«Развитие мелкой моторики у детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Братушева Алена Николаевна

Развитие мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx616.64 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

«Развитие мелкой моторики у детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Ум ребенка находится

на кончиках его пальцев.

В.А. Сухомлинский

    Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

     Тренировать пальцы рук можно уже с шести месячного возраста. Простейший метод - массаж. Для определения уровня развития речи детей первых дней жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика и т.д. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления добиться не удается.

    Одним из эффективных способов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые:https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1712117/pub_5e88074e99b22b07918998cc_5e8808bf68b513382843a182/scale_1200

  • способствуют овладению навыками мелкой моторики,
  • помогают развивать речь,
  • повышают работоспособность коры головного мозга,
  • развивают у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение,
  • снимают тревожность.

   Чем раньше мы начнем развивать мелкую моторику пальцев рук (и ног), тем полноценнее развитие ребенка. Поэтому мы будем рассматривать развитие мелкой моторики   детей раннего возраста.

          ●    анализ психолого-педагогической литературы,

          ●    наблюдение,

          ●    беседа,

          ●    анкетирование родителей.

      Моторика вся сфера двигательных функций организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психические аспекты.

Мелкая моторика совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. 

        Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека; использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.

   Игра – один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.https://obgonay.ru/800/600/http/mdoy.ru/upload/dou/206/%D0%BF%D0%B39.JPG

   Пальчиковая игра – действие, при помощи пальцев, воссоздающее разнообразные области действительности, в основе которых лежит народный фольклор.

   Пальчиковый театр – особый вид театральных представлений, в которых вместо актеров действуют пальчиковые куклы, приводимые в движение рукой человека.

   Развитие – направленное, закономерное изменение; процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных преобразований особей с момента зарождения до конца жизни.

    О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки - видимой частью полушарий головного мозга.

   Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

    Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка

Сенсомоторной координации — согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий глаза помогают рукам.

По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для формирования личности человека в целом.

    Пальчиковые игры и нетрадиционные техники развития мелкой моторики рук детей раннего возраста

     Пальчиковые игры, упражнения и нетрадиционные техники уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-410071-1457421429.jpg

   Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

   Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Давайте разберёмся. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.

   Пальчиковые игры – это замечательный материал для быстрого овладения простейшими математическими понятиями, начиная от счета и заканчивая такими категориями, как вправо – влево, выше – ниже, дальше – ближе, длиннее – короче, больше – меньше и т.п.

Принцип подбора игр

Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.)

   Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными.

Наибольший интерес представляют игры:

  1.  на расслабление;
  2.  в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;
  3. на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое).
  1. Группы пальчиковых игр

С моей точки зрения, пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому я разделила их на группы и определила назначение. 

  1. Игры – манипуляции.https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e32/0011c171-96627708/hello_html_m7545c4a9.jpg

«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

  1.  Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

  1. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

 «Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. 

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

   В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d0595ad128d1965a0a5beb76c650c706-l&ref=rim&n=13&w=1080&h=808

  «Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.

    «Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.https://razvivajka.com/wp-content/uploads/netradicionnye-metodi-razvitie-melkoj-motoriki-ruk-u-detey.jpg

  1. Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

 «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе. 

Заключение

   Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше, красивее, талантливее, умнее. Природа им подарила эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут нас, удивлять и восхищать. До самореализации долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство.

Рекомендации подготовила

Воспитатель 2 младшей группы

Семенец Е.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

В этом материале,говорится о развитии речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий....

План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»....

План самообразования воспитателя второй младшей группы- «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности...