звуковая культура речи: звук -с-, -сь- (развитие речи)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель. Объяснить детям артикуляцию звука «с», поупражнять в правильном, отчётливом его произношении (в словах, фразовой речи).
Задачи:
- Познакомить детей с произношением звука «с».
- Учить правильно произносить звук «с» в слогах, предложениях.
- Развивать фонематический слух детей, связанную речь.
- Совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи.
- Укреплять мышцы артикуляционного аппарата детей.
Предварительная подготовка: Д/и: «Четвёртый лишний», «Первый звук твоего имени»; отгадывание загадок, рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса детей.
Оборудование и материалы: изображение язычка, узкие полоски папирусной бумаги по количеству детей, магнитная доска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_-s-s.docx | 16.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему:
«Звуковая культура речи: звуки «с» и «сь»»
Цель. Объяснить детям артикуляцию звука «с», поупражнять в правильном, отчётливом его произношении (в словах, фразовой речи).
Задачи:
- Познакомить детей с произношением звука «с».
- Учить правильно произносить звук «с» в слогах, предложениях.
- Развивать фонематический слух детей, связанную речь.
- Совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи.
- Укреплять мышцы артикуляционного аппарата детей.
Предварительная подготовка: Д/и: «Четвёртый лишний», «Первый звук твоего имени»; отгадывание загадок, рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса детей.
Оборудование и материалы: изображение язычка, узкие полоски папирусной бумаги по количеству детей, магнитная доска.
Ход занятия
Дети рассаживаются на стульчики поставленные полукругом.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришёл необычный гость, а как его зовут вы узнаете, отгадав загадку:
Всегда во рту, а не проглотишь.
Если б не было его не сказали б ничего.
Дети: Это наш язык. (На магнитной доске вывешивается изображение Язычка)
Воспитатель: Живет-поживает Язычок в своем домике, а домик Язычка – рот. (На магнитную доску вывешивается домик Язычка). Домик открывается и закрывается. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки.) Язычок то выглядывает из домика, то прячется".
Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть его в домик. Язычок очень любит петь разные песенки. Однажды он пел: "И-и-и". Хотите спеть вместе со мной? Тогда помогайте мне: "И-и-и-и". (дети поют негромко вместе с воспитателем).
Воспитатель: - С-с-с-с, – полилась из крана вода.
- Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку.
- Хорошо, – согласился Язычок и запел: "С-с-с-с". (Произносится отрывисто.)
Давайте споем «Песенку воды» вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам (дети вместе с воспитателем поют «Песенку воды» «С-с-с-с»).
Воспитатель: Закройте домик Язычка - ротик, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: "С-с-с".
Давайте послушаем, как песня воды получается у Алины (у Вовы). (Вызывает 4–5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношением звука.)
А теперь споем песенку все вместе (дети совместно с воспитателем повторяют ещё раз «Песенку воды»).
Воспитатель: Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню.
Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.
Если петь «Песню воды» медленно и отрывисто (вот так: с…с…с…с!), то кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня (подносит к губам ладонь, но не прижимает к ним), и разрешите ветерку потанцевать (дети подносят к губам ладонь, но не прижимают к ним и медленно, отрывисто произносят звук «с»).
Воспитатель: Дружно, дети мы встаём и немного отдохнём.
Физкульминутка «Катились колёса»
Катились колёса, колёса, Руки согнуть в локтях, совершать
колеса вращательные движения вперед
Катились колёса все влево, все косо. Вращательные движения локтями
назад
Скатились колёса на луг под откос, Наклоны туловища влево – вправо ,
руки на поясе
И вот, что осталось от этих колёс. Выпрямиться, развести руки в
стороны
Дети возвращаются на свои стульчики.
Воспитатель: Посмотрите: сейчас я буду петь «Песню воды», и полосочка, которую я держу перед ртом, начнет шевелиться. Что вы видели?
Дети: Бумажка шевелилась. (Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по узкой полоске папирусной бумаги.)
Воспитатель: У каждого из вас теперь тоже есть такая волшебная полосочка. Поднесите её ко рту и спойте «Песенку воды». (дети подносят полосочку ко рту и поют «песенку воды»: С-с-с-с).
Воспитатель: Давайте посмотрим на полоску Маши, когда он поет песню (Дениса, Родиона…).
Дети по очереди дуют на полосочку, каждый на свою, а остальные дети наблюдают и ждут своей очереди.
Воспитатель: Отложите бумажную полосочку под стул и послушайте: Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на «Песню воды». Сначала он запел: "Са-са-са". Что запел Язычок? (дети повторяют за воспитателем 3-4 раза.)
Воспитатель: Потом: "Ся-ся-ся, ось-ось-ось". (Повторяют за воспитателем 3-4 раза.)
Воспитатель: Теперь Язычок предлагает нам пропеть чистоговорки:
Су-су-су – ягоды в лесу.
Ус-ус-ус – на елке много бус.
Са-са-са – под кустом лиса.
Ас-ас-ас – свет в огне погас.
Со-со-со – у Кати колесо.
Ос-ос-ос – много, много ос.
Сы-сы-сы – на стене часы.
Ыс-ыс-ыс – котик ловит крыс.
Ся-ся-ся – поймали карася.
Сю-сю-сю – кашу съели всю.
Си-си-си – уехало такси.
Усь-усь-усь – в гости пришёл гусь.
Дети повторяют чистоговорки за воспитателем каждую по 2 раза.
Воспитатель: Дети, кто сегодня приходил к нам на занятие? Что мы сегодня делали на занятии? Что больше всего понравилось, запомнилось на занятии тебе Витя (Лиза, Алсу…).
Дети: К нам сегодня на занятие приходил Язычок. Сегодня на занятии мы пели песенки и чистоговорки, играли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтальной НОД по развитию звуковой культуры речи "Звук Ш" в старшей логопедической группе
Конспект занятия по звукопроизношению...
«Звуковая культура речи. Звук «Ц». Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
«Звуковая культура речи. Звук «Ц». Конспект занятия по развитию речи в средней группе....
Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе познавательное развитие Речевое развитие Тема: Звуковая культура речи: звуки С и СЬ
Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе познавательное развитие Речевое развитие Тема: Звуковая культура речи: звуки С и СЬ ...
Конспект занятия по развитию связной речи «Звуковая культура речи. Звуки [с]-[с’]» для детей средней группы
Пятый год жизни – период наивысшей речевой активности.Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речь собственные действия...
Звуковая культура речи. Звук "Ц". Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Объяснить детям артикуляцию звука "Ц", упражнять в произношении изолировонного звука в слоге, в разных словах. Развиватьслуховое внимание и память....
Мастер - класс по развитию звуковой культуры речи детей "Со звуками играем - речь развиваем"
Мастер - класс по развитию звуковой культуры речи детей....
19.02.2024г. Конспект занятия в 1 младшей группе. Образовательная область: Речевое развитие. Развитие звуковой культуры речи. Звуки «П» и «Пь». Заучивание стихотворения «Шляпа».
Способствовать четкому и правильному произношению звуков "П" и «Пь» в словах и фразовой речи. Способствовать развитию речевого дыхания....