Яркие цветы осени
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

: Систематизировать знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon развитие речи40 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Яркие цветы осени»

Тема:«Яркие цветы осени»

Приоритетные образовательные области:

«Речевое развитие», «познавательное развитие», «художественно - эстетическое развитие»

Цель: Систематизировать знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира.

Задачи:

1. Развивающие:

Развивать речь детей;

-активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Осень»

- обогащать словарный запас.

- тренировать память, внимание.

- учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки осени,

подбирать точно слова для обозначения явления.

2. Воспитательные:

Формировать дружеские отношения детей, совместное взаимодействие;

- воспитывать любовь к Русской природе.

- учиться замечать красоту.

3. Обучающие:

Способствовать закреплению знаний об осени, вспомнить ее признаки;

- учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя,

- учить пользоваться восклицательной интонацией.

Предполагаемые результаты:

Дети должны знать и называть соответствующее время года, знать и называть названия осенних месяцев, уметь пересказывать текст без помощи и вопросов воспитателя.

Виды деятельности:

Коммуникативная: чтение (восприятие) художественной литературы.

Формы организации совместной деятельности:

- Целевая прогулка

- Наблюдение

- Обследование

Предварительная работа:

Чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, Е.Ф. Трутнева, А.Н. Плещеев,

Наблюдения.

Оборудование к НОД

Демонстрационный:

Картины с изображением «Осени»

Активизация словаря:

Ранняя осень, поздняя осень, впрок, хмурая, листопад.

Ход НОД:

Вводная часть:

Чтение стихотворения И. Михайловой "Как обидно"

Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой —
Как хорош ты лист цветной!

А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул,
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул!

Красный, жёлтый, золотой...
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно!
Листьев нет — лишь ветки видно.

Основная часть:

- О каком времени года говорилось в стихотворении? (Осень) .

- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь) .

- Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)

- Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)

- Что такое листопад? (Листопад – это очень красивое явление природы. Когда наступает осень, солнышко светит реже, становится прохладно, листики на деревьях «держатся» слабо, стоит подуть ветерку, и листочки срываются с веток, и плавно кружась, падают на землю.)

А когда бывает листопад ранней или поздней осенью? (Во второй половине октября заканчивается листопад и начинается поздняя осень. Лес стоит обнаженным)

Листопад защищает организм деревьев от вредных веществ. Ученые установили, что в листьях осенью их больше, чем весной или летом. Они удаляются из дерева вместе с опавшей листвой и оно засыпает до весны.

Что происходит ранней и поздней осенью?

(Ранней осенью в садах собирают фрукты, а поздней осенью деревья стоят обнажённые

- Ранней осенью птицы улетают на юг, а поздней осенью остались

зимующие птицы.

- Ранней осенью цветут осенние цветы, а поздней осенью цветов нет.

- Ранней осенью животные готовятся к спячке, заготавливают запасы, а поздней осенью животные спят, белка и заяц линяют, меняют цвет шерсти.

- Ранней осенью чаще светит солнышко, небо ясное, деревья покрыты разноцветными листьями, а поздней осенью солнышко не греет, небо хмурое, серое, идёт холодный дождь, дуют ветра.

- Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. Листья на деревьях начинают краснеть и желтеть, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

- Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и совсем уже не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхает трава, вянут цветы. Заканчивается отлет птиц на юг.

Что происходит с природой в осенние месяцы мы с вами прочтём в стихотворении Алексея Плещеева "Осень наступила..."

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Вопросы:

1. Что делают звери в сентябре (запасают продукты впрок)

2. Что делают дети? (идут в школу)

3. Что мы собираем (грибы, ягоды)

4. Что происходит в октябре? (стаи птичек перелётных улетят от дней холодных, дождь шагает по крышам)

5. Что происходит в ноябре? (на лужах лёд)

6. Что делают люди чтоб помочь птицам зимующим пережить зиму? (вешают кормушки)

Физминутка:

Заходи в осенний лес!
(Дети выполняют ходьбу на месте).
Много здесь вокруг чудес!
(Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг).
Вот берёзки золотые стоят,
(Поднимают руки вверх).
Под берёзками грибочки
(Приседают и выполняют упражнение Грибок).
На нас глядят-
В корзинку прыгнуть хотят.
(Встают и выполняют упражнение Корзинка).

Мы с вами говорили о том, что в сентябре люди собирают грибы, а вы любите собирать грибы? Расскажите, а с кем вам приходилось собирать грибы? Какое чувство вы испытывали, когда корзина была полная, а когда пустая?

Сейчас я вам прочту рассказ Якова Тайца «По грибы», внимательно слушайте:

Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:

— Ну-ка, кто больше наберет!

Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади половинка. Надя сказала:

— Бабушка, давай меняться лукошками!

— Давай.

Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:

— Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала! Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:

— Это вовсе не мое лукошко… Это вовсе бабушкино.

Рекомендуемые вопросы к тексту:

— Куда собрались бабушка с Надей?

— Каким вы представляете себе осенний лес?

— Как вы думаете, легко собирать в лесу грибы, когда все вокруг засыпано осенними листьями?

— Случалось ли вам собирать по целой корзине грибов?

— Какое чувство вы испытывали?

— А какое чувство вы испытывали, когда возвращались из леса с пустой корзиной?

— Как вы думаете, кто умел лучше собирать грибы: бабушка или Надя? Почему?

— Сколько грибов набрала бабушка?

— Сколько грибов набрала Надя?

— Какое чувство было у Нади, когда они с бабушкой шли домой?

— Что предложила сделать Надя? Зачем, как вы думаете?

— Что произошло с Надей, почему она покраснела, когда ее похвалили?

А кто из вас может пересказать этот рассказ? (вызываю 1 – 2 детей) .

Заключительная часть:

О каком времени года мы с вами говорили сегодня?

Я очень довольна сегодня вами, вы сегодня очень помогали мне на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по английскому языку «Яркие цвета»

Цель:Создание условий для самореализации при решении поставленных в ходе урока задач.Задачи:1. Содействовать установлению в сознании ребенка устойчивых связей между накопленным и новым опытом по...

Спортивный праздник "Лето яркого цвета"

Сценарий летнего спортивного празника для детей всех возрастных групп....

Методическая разработка на тему: "Яркий цвет моего детства"

Создание условий для проявления творческих способностей детей,  эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детей и взрослых, их совместные переживания. Активизация мыслительной деятельно...

Конспект коррекционно-развивающего занятия во второй младшей группе «Четыре ярких цвета»

Цель: закрепление знаний основных цветовых эталонов (красный, желтый, зеленый, синий). Выделение синего цвета на закрепление.Задачи:1. Создать условия для положительного эмоционального ...

Квест этнокультурной направленности на тему: «Старый город в ярком цвете».

Вид проекта: детско-взрослый исследовательский проектПродолжительность: среднесрочный (с 26. 10. по 30.10.)Цель: расширение представлений детей о том, что город славен историей, традициями и достоприм...

Конспект занятия по лепке для детей 5-6 лет. Тема. «На лугу пестреют яркие цветы, бабочки летают, ползают жуки» (коллективная лепка)

Конспект занятия по лепке Тема.  «На лугу пестреют яркие цветы, бабочки летают, ползают жуки» (коллективная лепка)...