Яркие цветы осени
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
: Систематизировать знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие речи | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Яркие цветы осени»
Тема:«Яркие цветы осени»
Приоритетные образовательные области:
«Речевое развитие», «познавательное развитие», «художественно - эстетическое развитие»
Цель: Систематизировать знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира.
Задачи:
1. Развивающие:
Развивать речь детей;
-активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Осень»
- обогащать словарный запас.
- тренировать память, внимание.
- учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки осени,
подбирать точно слова для обозначения явления.
2. Воспитательные:
Формировать дружеские отношения детей, совместное взаимодействие;
- воспитывать любовь к Русской природе.
- учиться замечать красоту.
3. Обучающие:
Способствовать закреплению знаний об осени, вспомнить ее признаки;
- учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя,
- учить пользоваться восклицательной интонацией.
Предполагаемые результаты:
Дети должны знать и называть соответствующее время года, знать и называть названия осенних месяцев, уметь пересказывать текст без помощи и вопросов воспитателя.
Виды деятельности:
Коммуникативная: чтение (восприятие) художественной литературы.
Формы организации совместной деятельности:
- Целевая прогулка
- Наблюдение
- Обследование
Предварительная работа:
Чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, Е.Ф. Трутнева, А.Н. Плещеев,
Наблюдения.
Оборудование к НОД
Демонстрационный:
Картины с изображением «Осени»
Активизация словаря:
Ранняя осень, поздняя осень, впрок, хмурая, листопад.
Ход НОД:
Вводная часть:
Чтение стихотворения И. Михайловой "Как обидно"
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой —
Как хорош ты лист цветной!
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул,
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой...
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно!
Листьев нет — лишь ветки видно.
Основная часть:
- О каком времени года говорилось в стихотворении? (Осень) .
- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь) .
- Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)
- Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)
- Что такое листопад? (Листопад – это очень красивое явление природы. Когда наступает осень, солнышко светит реже, становится прохладно, листики на деревьях «держатся» слабо, стоит подуть ветерку, и листочки срываются с веток, и плавно кружась, падают на землю.)
А когда бывает листопад ранней или поздней осенью? (Во второй половине октября заканчивается листопад и начинается поздняя осень. Лес стоит обнаженным)
Листопад защищает организм деревьев от вредных веществ. Ученые установили, что в листьях осенью их больше, чем весной или летом. Они удаляются из дерева вместе с опавшей листвой и оно засыпает до весны.
Что происходит ранней и поздней осенью?
(Ранней осенью в садах собирают фрукты, а поздней осенью деревья стоят обнажённые
- Ранней осенью птицы улетают на юг, а поздней осенью остались
зимующие птицы.
- Ранней осенью цветут осенние цветы, а поздней осенью цветов нет.
- Ранней осенью животные готовятся к спячке, заготавливают запасы, а поздней осенью животные спят, белка и заяц линяют, меняют цвет шерсти.
- Ранней осенью чаще светит солнышко, небо ясное, деревья покрыты разноцветными листьями, а поздней осенью солнышко не греет, небо хмурое, серое, идёт холодный дождь, дуют ветра.
- Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. Листья на деревьях начинают краснеть и желтеть, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.
- Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и совсем уже не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхает трава, вянут цветы. Заканчивается отлет птиц на юг.
Что происходит с природой в осенние месяцы мы с вами прочтём в стихотворении Алексея Плещеева "Осень наступила..."
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Вопросы:
1. Что делают звери в сентябре (запасают продукты впрок)
2. Что делают дети? (идут в школу)
3. Что мы собираем (грибы, ягоды)
4. Что происходит в октябре? (стаи птичек перелётных улетят от дней холодных, дождь шагает по крышам)
5. Что происходит в ноябре? (на лужах лёд)
6. Что делают люди чтоб помочь птицам зимующим пережить зиму? (вешают кормушки)
Физминутка:
Заходи в осенний лес!
(Дети выполняют ходьбу на месте).
Много здесь вокруг чудес!
(Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг).
Вот берёзки золотые стоят,
(Поднимают руки вверх).
Под берёзками грибочки
(Приседают и выполняют упражнение Грибок).
На нас глядят-
В корзинку прыгнуть хотят.
(Встают и выполняют упражнение Корзинка).
Мы с вами говорили о том, что в сентябре люди собирают грибы, а вы любите собирать грибы? Расскажите, а с кем вам приходилось собирать грибы? Какое чувство вы испытывали, когда корзина была полная, а когда пустая?
Сейчас я вам прочту рассказ Якова Тайца «По грибы», внимательно слушайте:
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
— Ну-ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади половинка. Надя сказала:
— Бабушка, давай меняться лукошками!
— Давай.
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
— Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала! Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
— Это вовсе не мое лукошко… Это вовсе бабушкино.
Рекомендуемые вопросы к тексту:
— Куда собрались бабушка с Надей?
— Каким вы представляете себе осенний лес?
— Как вы думаете, легко собирать в лесу грибы, когда все вокруг засыпано осенними листьями?
— Случалось ли вам собирать по целой корзине грибов?
— Какое чувство вы испытывали?
— А какое чувство вы испытывали, когда возвращались из леса с пустой корзиной?
— Как вы думаете, кто умел лучше собирать грибы: бабушка или Надя? Почему?
— Сколько грибов набрала бабушка?
— Сколько грибов набрала Надя?
— Какое чувство было у Нади, когда они с бабушкой шли домой?
— Что предложила сделать Надя? Зачем, как вы думаете?
— Что произошло с Надей, почему она покраснела, когда ее похвалили?
А кто из вас может пересказать этот рассказ? (вызываю 1 – 2 детей) .
Заключительная часть:
О каком времени года мы с вами говорили сегодня?
Я очень довольна сегодня вами, вы сегодня очень помогали мне на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по английскому языку «Яркие цвета»
Цель:Создание условий для самореализации при решении поставленных в ходе урока задач.Задачи:1. Содействовать установлению в сознании ребенка устойчивых связей между накопленным и новым опытом по...
Спортивный праздник "Лето яркого цвета"
Сценарий летнего спортивного празника для детей всех возрастных групп....
Мастер класс - "Раскрашу жизнь яркими цветами!"
Мастер класс...
Методическая разработка на тему: "Яркий цвет моего детства"
Создание условий для проявления творческих способностей детей, эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детей и взрослых, их совместные переживания. Активизация мыслительной деятельно...
Конспект коррекционно-развивающего занятия во второй младшей группе «Четыре ярких цвета»
Цель: закрепление знаний основных цветовых эталонов (красный, желтый, зеленый, синий). Выделение синего цвета на закрепление.Задачи:1. Создать условия для положительного эмоционального ...
Квест этнокультурной направленности на тему: «Старый город в ярком цвете».
Вид проекта: детско-взрослый исследовательский проектПродолжительность: среднесрочный (с 26. 10. по 30.10.)Цель: расширение представлений детей о том, что город славен историей, традициями и достоприм...
Конспект занятия по лепке для детей 5-6 лет. Тема. «На лугу пестреют яркие цветы, бабочки летают, ползают жуки» (коллективная лепка)
Конспект занятия по лепке Тема. «На лугу пестреют яркие цветы, бабочки летают, ползают жуки» (коллективная лепка)...