Конспект НОД «Путешествие в страну фольклора» в средней группе.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Приобщаем детей к устному народному творчеству, на примере пословиц, поговорок, загадок, русских народных игр.

Задачи:

Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора.

Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.

Развивать связную речь, мышление, память.

Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД  «Путешествие в страну фольклора» в средней группе.

Цель: Приобщать детей к устному народному творчеству, на примере пословиц, поговорок, загадок, русских народных игр.

Задачи:

Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора.

Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.

Развивать связную речь, мышление, память.

Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Ход

К вам сегодня я пришла, тут шкатулку  принесла.

А шкатулка  не простая, а волшебная, расписная.

Мы тихонько открываем, что внутри сейчас узнаем.

Сейчас по смотрю и вам задание скажу.»

Воспитатель: Русские народные сказки, потешки, поговорки, пословицы, загадки, считалки да заклички, а кто их сочинил?

Дети: Народ.

Воспитатель: Молодцы, совершенно верно, люди из уст в уста передавали друг другу русские народные сказки, потешки, поговорки, пословицы, загадки, считалки да заклички, хороводы, дразнилки.

Поэтому и стали называть всё это – устное народное творчество, или фольклор.

Слово новое, необычное, давайте вместе его произнесем. ФОЛЬКЛОР, да ещё раз, проговорим – ФОЛЬКЛОР.

А Саша сможет его повторить, Лера, София?

Спасибо, молодцы.

Воспитатель: А скажите мне ребята, какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Молодцы! Верно подмечено, пришла весна, зовут люди солнышко, чтобы скорее тепло наступило, трава и листочки зазеленели. Давайте мы солнышко позовём. Встанем в хоровод, солнышко будем звать.

/Воспитатель с детьми повторяет закличку/

Солнышко, покажись! Красное появись!

Поскорей, не робей, нас, ребят, обогрей!»

Воспитатель: Давайте все посмотрим в окошко, полюбуемся весенней погодой и природой. Весной много солнца, все рады теплу.

Есть такая поговорка: «Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает».

/Воспитатель несколько раз с детьми повторяет поговорку/

Воспитатель: «Поговорка цветочек – пословица ягодка».

Да, пословица – недаром молвится» – это короткие мудрые мысли.

«Поспешишь – людей насмешишь»)

Воспитатель. Что означает эта пословица? Ответы детей

-(действовать не торопясь, чтобы не допустить ошибки и не вызвать насмешек).

Без труда- не вынешь рыбку из пруда.

Воспитатель. А еще любили люди пошутить, да посмеяться, вот и придумали они дразнилки.

1. Ваня, Ваня, простота, купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед и поехал в огород.

2. Вова, Вова карапуз. Съел у бабушки арбуз,

Бабушка ругается, а Вова отпирается:

«Это, бабушка, не я, это кошечка твоя»

3. Денис – барбарис, на веревочке повис,

Как веревка оборвется, так Денис перевернется».

Ребята, чтобы научить детей говорить чисто правильно, народ придумал много чистоговорок и скороговорок. Вспомните, какие скороговорки вы знаете?

Дети: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Проворонила ворона, Вороненка».

/Скороговорку произносит воспитатель/

«От топота копыт, пыль по полю летит!»

/Воспитатель вместе с детьми проговаривает несколько раз, сначала медленно, затем быстро, и меняя интонацию голоса. Просит повторить детей индивидуально/

Воспитатель: Ребята, а давайте придумаем чистоговорку сами?

В сундучке-то непростом, есть картинки ( оса, жук.)

/Воспитатель показывает картинки – карточки и предлагает детям придумать чистоговорку самим/

Например: Оса

Су-су-су – я боюсь осу.

Дети: Са-са-са – на цветке сидит оса;

Например: Жук

Жу-жу-жу – на траве лежу;

Дети: Жу-жу-жу – жуку кофточку вяжу

Воспитатель: Молодцы! Как у вас здорово получается!

/Воспитатель заглядывает в сундучок/

Воспитатель: Ой, а кто это здесь еще лежит?

Загадка:  Сидит дед в 100 шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает

Как вы догадались? (ответы) Это загадка.

Воспитатель обращается к детям, а сейчас каждый из вас загадает загадку.

- Без окон, без дверей – полна горница людей (огурец)

- Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь)молодцы.

Воспитатель зачитывает «Раз, два, три, четыре, пять, начинаю я считать,

К нам сороки прилетели и тебе водить велели». Что это?

Ответы детей (считалка)

Воспитатель. Для чего нужны считалки?

Ответы детей (чтобы выбрать водящего в игре)

Воспитатель спрашивает у детей считалки.

Ответы детей (2-3 считалки)

А в заключении поиграем в игру «Золотые ворота».

Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». (Можно добавить музыкальный вариант игры)

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота.

Пропускают не всегда

Первый раз прощается

Второй запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота»

Итог;

Воспитатель подводит итог, что же такое фольклор?- ответы детей

Что вам больше всего запомнилось сегодня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия "Путешествие в страну литературию" для средней группы

Интегрированная непосредственная образовательная деятельностиь (коммуникация + художественное творчество)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Социализация» по теме: «Путешествие в страну Добрых дел» (средняя группа). Подготовила: воспитатель Постолова Галина Борисовна

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств является одним из направлений в работе детского сада. Овладение правилами поведения способствует образованию у ребёнка первых нравственн...

Конспект комплексного занятия «Путешествие в страну эмоций» для средней группе

Конспект комплексного занятия «Путешествие в страну эмоций» для средней группе П.С:- Познакомить детей с разными проявлениями эмоций;-Учить детей различать эмоции;Задачи:ОбразовательныеОбласть по...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Путешествие в страну фольклора» в старшей группе.

В ходе занятия дети знакомятся с характерными чертами русского народного фольклора....

Конспект развлечения «Путешествие в страну Насекомоляндия» в средней группе.

В конспекте представлена итоговая работа по теме "Насекомые" в средней группе....