Лэтбук по развитию речи
картотека по развитию речи

Яковлева Анастасия Андреевна

Лэтбук по развитию речи..

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Содержание

Аннотация

2

Актуальность

3

Методические рекомендации для педагогов при работе с лэпбуком по развитии речи «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»

5

Структура пособия

6

Заключение

8

Литература

9

Аннотация

Лэпбук по развитию речи «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ» — это учебно-дидактическое пособи, которое знакомит детей со словами-антонимами, формирует представления о притяжательных и относительных прилагательных, способах их образования, обогащает словарь словами-признаками. Также учит применять в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, правильному употреблению в речи предлогов. Умение образовывать глаголы с –тся, -ться. Определять единственное и множественное число предметов.

Пособие предназначено для воспитателей, дошкольных образовательных учреждений, а также родителей воспитанников. Целевая аудитория: дети 5-7 лет.

Актуальность

Игра- один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования.

Игра является основным видом активности дошкольников, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, усваивается социальный опыт, закрепляются знания детей. Поэтому важнейшей задачей является создание условий, необходимых для более широкого внедрениях дидактических игр в образовательный процесс детей в дошкольных учреждениях.

Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения в школе и дальнейшей полноценной жизни.

Современные педагоги в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования ищут новые подходы для, идеи, технологии для того, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.

Одним из таких средств обучения дошкольников является лэпбук. Это книжка-раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием  просмотреть все ее содержимое. Однако несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы, которые объединены одной темой.

Лэпбук-это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования развивающейся предметно-пространственной среде:

  • информативен: в одной папке можно разместить достаточно много информации на определенную тематику, а не подбирать различный дидактический материал;
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения (есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально);
  • обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • вариативен: существует несколько способов использования каждой его части;
  • его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Использование таких ярких, красочных пособий позволяет решать сразу несколько задач:

  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
  • увеличить объем коррекционного воздействия.

Работа  с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность педагога наравне с детьми, отображает добровольное присоединение детей к деятельности.

Методические рекомендации для педагогов при работе с лэпбуком

 «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»

Чтобы повысить интерес детей к занятиям по развитию речи, разработан лэпбук «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ». Данное пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет и может быть использовано в разных вариантах:

  • как наглядный материал для работы в процессе подгрупповой и индивидуальной коррекционной ООД;
  • в ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению речевых задач  ОД.

Цель: превратить любое занятие в увлекательное путешествие по исследованию особенностей речевого развития.

Задачи, реализуемые в процессе использования учебно-дидактического пособия Лэпбук «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»:

  • способствовать речевому развитию детей;
  • расширить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
  • развивать навыки грамматически правильной речи детей, правильное употребление прилагательных, глаголов, предлогов;
  • развивать сотрудничество между детьми и воспитателями детского сада.

В лэпбуке представлены игры и речевой материал по развитию речи. Лэпбук имеет обучающее, познавательное и воспитательное значение, т.к. развивает речь, память, мышление, мелкую моторику.

Структура пособия

        Дидактическое пособие «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ» - предназначенная для организации интересных познавательных занятий по развитию речи дошкольников.

В лэпбук входят 13 игр:

  • Артикуляционная гимнастика

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

  • Пальчиковая гимнастика

Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие.

  • Дыхательная гимнастика

Цели дыхательной гимнастики:

- Развитие и совершенствование диафрагмального дыхания;

- Расширение грудной клетки, для большего забора воздуха, что способствует лучшему насыщению кислородом детского организма и повышению тонуса кровеносных сосудов;

- Тренировка сердечной мышцы и дыхательной мускулатуры, улучшение кровообращения;

  • Игра «Противоположности» (антонимы) 

Цель: ознакомить детей со словами-антонимами, научить находить изображения, отражающие противоположные свойства предметов и явлений;

  • Игра «Чья? Чей? Чье? Чьи?» 

Цель: формировать у детей представления о притяжательных прилагательных и правилах их применения в речи.

  • Игра «Из чего?»

Цель: ознакомить детей с особенностями применения в речи относительных прилагательных и дать представление о способах их образования. 

  • Игра «Какой, какая?» 

Цель: обогащать словарь прилагательными, находить и называть признаки предметов.

  • Игра «Назови ласково» 

Цель: учить применять в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  • Игра «Где?» 

Цель: учить правильному употреблению в речи предлогов, определяя местоположение предметов.

  • Игра "Что делает?" 

Цель: научить детей образованию глаголов с -тся, -ться.

  • Игра «Один, много»

Цель: научить определять единственное и множественное число предметов, ознакомить с названиями цветов.

  • Игра "Мой, моя, моё, мои"

Цель: упражнять в согласовании притяжательных местоимений «моя», «мой», «моѐ», «мои» с именами существительными в роде и числе.  

  • Игра «Расскажи сказку»  

Цель: научить рассказывать сказку с опорой на мнемотаблицу.

Заключение

Результатом использования учебно-дидактического пособия является развитие всех компонентов устной речи. При этом педагогам и родителям важно контролировать правильность выполнения заданий в дидактических играх.

Лэпбук является прекрасным способом подачи имеющийся информации в компактной форме.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что работа с лэпбуком оказывает положительное воздействие на речевое развитие детей. Такая позволяет:

  • обогащать словарный запас детей;
  • формировать грамматические категории;
  • развивать связную речь;
  • совершенствовать мелкую моторику;
  • развивать желание выполнять совместное игровое задание.

Литература

1.Нищева Н.В. «Играйка собирайка». Издательство: «Детство Пресс», Санкт-Петербург, 2010.

2. Микхиева Н.Ю., Мартин И.В. «Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников». Издательство: «Детство Пресс», Санкт-Петербург, 2010.

3. ШвайкоГ.С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи». Издательство: «Айрис дидактика», М., 2008.

4.Ладутько Л.К., Шкляр С.В. «Картотека дидактических игр  и упражнений по развитию речи дошкольников». 2010.

5. Нищева Н.В. «Развитие связной речи  дошкольного возраста». Издательство: «Детство Пресс», Санкт-Петербург, 2018.

Артикуляционная гимнастика

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Как заниматься артикуляционной гимнастикой: общие рекомендации

  • Длительность занятия не должна превышать 10 минут, а во время него не стоит стараться сделать как можно больше упражнений, достаточно 2–5 за раз.
  • Каждое упражнение нужно повторять по 5–7 раз. Следите за качеством выполнения – если оно начнет снижаться, это может свидетельствовать о переутомлении.
  • Удержание одной артикуляционной позы (статические упражнения) нужно выполнять в течение 7–10 секунд.
  • При подборе комплексов упражнений начинайте с самых простых, потом переходите к более сложным. Лучше всего проводить их в положении сидя и следить, чтобы спина ребенка была прямой, тело расслаблено.
  • Заниматься нужно перед зеркалом. В нем ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, который с ним занимается, и свое собственное.
  • Сначала взрослый показывает, как делать упражнение, потом контролирует, насколько качественно ребенок его выполняет. Следит, чтобы движения были точными, плавными, с правильным темпом.

Дыхательная гимнастика

Цели дыхательной гимнастики:

- Развитие и совершенствование диафрагмального дыхания;

- Расширение грудной клетки, для большего забора воздуха, что способствует лучшему насыщению кислородом детского организма и повышению тонуса кровеносных сосудов;

- Тренировка сердечной мышцы и дыхательной мускулатуры, улучшение кровообращения;

Правила выполнения

дыхательной гимнастики

1. Думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох.

Вдох - шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши).

2. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха

самостоятельно (желательно через рот). Не задерживайте и не

выталкивайте выдох. Вдох - предельно активный (только

через нос), выдох - абсолютно пассивный (через рот не видно и не слышно). Шумного выдоха не должно быть!

3. Вдох делается одновременно с движениями.

4. Упражнения можно делать стоя, сидя и лежа.

Игра "Мой, моя, моё, мои"

Цель: упражнять в согласовании притяжательных местоимений «моя», «мой», «моѐ», «мои» с именами существительными в роде и числе.

Ход игры.

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и уточняет название предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку отобрать предметы, о которых можно сказать: «моя», «мой», «мое», «мои» и разместить их на соответствующих яблочках.

Игра «Один, много»

Цель: научить определять единственное и множественное число предметов, ознакомить с названиями цветов.

Ход игры.

Карточки с изображениями предметов в единственном и множественном числе перемешиваются и раскладываются на столе изображением вверх. Каждый игрок выбирает карточки по алгоритму (ёжик - ёжики). Затем каждый ребенок называет собранные карточки. Воспитатель контролирует правильность ответов, при необходимости оказывает помощь игрокам.

Игра «Противоположности» (антонимы)

Цель: ознакомить детей со словами-антонимами, научить находить изображения, отражающие противоположные свойства предметов и явлений.

Ход игры

В игре может участвовать от 2 до 6 детей. Вариантов игры несколько. Вот один из них:

Карточки делятся на 2 стопки в каждой из которой должно быть по карточки от 1 пары антонимов.

Ведущий берет себе 1 стопку, карточки из второй стопки раздаются поровну между всеми игроками. Ведущий достает из своей стопки по одной карточке и называет слово-антоним изображенный на карточке, показывая картинку участникам игры.

Тот из игроков, который считает, что эта карточка подходит к одной из его карточек, называет слово, противоположное по значению тому, что прочитал ведущий. Если мнение игрока верно, ведущий отдает ему карточку. Если мнение игрока неверно, игроки продолжают искать подходящую карточку.

Побеждает тот, кто первым подберет пары ко всем своим карточкам.

Игра «Где?»

Цель: учить правильному употреблению в речи предлогов, определяя местоположение предметов.

Ход игры

Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов (ложка в стакане, ложка на стакане, ложка под стаканом), а также вопросы к ним: «Где ложка в стакане?, Где ложка на стакане? Где ложка под стаканом?» Ребенок должен показать соответствующую картинку.

  • Игра «Назови ласково» 

Цель: учить применять в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  • Игра «Какой, какая?» 

Цель: обогащать словарь прилагательными, находить и называть признаки предметов.

Ход игры

Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая..Подробнее: https://geoblog.ru/cel-igry-kakoi-kakaya-didakticheskaya-igra-kakaya-kakoi-kakoe/

  • Игра «Из чего?»

Цель: ознакомить детей с особенностями применения в речи относительных прилагательных и дать представление о способах их образования. 

  • Пальчиковая гимнастика

Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие.

  • Игра «Чья? Чей? Чье? Чьи?» 

Цель: формировать у детей представления о притяжательных прилагательных



Предварительный просмотр:

        

Дидактическая игра Назови ласково

Дидактическая игра Назови ласково

Игра «Назови ласково»


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...