дело.
Восп: Что петушок может сказать курочке?
Дети: Спасибо тебе курочка за помощь и заботу, я тоже хочу быть добрым как и ты помогать другим.
Восп: Ребята, петушок предлагает нам сделать еще одно доброе дело.
Восп: Ребята смотрите, что это перед нами?
Дети: Кормушка с птичкой.
Восп: Зачем она прилетела на кормушку?
Дети: Зернышки клевать.
Восп: Давайте покормим птичку (сыплют зернышки).
Восп: Ребята, как вы думаете можно назвать это заботой?
Почему вы так думаете?
Дети: Да. Птичка была голодной, а мы её накормили – позаботились о ней и сделали доброе дело.
Молодцы ребята!
Восп: Ребята за время нашего путешествия, вам понравилось совершать добрые дела?
Дети: Да!
Восп: Так давайте же, совершать их каждый день! Добрые дела всегда живут рядом с нами! Спешите делать добро!!
Ребята ,вот несколько пословиц о добрых делах:
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело два века живет.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Добро не забывается.
Доброму Бог помогает.
Доброе не умрет, а зло пропадет.
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие
с родителями старшей группы и детьми
Занятие проводится на основе книги для развития детей 5-6 «Светлая надежда»
Цель:
Присоединение родителей к осмыслению духовно – нравственной категории человека: «Надежда». Развитие единого контекста в группе.
Задачи
1.Оказание родителям педагогической поддержки в освоении темы «Светлая надежда».
2.Развитие мотивации на взаимодействие всех участников в группе.
3.Формирование единой системы духовно – нравственных ценностей в семье и в детском саду.
4. Знакомство с книгой для развития детей 5-6 лет «Светлая надежда»
4.Укрепление активной позиции родителей в воспитании детей.
Примерный план:
1 Работа в круге. Вводное слово, чтобы настроить родителей на тему разговора.
2. Основной этап- направлен на осмысление родителями главной идеи книги и способствует накоплению социокультурного опыта у каждого его участника. Работа с пословицами. Совместное прочтение с детьми книги и коллективное обсуждение.
3. Заключительный этап. Рефлексия - родителям предоставляется возможность высказать свое отношение к обсуждаемой теме.
Материал для занятия: книга для развития детей 5-6 лет «Светлая надежда»; ножницы, клей, цветной картон, элементы для украшения елочных игрушек.
Подготовительный этап. Предложить родителям книгу для развития детей 5-6 лет «Светлая надежда» для ознакомления дома. Особое внимание уделить разделу: «Слова к родителям», там раскрывается смысл нравственной категории. Дать рекомендации как работать с книгой: прочитать тексты вместе с детьми, ознакомиться с заданиями к ним, ответить на вопросы, предложенные в книге по данной теме. Рассказать детям, а что для вас значит такой праздник, как вы его в семье проводили в детстве. Вместе с детьми подумайте, как будете проводить этот праздник в этом году. Какие подарки и пожелания можно сделаться для членов семьи. Совместно со своим ребенком сделать открытку в виде елочки своими руками и написать пожелания в ней, чтоб потом подарить участникам встречи.
Примерный конспект
Педагог | Родители, дети | ||
1 | Присоединительный этап. Работа в круге | Добрый день уважаемые родители! Я рада приветствовать ВАС около елочки, у меня красивые шары с буквами, сложив буквы мы узнаем тему нашего разговора. | собирают «Светлая Надежда» и развешивают шары на елке, так чтоб можно было прочитать это сочетание). |
На экране появляется тема «Светлая Надежда». | |||
Надежду можно сравнить со звездой, она может указать путь, а значит дает надежду на хороший исход пути. Давайте нашу елку увенчаем звездой. | Кто- то вешает звезду на макушку елки | ||
А что такое надежда? Я предлагаю обратиться к толкованию этого понятия в словаре. (на экране видео. Видео снято в библиотеке.) | |||
Каждый человек рассуждает о надежде по-своему. | Педагог предлагает каждому родителю написать на картонном красивом шарике «Что такое для вас, надежда?». Затем зачитать и повесить на елку. | ||
Обобщение воспитателем ответов родителей (когда все повесят свои шарики): Надежда – это всегда нечто прекрасное, светлое, обещающее счастье и успокоение, насыщающее душу чистотой. На Руси даже в трудные времена сохранялась и сохраняется надежда. Каждый из нас верит, что все буде хорошо, а значит есть вера в светлое, хорошее, доброе. Вера помогает не ждать чуда, а действовать идти к исполнению к заветной мечте. А православные люди обращаются к богу. Вера и надежда на светлое будущее не позволяет опускать руки, придает сил чтоб жить, бороться с трудностями, радоваться жизни. Вера и надежда сеет в души людей добро. Со Светлой Надеждой люди посещают храмы и верят, надеется, что станет легче и произойдет чудо. И самое главное чудо – это праздник Рождество. Повсюду зажигались свечи, наряжали елку, рассказывали о чудесном появлении на свет младенца- Христа. Ведь не случайно Рождество – любимый праздник всех детей. И в наши времена этот праздник входит в каждый дом. И когда в домах живет надежда и вера, то все житейские трудности преодолимы. | |||
2 | Работа в паре | Участники разбиваются на пары по своему выбору | |
О надежде есть пословицы, чтоб о них поговорить я предлагаю разбиться на пары. | |||
Приглашаем детей? Ведь они в ожидании Светлой Надежды на чудо у рождественской елки. Они надеются интересную встречу у елки. | Нарядные дети входят с готовыми елочными игрушками сделанные своими руками рассаживаются около своих родителей. | ||
Ничего так не объединяет семью, как совместное чтение. | Родители по очереди читают произведение детям И.С. Шмелева Рождество | ||
У каждого ребенка, есть новогодняя игрушка в руках. Ее можно назвать игрушка –пожелание. Кому бы вы из своих родных и близких хотели бы подарить и что пожелать? | После пожеланий игрушку повесить на елку. | ||
И взрослые и дети ждут на Рождество подарки, а какие бы вы подарки хотели | Ответы детей и взрослых | ||
А теперь посмотрите на нашу елку, какая она стала? Это мы ей подарили Светлую Надежду, что ее наряд будет радовать всех, кто стоит около этой елки, потому –что, мы своими пожеланиями и мечтами зарядили елку добром и верой в на Светлую Надежду. Давайте встанем в дружный хоровод и зажжем рождественские свечи, чтоб загадать желание. | Ответы детей и взрослых Родители зажигают свечу, вместе с ребенком загадывают желание и задувают. Затем хоровод «Новогодний» | ||
Родители собираются в круг | Дети уходят в группу | ||
Рефлексия | Спасибо вам за интересную беседу. За ваши ответы и размышления. Пожалуйста, поделитесь и вы своими мнениями о нашей встрече. Узнали ли вы что – то для себя новое на нашей встрече? Что из всего здесь услышанного вы возьмете для себя? | В знак встречи родителя обмениваются открытками елки с пожеланиями, которые заранее сделали с детьми дома | |
Благодарю вас за участие! Я надеюсь, что наша встреча помогла вам осознать всю важность темы веры и надежды, а с ними и согласия в каждой семье. Не забывайте, уважаемые родители, что вы являетесь примером для своих детей и поэтому постоянно демонстрируйте своим родным и близким людям свою веру, надежду, прочность дружбы и силу согласия. Стремитесь всегда выполнять важнейшие жизненные правила: жить со всеми в мире и согласии, оставаться добрым и терпеливым, уважать старших, проявлять заботу о слабых. |
Использованная литература.
- Истоковедение, Том 5, М., Издательский дом «Истоки», 2014
- Истоковедение, Том 11, М., Издательский дом «Истоки», 2014
- Книга «Светлая надежда» М., Издательский дом «Истоки», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по программе « Социокультурные истоки» Социокультурная категория «Традиция образа» Тема: «Светлый Образ» Подготовительная группа
Предварительная работа:чтение книги «Преподобный Сергий» Е.В.Тросниковой, рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И.С.Шмелева «Благословл...
Конспект ООД по программе «Социокультурные истоки» Социокультурная категория «Традиция образа» Тема: «Светлый Образ»
Конспект ООД по программе СКИ "Светлый образ"...
Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год
Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...
Конспект по программе «Социокультурные истоки» в группе «В» компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР на тему: «Мастера и рукодельницы»
Конспект по программе«Социокультурные истоки» в группе «В» компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНРна тему: «Мастера и рукодельницы»...
Выступление по Социокультурным истокам на тему «Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство общения театрализованной деятельности»
Выступление по Социокультурным истокам на тему «Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство общения театрализованной деятельности»...