Игровые формы технологии ТРИЗ
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Жеравкова Евгения Николаевна

Значение игровых форм технологии ТРИЗ в развитии речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровые формы технологии ТРИЗ23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые формы технологии ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста

Подготовили: воспитатель Жеравкова Е.Н. (1КК)

  В последнее время на семинарах, форумах, конференциях мы часто говорим о том, как сделать, чтобы образование в ДОУ было действительно интересным, повышало мотивацию дошкольников к обучению, развитию умственных и творческих способностей, а самое главное, чтобы на него не надо было тратить огромное количество материальных средств по реализации концепции конкретных педагогических задач. Эти вопросы, в какой-то, степени, мы можем решить с помощью одного из педагогических направлений, применяемых в детском саду, технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), цель которой -  формирование нестандартного мышления и воспитания творческой личности.

  ТРИЗ для дошкольников – эта система коллективных игр, занятий, призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.

  Сегодня мы не будем углубляться в понятие и основные аспекты ТРИЗ, а представим игры, которые являются частью данной технологии и могут применяться в широкой практике.

  Задачи игр технологии ТРИЗ в дошкольном возрасте – развивать фантазию и воображение детей, учить их системному мышлению и осознанию происходящего вокруг, а также дать педагогам в руки инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира и уметь находить решения.

  Для ТРИЗ-игр, как правило, необходимо минимум материалов, основной акцент делается на рассуждениях и поиске идей для игры или задачи.

  Предлагаем познакомиться с развивающими играми технологии ТРИЗ и думаем, что эти игры помогут Вам прикоснуться к миру творчества и изобретательства.

  ТРИЗ-игры формируются в зависимости от возраста дошкольников. Поэтому объекты изобретательской деятельности будут меняться.

Младший дошкольный возраст

«Волшебная палочка»

В ТРИЗ есть приемы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение. Его суть в том, что надо мысленно представить, как какой-либо предмет начинает становиться все больше и больше или наоборот уменьшаться. А для этого можно придумать волшебную палочку!

Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»

Возможные варианты ответов:

- Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.

- Хочу увеличить выходные.

- Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

А теперь усложним эту игру дополнительными вопросами: «Зачем это увеличивать или уменьшать?»

- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было есть ее бесконечно.

- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик.

  Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что не нужное и неудобное. Вместо карандаша вы можете использовать любую палочку, пусть она у вас станет волшебной!

«Хорошо-плохо»

  Уметь находить и выявлять противоречия — важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового. В детском возрасте мы учим детей находить противоречия в мире. Для этого можно использовать игру «хорошо-плохо».

  Воспитатель называет явление или событие, а ребенок начинает рассуждать о хороших сторонах говорит почему это хорошо, а потом объясняет, в каких случаях это может быть плохо.

  Например, «Пойти гулять — это хорошо, потому что можно найти что-нибудь интересное». Ребенок продолжает: «Найти что-нибудь интересное — плохо, потому что это нельзя принести домой с улицы». Следующий говорит: «Если что-то интересное нельзя принести домой с улицы — это плохо, но можно найти что-нибудь интересное дома – это хорошо», и так далее.

Средний дошкольный возраст

«Да-да-да, когда?»

  Необходимость переключаться с одного способа работы на другой, с одной деятельности на другую, делают мышление ребенка динамичным, гибким, способным справляться с нестандартными, неожиданными задачами, развивает его творческое мышление. Для этого отлично подходит игра «Да-да-да, когда?». В ней нужно отвечать на вопросы, которые обычно подразумевают отрицательный ответ, положительно:

- Пешеход может обогнать машину! Да-да-да!

- Когда? Если машина стоит на светофоре.

- Маша может поднять слона! Да-да-да!

- Когда? Если слон игрушечный.

  Попробуйте задать такие вопросы детям и порассуждать вместе с ними, и расскажите, как по-разному устроен окружающий мир и обратите внимание на интересные вещи.

«Придумай загадку»

  Выберите любой объект, про который вы хотите сочинить загадку, определите, какой этот объект и что есть на свете, на него похожее. Например, если в качестве объекта вы выбрали «иглу», то на вопросы: «Объект какой? На что это похоже?», вы ответите: «Острая, похожа на стрелу, блестящая, похожа на ёлочную игрушку, скользкая, похожа на рыбку».

  Теперь соединяем все слова с выражением «но не» и получаем загадку: «Острая, но не стрела, блестящая, но не ёлочная игрушка, скользкая, но не рыбка. Что это такое?» Попробуем и мы с вами сочинить  такую загадку!

Старший дошкольный возраст

«Объяснялки»

Эта игра формирует умение строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

Изображение дерева и ложки.

Задача: составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке.

Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки

- В саду росло дерево, на котором…

- Висели вкусные и спелые яблочки, это дерево ….

- Яблоня. Яблочки были спелые и поэтому сами…

- Сами падали на землю.

- Так как яблочки падали, бабушка…

- Бабушка их собирала.

- Собрав яблочки, чтобы они не испортились бабушка…

- Бабушка варила вкусное варенье.

- Варенье было вкусное, поэтому…

- Внуки ели его прямо ложками.

«Жил был кто-то и было у него что-то»

Название игры звучит стихами и это не случайно, потому что эта игра связана с рифмами и стихами. Такие игры научат детей умению комбинировать слова, устанавливать связь между ними и составлять предложения.

Изображение разных предметов: лягушка газета, домик, подушка, конфета.

Наша задача найти среди этих предметов рифмующиеся между собой слова и составить четверостишие с любыми из этих слов или со всеми словами сразу.

Жила была лягушка

И была у нее подушка.

Она в домике читала газеты

И ела конфеты.

«Волшебная дорожка»

Это игра – преобразование. Суть игры, в том, что мы берем один объект и через встречу этого объекта, с другими предметами на волшебной дорожке, заимствуем от других какие-то интересные признаки, части и свойства, характерные этим предметам и улучшаем наш объект. Таким образом, через эту игру, мы получаем матрицу придумывания нового и можем сконструировать абсолютно новый объект.

Сейчас мы с вами побудем инженерами. Инженер – это тот, кто придумывает, изобретает новое или улучшает существующее. А мы попробуем трансформировать кружку.

Кружка отправляется по волшебной дорожке (описываем кружку: форма, размер, цвет, части и т.п.),

Встречает сумку.

-Что наша кружечка может взять у сумки? 

-Ремешок (чтобы мы могли нашу кружечку носить через плечо),

-Замочек (чтобы мы могли закрывать и тогда компот не расплескается)

-Кармашек (можем положить в него сахар)

Идет дальше и встречает воздушный шарик.

-Что наша кружечка может позаимствовать у воздушного шарика?

-Его свойство увеличиваться и уменьшаться.

Встречает яблоко.

-Что наша кружечка может взять у яблока?

-Форму, цвет, вкус или запах.

Итак, у нас получился новый объект, который удобно носить, можно закрыть, обладает свойством увеличиваться и уменьшаться с приятным запахом.

Через такую матрицу фантазирования можно отправить в «путешествие по волшебной дорожке» любой предмет.

  Через игры, сценарии технологии ТРИЗ мы показываем ребятам, что они могут стать такими волшебниками, которые могут улучшать мир. Кроме того, мы даем детям сценарии фантазирования, формируем умение управлять своей фантазией, закладываем основы умений выражать свои мысли в речи. Просто фантазировать умеют абсолютно все дошкольники, а вот управлять фантазией и направлять её на решение конкретной жизненной ситуации – эта способность дана не всем. И наша задача, им эти способности продемонстрировать, закрепить и научить ими пользоваться.

Технология ТРИЗ решает непосредственно следующие задачи:

‒ снимается чувство скованности,

‒ преодолевается застенчивость,

‒ развивается воображение, речевая и общая инициатива,

‒повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления

А игровые формы данной технологии помогают нам решать задачи речевого развития:

  • развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
  • формировать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
  • обогащать активный словарь;
  • развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
  • развивать речевое творчество;
  • знакомить с книжной культурой, детской литературой, понимать на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучения грамоте.

В ходе работы по применению игр с элементами ТРИЗ мы пришли к выводу, что речевое развитие неотрывно связано с развитием мышления. Именно с помощью речи оформляется и реализуется мысль. Поэтому условием речевого развития и является обогащение мысли. В своей работе по речевому развитию с применением игровых форм в приоритет мы ставим становление начальной коммуникативной компетентности ребенка, его умения решать игровые, образовательные, бытовые задачи посредством речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

"Использование игровых технологий и технологий ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах безопасного поведения на дороге."

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Поэтому главнейшим в обеспечении безопасности дорожного движения является профидактика детско...

Конспект непрерывной образовательной деятельности: речевое развитие с использованием современных образовательных игровых технологий и технологии "ТРИЗ"

конспект занятия  речевое развитие с использованием современных образовательных игровых технологий и технологии "ТРИЗ"...

Конспект НОД «Наш любимый детский сад» (с применением информационно-коммуникативной технологии здоровьесберегающих , игровой с элементами ТРИЗ- технологии)

Цел     Цель: активизировать умственные способности детей, через применение интерактивных технологий с элементами ТРИЗ.Задачи:Обучающие:- формировать умение соотносить схематичные изобр...

Технологии проектной деятельности «Формирование речи дошкольников средствами различных форм фольклора, с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ».

        Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произв...

Конспект по ФЭМП с использованием игровой методики технологии ТРИЗ - «Круги Луллия» в средней группе.

laquo;В стране математических игр».Цель: Обобщение полученных знаний по ФЭМП.Задачи:Образовательные: Закрепить умение детей двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо); ум...