Индивидуальный подход в логопедической работе
статья по развитию речи

В статье раскрываются основные задачи в индивидуальной работе учителя-логопеда с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualizatsiya.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

1.Основная цель индивидуальных занятий определяется в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии.

  • На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорректировать некоторые личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции
  • На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях (изолированно, в слогах, словах неполной слоговой структуры)
  • На индивидуальных занятиях ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых и фронтальных занятий

2. Один из важных принципов коррекционно-образовательного процесса - принцип индивидуализации.

Индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства личности, как сфера желаний и интересов, эмоциональночувственная сфера, статус в коллективе, принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка.

3. Индивидуальное обучение как и общий коррекционно-педагогический процесс строятся в соответствии с двумя этапами: подготовительным и основным, которые согласуются с содержанием педагогического воздействия по всем разделам программы.

На подготовительном этапе - формируются общефункциональные механизмы речевой и других видов деятельности (слуховое, зрительное восприятие и т.д.)

На основном этапе предусматривается формирование специфических механизмов речевой деятельности в соответствии с образовательными задачами по другим направлениям коррекционно-развивающего процесса-(произношение, лексика, грамматический строй речи, связная речь).

4. На индивидуальных занятиях все специалисты, работающие с дошкольниками с ТНР используют в разных формах организации деятельности детей игровой метод как ведущий.

5. Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута ребенка в методической литературе нет. Его построение должно быть пролонгированным, т.е. характеризовать особенности обучения и развития ребенка на протяжении определенного времени. Невозможно выстроить этот маршрут на весь период сразу, поскольку он отражает изменения (динамику) в развитии и обучении ребенка. Это позволяет вовремя корректировать компоненты коррекционно-педагогического процесса. Следовательно, можно говорить о вариативных образовательных маршрутах.

6. Основные требования к организации индивидуальной помощи ребенку в коррекционном процессе: индивидуальные занятия рекомендуется проводить ежедневно от 10 минут на первом этапе и удлинять работу на последующих этапах до 15-20 минут. Для этого в режиме дня предусматривается время с 11.00 -12.30. Время для индивидуальной работы сочетается с режимом занятий.

С учетом общих программных рекомендаций к индивидуальному коррекционно-образовательному маршруту в работе своего дошкольного учреждения мы определили и утвердили на Педагогическом совете требования к планированию индивидуального маршрута для всех специалистов, работающих с детьми с ТНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребен...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребен...

Комплексный подход в логопедической работе с детьми с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка.

Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями.Логопедическая работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующи...

Статья :Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение во...

Индивидуальный подход в педагогической работе.

Индивидуальный подход в педагогической работе. Главной тенденцией системы образования в России является формирование ценностного отношения личности к социальной и природной среде и самого себя. С...

Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе с детьми с ОВЗ

Нейропсихологический подход при внедрении  здоровьесберегающих техник с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы  с дошкольниками с ОНР....

Нейропсихологический подход в логопедической работе учителя- логопеда, учителя-дефектолога с детьми ТНР

Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную стратегию сопровождения....